Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подростковые клубы как форма организации досуга детей и подростков




В последние годы во многих регионах России развитие культурно-досуговой деятельности имеет вариативный характер. Происходящая реорганизация в культурно-досуговой сфере, ли­квидация многих клубных учреждений и изменение их деятельности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по ин­тересам в микросоциумах. При целесообразно сформированной педагогической деятельности, имеющей непосредственное влияние на выбор свободного времени подростков и молодежи, про­исходит развитие организованных и неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества.

Несмотря на все трудности в организации работы учреждений досуга, процесс демократизации общества усилил проявление инициативы среди работников социально-культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных форм работы, и модификация ценностной ориентации подростков, стремление к независимым и свободным видам досуга, являющимся основными в работе многих культурно-досуговых учреждений на современ­ном этапе. Множество вариантов дискуссии о возможном пере­мещении клубных объединений в стены школьных учреждений, где существует довольно большое количество кружковых коллек­тивов, стали основной темой поиска новых путей в организации досуга подростков. Но возлагать на школу всю работу по органи­зации досуга школьников вряд ли правомочно, так как многие из них, особенно в городах, страдают от нехватки помещений (заня­тия в две-три смены), да и школьная атмосфера не всегда распола­гает к свободному общению и вовлечению наибольшего количе­ства детей и подростков в сферу любительского творчества.

В структуре социальных потребностей современного город­ского населения возросла тенденция к неформальному «дворо­вому общению». Неформальные группы существуют повсемест­но, охватывая большинство подростков. Зачастую эти группы функционируют вне педагогического руководства и контроля, выпадая, таким образом, из сферы внешкольной работы.

Одним из путей решения этой проблемы явилась во всех ре­гионах страны активизация деятельности подростковых клубов по месту жительства. К тому же с развитием подростковых клу­бов появилась возможность объединения усилий школы, семьи, государственных учреждений и общественных организаций для непрерывного воспитательного процесса.

В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие: снижению уровня девиантности; активизации развивающего до­суга несовершеннолетних, молодежи; формированию физиче­ской культуры и здорового образа жизни в молодежной среде.

В соответствии с имеющейся базой, контингентом ребят, по­сещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, про­филем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрослых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компетентность в раз­личных видах искусства не только порождают у подростков и молодежи внутреннее противоречие между имеющимся и необ­ходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

Работа подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами.

Наибольшей популярностью пользуются традиционные формы любительских объединений и клубов по интересам, где впроцессе музыкально-педагогического воспитания формируются и развиваются индивидуальные исполнительские способности личности. Творческие, исполнительские способности развивают­ся в процессе жизнедеятельности человека, поэтому необходимо создавать такие социальные условия, которые способствуют их формированию. Среди главных и ключевых проблем подростков можно отметить организацию досуга и их поддержку в период взросления. Возникает необходимость формирования служб со­циально-психологической помощи подросткам и молодежи, а также возможность реализации региональных программ соци­ально-психологической, культурно-образовательной реабилита­ции.

Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, пита­тельный микроклимат познания и творчества. В подростковых клубах подрастающее поколение реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.

Педагог любительского объединения при руководстве коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для разви­тия личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохно­вение педагога, личности или группы, наличие новизны в имею­щихся формах деятельности и «животворящая струя» оригинальности идей, не характерных для данных условий. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.

Для стимулирования участия подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение навыков культурного досуга, которое возможно при:

• обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания подростков и молодежи в самодеятельных художе­ственных организациях;

• создании и реализации программ по организации неформального общения в подростковых и молодежных группах, при учете демографических данных, склонностей и интересов;

• создании условий для самостоятельного, индивидуально­го вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего применять многообразие развлека­тельных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенно­сти в своих силах;

• осуществлении специфических условий развития каждо­го индивида при выявлении внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного твор­чества в сфере свободного времени;

• варьировании методов воспитания и увлечений в круж­ках, студиях, любительских объединениях для самостоятельного выбора индивидом видов и жанров любительского художественного творчества;

• привлечении местного населения в клубы по интересам и любительские объединения к живому действу гармонии, красоты и старины;

А для этого необходимо научиться:

• работать с детьми на близкой психологической дистан­ции (контакт общения, внутреннее ощущение состояния каждой личности);

• организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с детьми и молодежью; привлекать в детское и молодежное любительское движение людей старшего возраста, занимающихся каким-либо видом художественного творчества на дому для совместного времяпрепровождения, с целью общения и передачи опыта мастерства; отмечать инициативных участников, а также спонсоров (телевидение, газетные публикации, брошюры из опыта работы сотрудников сферы культуры и досуга), принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края.

Таким образом, вышеперечисленные рекомендации направ­лены на создание единой системы организации любительского движения по месту жительства. Все это говорит о том, что подростковые клубы по месту жительства - это почва для самовы­ражения, развития и выявления творческих способностей лично­сти, где реализуются сиюминутные желания, зарождается новый талант, складывается атмосфера развития любительства, домашнего неорганизованного творчества.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

3. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам современного педагога

4. Охарактеризуйте основные проблемные области современных подро­стков.

Литература основная: 1,3,4,5

Литература дополнительная: 1,12,13,24,35,38,51,59,62

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...