Роль и значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
Изучение роли, значения и направленности социально-культурной деятельности на институт семьи необходимо начать с анализа практической работы социально-культурных учреждений в свете законодательных актов государства и научно-практической деятельности. В Российской Федерации прослеживаются значительные изменения в функционировании института семьи. Традиционной формой проведения свободного времени семьи на селе являются семейные клубы. За время реформ произошло снижение экономических потенциалов народного хозяйства, что обусловило разрушение экономической базы основных фондов и уменьшение оборотного финансирования социально-культурных учреждений. Финансовый хозрасчет, как форма экономической самостоятельности, не обеспечил сохранения материального, культурного, духовного и профессионального потенциалов учреждений досуга. Социально-культурные учреждения испытывают кризис в качестве и количестве подготовленных кадров, что обусловлено общим низким качеством жизни, исключающим специализацию, которая является основой деятельности семейного специалиста. Другим аспектом психологической и педагогической работы с семьями, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции социальных педагогов, практических специалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных институтах. Сказывается отсутствие профессионального отбора абитуриентов, низкая профессиональная направленность и готовность этих специалистов, слабая учебно-методическая база обучения студентов. Стабильность государства и нации, его цивилизованность зависят от прочности семей и цивилизованности отношений в них.
Учреждения социально-культурной сферы являются неотъемлемыми составляющими и формирующими структурами государственного управления нации. Государство провозгласило и стремится воплотить в жизнь «Основные направления государственной семейной политики». Целью данной системы мер является создание условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей коммуникативной, досуговой, сексуальной, репродуктивной, воспитательной, содержания детей, материальной функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психологического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов. Последнее обеспечит предупреждение асоциального развития и становления личности членов семьи. Учреждения социально-культурной сферы занимают значимое место в реализации «Основных направлений государственной семейной политики», а также в жизни как отдельной семьи, так и всего социума. От деятельности современных учреждений социально-культурной сферы, от методов, форм и, что самое главное, целей работы зависит дальнейшие их место в жизни социума и их востребованность семьями, то есть всем населением страны. Характер особенностей деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи является эпизодическим и непоследовательным, основанным на воздействии не на причинно-следственные связи и механизмы развития социальной аномии и дезинтеграции, а на устранении их последствий. Возникают принципиальные проблемы в постановке целей в работе с институтом семьи, отсутствуют необходимые знания, практические навыки и умения в этой работе, особенно в понимании групповой динамики и психологии межличностных отношений членов семьи.
Отсутствует государственно-национальная целостность направленности деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи. Основой их деятельности во многих случаях является календарный план, что определяет формальный характер работы и ориентацию не на социальный и в частности не региональный заказ, а на традицию государственного, административного руководства. Необходимость планомерной системы деятельности в масштабах страны - семейной политики определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, которые были обусловлены историческим развитием, процессами индустриализации, реформации и другими связанными с ними процессами и которые в своей совокупности обусловливают кризис семьи как социального института, как долговременные и многомерные тенденции. Это происходит в силу: • процессов стратификации общества: образования буржуазных, бюрократических, олигархических, демократических и иных элит, диктующих свои интересы обществу; • утраты национальных производственных, научных и технических потенциалов, культурно-духовного богатства нации; • обусловленности изменений, особенно таких, как исследования, нововведения, развитие и распространение, подчинение интересам различных власть предержащих социальных групп; • возрастания социального и индивидуального отчуждения как между властью и обществом, среди групп населения, так и между членами семьи; • индустриализации, модернизации и специализации во всемирном масштабе; • роста мегаполисов и одновременного регресса и опустошения сельских регионов; • снижения значения как основных, так и любительских занятий; • распространения грамотности и образования; • возрастания способности к массовым разрушениям, в том числе экологического плана, • возрастания темпов указанных изменений. В числе причин, обусловивших увеличение социально-культурных проблем семьи, выявлены: • Традиция отчуждения интересов государства от интересов личности и населения, состоящих в подавляющем числе из семейных людей.
