Законодательство РФ об организации особо охраняемых природных территорий.
Система законодательства об особо охраняемых природных территориях - многоуровневая категория. В настоящий момент правовой основой организации, регулирования, охраны и использования ООПТ являются: а) Конституция Российской Федерации (ч.1 ст.72), относящая особо охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; б) Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иные федеральные нормативные правовые акты; в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, на территории Тюменской области Законом "Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области" № 303 от 28.12.2004 г. устанавливаются общие принципы охраны и использования ООПТ, полномочия органов государственной власти Тюменской области, определяются категории ООПТ, порядок их образования и ликвидации, режим охраны, а также порядок финансирования ООПТ. Существует несколько категорий ООПТ: государственные природные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки; ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Наряду с упомянутыми категориями ООПТ Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории ООПТ. Особо охраняемые объекты могут быть федерального, регионального и местного значения. Возможно и создание особо охраняемых объектов международного значения. Особо охраняемый объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью ООПТ, определенной законодательством РФ.
Для защиты отдельных категорий ООПТ (например, государственных природных заповедников) от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Общими характерными чертами правового режима земель ООПТ является их природоохранное назначение, ограничение их хозяйственного использования, их оздоровительное, рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское и историко-культурное назначение. Вместе с тем каждая из составляющих данную категорию земель, помимо общих черт, имеет и определенные особенности. В этой связи земли особо охраняемых территорий и объектов подразделяются на земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рекреационного назначения; природоохранного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Земли ООПТ относятся к объектам национального достояния. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. На землях данной категории, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить в последующем землями ООПТ, с последующим изъятием этих земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении хозяйственной деятельности на них.
На землях ООПТ федерального значения запрещено: предоставление садовых и дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием земельных участков, в том числе путем выкупа, так и без такового. Земельные участки, занятые природными комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников, землепользователей, землевладельцев. Первые сведения о создании заповедных территорий в нашей стране относятся к периоду XIV-XV вв. - на определенных участках вводились полный или частичный запреты на охоту, лов рыбы, рубку лесов, посещаемость посторонними определенных территорий. Охрана таких территорий осуществлялась на основании царских указов (Указ Петра I по охране "корабельных рощ", Указ Екатерины II по охране заказных рощ). Способствовала их охране и деятельность монастырей, объявлявших заповедными отдельные участки леса с их животным миром (заповедный лес Троице-Сергиевской лавры, о. Валаам и др.). Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы. 1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.
2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников. 3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков. Во исполнение постановления Правительства России № 1249 приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. № 312 утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий. Указанные Правила, в частности, устанавливают, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения: о правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ; о географическом положении, границах и площади ООПТ; об административной и ведомственной подчиненности; о задачах, возложенных на конкретные ООПТ; о режиме и способах особой охраны этих территорий; об охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим); об экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов; о степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов; о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон; о степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов; о мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ; о структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;
о юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты); о финансировании и материально-технической базе ООПТ; о последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ); о лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее; об источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ. Согласно вышеупомянутым Правилам, кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. С учетом изменений в федеральном законодательстве на региональном уровне приняты законы Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области" от 28.12.2004 № 302 и "Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области" от 28.12.2004 № 303, законы Ямало-Ненецкого автономного округа "Об охране окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе" от 09.11.2004 № 67-3АО и "Об особо охраняемых природных территориях в Ямало-Ненецком автономном округе" от 09.11.2004 № 69-ЗАО. Областным законом "Об охране окружающей среды в Тюменской области" взаимоувязаны применяемые в областном и федеральном законодательстве основные понятия, определены полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти области в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, установлен порядок их реализации. Закон Тюменской области кроме общих принципов выделяет следующее: о приоритет интересов ООПТ перед интересами их использования; обязательный учет расположения и особенностей использования ООПТ при разработке планов и программ социально-экономического развития территорий и рекреационной деятельности, схем недро - и водопользования, при подготовке градостроительной документации, при проведении песо-, земле - и охотоустройства. Он же предусматривает возможность создания ряда категорий ООПТ в дополнение к определенным Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях": особо охраняемые водные объекты, городские парки, экологические полигоны, плантации и питомники. Последние понятия вводятся законом в следующей редакции: экологический полигон - особо охраняемая природная территория, предназначенная для мониторинга фонового состояния окружающей природной среды, апробации методик ведения экологического мониторинга, проведения научно-исследовательских работ в сфере сохранения биологического разнообразия, использования и восстановления биологических ресурсов
экологические плантации и питомники - особо охраняемые природные территории, предназначенные для проведения работ по разведению, выращиванию и расселению редких видов животных, растений и грибов, по акклиматизации и воспроизводству ценных в ресурсном отношении биологических объектов, по созданию генетических банков. Особенностью закона Ямало-Ненецкого автономного округа является обязательность проведения государственной экологической экспертизы материалов не только по организации и использованию ООПТ (как требует федеральное законодательство), но и по их ликвидации. Нормативная правовая база региона по обеспечению функционирования ООПТ постоянно совершенствуется. Постановлением Губернатора Тюменской области от 21.10 02. № 383 "О мероприятиях по определению и резервированию земель ООПТ регионального значения" утверждена "Схема развития и размещения системы ООПТ регионального значения Тюменской области на 2002-2005 годы". В 2004 году в неё внесены изменения и дополнения (от 20.02.2004 № 50, от 25.10.2004 № 129-пк и от 27.12.2004 №233-пк), касающиеся как определения новых участков, подлежащих резервированию, так и режима их использования. В целом на юге области для создания ООПТ регионального значения зарезервированы 63 земельных участка общей площадью свыше 1128.3 тыс. га. До момента принятия решения о создании ООПТ на этих участках запрещено осуществление многих видов деятельности, способных причинить вред природно-ландшафтным комплексам или предусмотрено их согласование с департаментом недропользования и экологии Тюменской области. Одновременно с этим разрешены традиционные для данных территорий виды антропогенного вмешательства, осуществляемые до принятия решения о резервировании, в том числе распашка, сенокошение, рубка леса, запланированная материалами лесоустройства, а также охота, рыболовство, рыбоводство и иные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|