• Рост противоречий между личными интересами людей, с одной стороны, и интересами правящего класса и государства - с другой. Эксплуатация личности социумом, осуществляемая посредством общественных организаций, средств массовой информации, используя интересы населения, в том числе ценности семейной жизни. • Рост социального недоверия и равнодушия, негативного и агрессивного отношения к реальности, что обусловливает материалистическое, эгоистическое, часто мистическое отношение к обществу и государству. • Низкое качество жизни, особенно в сельской местности, что во многом обусловлено индустриализацией и урбанизацией, которые привели к тому, что много сельских жителей поселилось в городах, вдали от своего социума и привычного окружения, что есть одно из оснований маргинализации. • Усиление зависимости семьи от административного государственного аппарата. Усиление социально-культурной изоляции семьи и социальной дифференциации, связанной с увеличением количества служб, рабочих должностей, градаций заработной платы и т.д. • Усиление состояния беспомощности перед ростом всякого рода проблем в государственном масштабе. • Ускоренный рост технического прогресса за рубежом, который превосходит уровень профессиональной подготовки в учебных заведениях нашей страны. Подготовка социально-культурных работников пассивно влияет на процессы социализации личности в семье. Стереотипность и похожесть клубов семьи отражают современное положение дел в работе с институтом семьи. Другим аспектом социальной и психологической работы с семьей, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции практических специалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных мероприятиях. Эффективность работы этих специалистов ограничивается следующими факторами: • отсутствием философии безупречного качества образования; • образовательной и профессиональной дезинтегрированностью системы подготовки специалистов в стране;
• отсутствием профессионального отбора абитуриентов; • низкой профессиональной направленностью, готовностью и непродуктивной Я-концепцией этих специалистов; • слабой учебно-методической базой обучения; • ориентацией специалистов не на повышение профессиональных знаний, умений и навыков, а на систему межличностных отношений и связей; • примитивной социальной ментальностью и общим недостаточным и ограниченным уровнем личностной культуры в современном обществе; • ориентацией семейных специалистов на использование тестовых методик в ущерб развитию умений межличностного глубокого, интенсивного и созидательного взаимодействия с клиентами социально-культурных учреждений; • административным руководством этой работой, в основе которого находится стремление не к стойким и долгосрочным результатам, а к массовости и в силу этого к поверхностным и нестойким результатам. Современная подготовка выпускников учебных заведений не позволяет обеспечить в настоящих условиях эффективную психологическую, социально-культурную и социальную деятельность. Роль, отводимая высшим учебным заведениям в обществе, обязывает их к проведению эффективного комплекса мероприятий учебного и внеучебного плана в реализации государственной семейной политики и удовлетворению масштабного и постоянного по времени социального заказа. В университетах семье уделяется незначительное внимание как в учебных планах, так и в процессах социальной деятельности. Совокупность перечисленных выше факторов формирует пассивную и потребительскую направленность молодых людей. Основными недостатками в решении социально-культурных проблем семьи, помимо устранения экономической дефицитарности, являются: • Отсутствие фамилистической ориентации средств массовой информации. Они недостаточно и несистематически проводят в жизнь фамилистически ориентированные программы. В силу этого не сформирован социальный заказ на данные передачи. В то же время именно средства массовой информации обладают необходимыми возможностями для позитивного формирования общественного мнения и ментальности, культуры и национальной семейной идеологии. В настоящее время преобладает пропаганда средствами массовой информации антисемейных и негуманистических ценностей. • Отсутствие фамилистической ориентации в образовательных программах средней и высшей школы. Это во многом снижает качество деятельности учреждений социально-культурной сферы в работе с институтом семьи. • Отсутствие индивидуальной мировоззренческой ориентации у специалистов.
• Отсутствие национальной фамилистической идеологии, которая имела традицию в историко-культурном и философском наследии России. • Отсутствие фамилистической направленности государственной системы, и в частности учреждений социально-культурной сферы, психологической и социальной деятельности. Необходимо для изменения современной реальности института семьи: 1. Изменить систему приоритетов средств массовой информации, направив их на семейные и гуманистические ценности. 2. Изменить образовательные программы средней и высшей школы, организовать подготовку социально-культурных специалистов для работы с институтом семьи. 3. Сформировать у выпускников средней и высшей школы индивидуальные мировоззренческие фамилистические установки, организовав постоянно действующие мероприятия для школьников и студентов. 4. Обусловить в социальном масштабе востребованность и преемственность национальной фамилистической идеологии. 5. Сориентировать государственное управление на решении проблем семейной политики и благополучии каждой семьи. Направить деятельность учреждений социально-культурной сферы на удовлетворение фамилистического социального заказа. Необходима реализация комплекса мер большого масштаба для решения сложной и имеющей важное социальное значение проблемы реализации семьей ее функций и повышения качества ее жизни. Эти профилактические мероприятия, основанные на понимании психолого-педагогических, социальных, экономических, демографических и иных процессов, происходящих в семье, позволят добиться реального изменения жизни семьи. Новое содержание традиционных форм и методов социально-культурной деятельности, ориентированное на становление благоприятного психологического климата, является серьезным фактором семейной интеграции и позитивного изменения реальности, дополнения настоящих форм и методов рекреативной работы. При условии изменения педагогического процесса и становления качественно нового уровня профессиональной подготовки специалистов это позволит воплотить в жизнь конкретные основы интеграции института семьи в системе рекреативной деятельности. Таким образом, социально-культурная деятельность - процесс, который нуждается в постоянном обновлении каждым специалистом, каждым человеком, и начинается он с родительской семьи, продолжаясь в супружеской семье. Это процесс обогащения и преобразования личных духовных потенций в духовную атмосферу всего общества. Этот процесс есть безусловная ценность, при адекватности его потребностям общества. Данная ценность выступает как общекультурное социальное явление, выражающее органичную связь личности и окружающего мира. Контрольные вопросы: 1. В чем заключается сущность семьи? 2. По каким признакам осуществляется классификация семей? 3. Назовите формы брака. 4. Дайте характеристику функциям семьи. 5. Каково значение функций семьи в процессе социализации личности? 6. Типы семей. 7. Охарактеризуйте основные проблемы организации досуга семьи. 8. Формы семейной дезорганизации. 9. Какие вам известны методики досуговой работы с семьей. 10.Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга. Литература основная:. 1,3,4,5 Литература дополнительная: 1,12,13,24,35,51,60
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|