Роль особо охраняемых территорий в сохранении редких и исчезающих видов растений и животных
Особо охраняемые территории, как инфраструктура охраны природных комплексов и животного мира в современной экологической обстановке, выполняют бесценную роль резерватов фауны. На их базе сохраняются и восстанавливаются такие виды животных и птиц, как речной бобр, дикий северный олень, косуля, кабан, лось, стерх, краснозобая казарка, кудрявый пеликан, большой баклан, савка, пискулька, тундровый лебедь, орлан-белохвост, беркут, глухарь, скопа, сапсан и многие другие. ООПТ не только могут обеспечить саморегуляцию экосистем и экологических процессов на территории ООПТ, но и являются залогом стабильности экологической обстановки на прилегающих территориях. В природном комплексе все взаимосвязано и потеря любого компонента невосполнима и отрицательно сказывается на его устойчивости. Чтобы избежать негативных последствий, в Тюменской области должен быть реализован ряд мер, направленных на стабилизацию, а в дальнейшем и на улучшение, качества окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов. Концепцией социально-экономического развития Тюменской области на период до 2010 года определены следующие направления государственной политики в сфере экологии: внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития; формирование эколого-ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, высокой ресурсо- и энергоэффективностью. В соответствии с этим, основной целью развития Тюменской области является обеспечение сбалансированного и эффективного использования природно-ресурсного потенциала, стабилизация и улучшение экологической ситуации в условиях подъема экономики и роста производства.
Наблюдается ежегодное увеличение финансового обеспечения функционирования государственных природных заповедников. Несмотря на существующие трудности, в первую очередь связанные с недостаточным финансированием, проводятся научно-исследовательские изыскания, организуются мероприятия по экологическому образованию и просвещению населения. Так, в заповеднике "Верхне-Тазовский" разработана классификация типов земель и почвенных разновидностей, осуществлялось картографирование растительности и изучение закономерностей динамики растительного покрова под влиянием пожаров. В последние годы в заповедниках значительно активизировались работы по инвентаризации видового состава флоры и фауны (табл.7). В результате были выявлены новые виды зверей, птиц и растений, ранее не отмечавшихся на территории заповедников, обнаружены новые места обитания ряда редких растений и животных.
Таблица 7. Количество охраняемых видов в заповедниках тюменской области
В целом существующая в области сеть особо охраняемых природных территорий не охватывает всего многообразия природных комплексов и уникальных в эстетическом, культурно-историческом и экологическом плане природных объектов, что требует дальнейшего ее развития.
Заключение
В рамках работ по созданию ООПТ в Тюменской области выполнены исследования по оценке видового разнообразия растительного и животного мира, состояние популяций охраняемых видов, степени сохранности как мест обитания, так и ландшафтов в целом в заказниках регионального значения "Таволжанский", "Окуневский", "Южный", "Песьяновский", "Клепиковский", "Барсучье", "Кабанский". В заказнике "Таволжанский" выявлено 126 видов высших сосудистых растений, в том числе 4 - включенных в Красную книгу Тюменской области: ирис сибирский, вишня кустарниковая, астрагал бороздчатый, подорожник ланцето-листный. Определены 29 видов дереворазрушающих грибов и описана их роль в биологической деструкции детрита. Из изученной энтомофауны 11 видов занесены в Красную книгу Тюменской области. Из позвоночных животных доказано обитание не менее 63 видов, из них три вида - краснокнижных: орлан-белохвост, степная пустельга и серый сорокопут. Разработана региональная система охраны и рационального использования птиц северной тайги Западной Сибири, которая имеет приоритетные задачи сохранения водоплавающих, околоводных и хищных птиц, особенно редких и исчезающих видов; поддержания и восстановления численности охотничье-промысловых птиц; сохранения биологического разнообразия орнитокомплексов на ООПТ. Учитывая биосферный ущерб, нанесенный населению птиц воздействием нефтегазового комплекса, необходимо удвоить площадь ООПТ с повышением их охранного статуса. Информационной научно-практической основой для реализации охраны и рационального использования птиц должна служить система кадастра и мониторинга птиц Гипоарктики. Современное экологическое состояние северотаежных орнитокомплексов требует скорейшей реализации системы мероприятий по их охране и рациональному использованию, основные принципы которых, на наш взгляд, должны сводится к следующему. Охрана и рациональное использование водно-болотных угодий: в пойме Оби решающее значение приобретает снижение воздействия фактора беспокойства за счет ограничения хозяйственной деятельности и при необходимости - полного запрета охоты. Вместе с тем использование таких угодий может быть только комплексным, максимально учитывающим интересы рыбного, сельского и охотничьего хозяйства, которые должны сочетаться с созданием зон покоя и сохранением убежищ как для массовых, так и для редких видов. Вопрос о разрешении или запрете весенней охоты на водоплавающих в северных районах остается остро дискуссионным. По-видимому, в северной тайге требуется запрет весенней охоты на гусей. Внесенные в федеральную Красную книгу пискулька и в региональные - серый гусь и гуменник во время миграций могут лететь одновременно с не охраняемым белолобым гусем и попадать под выстрел. Целесообразно использовать рекомендации А.В. Молочаева, которые сводятся к следующему. Весеннюю охоту на уток нужно сдвигать на более ранние сроки и завершать ее с окончанием массового пролета речных уток, которое совпадает с окончанием ледохода. При таких сроках охотничья нагрузка на местные и более северные популяции становится более равномерной, и охота заканчивается до начала массового размножения уток. В связи с высокой пространственной и временной изменчивостью размещения водоплавающих птиц сроки весенней охоты, нормы отстрела и охотничью нагрузку необходимо устанавливать раздельно по административным районам. Каждый год кроме результатов учета для прогноза их численности и периода массового пролета необходимо использовать такие сведения метеопрогноза, как сроки ледохода, температурные условия и количество осадков.
Для поддержания состояние рыбных ресурсов в удовлетворительном состоянии при существующем уровне техногенного воздействия на рыбохозяйственные водные объекты необходимы: расширение искусственной воспроизводственной базы за счет увеличения мощности существующих и строительства новых рыбоводных предприятий; разработка и реализация отраслевых программ по снижению уровня загрязнения поверхностных водных объектов;
создание сети особо охраняемых водных объектов, имеющих особое значение для естественного воспроизводства рыбных запасов; создание механизма привлечения средств, выплаченных предприятиями нефтегазового комплекса в возмещение ущерба от их деятельности, на работы по воспроизводству рыбных запасов; усиление мер по пресечению браконьерства; повышение уровня эффективности использования рыбных ресурсов за счет развития рыбоперерабатывающей отрасли; принятие новых бассейновых Правил рыбоводства; принятие Федерального закона "О водных биоресурсах". Флора лесостепного юга Тюменской области по предварительной оценке насчитывает свыше 900 видов, из которых не менее 10% нуждается в охране, в связи с чем особую актуальность имеет внесение их в региональную Красную книгу. Ряд проблем, связанных с охраной редких и исчезающих видов, могла бы решить организация в Тюмени ботанического сада, проект которого существует уже более десяти лет. Ряд видов отмечены впервые для Тюменской области и являются флористическими находками для Сибири в целом. Даже поверхностный анализ существующей системы ООПТ юга области выявляет ее явную недостаточность для сохранения хотя бы основных типов экосистем. До 1996 года охраняемые территории были представлены только заказниками и памятниками природы. На юге Тюменской области нет заповедника. Несмотря на очевидную необходимость создания такового для сохранения биоразнообразия лесостепного биома, остается открытым вопрос об организации проектируемого заповедника "Таволжанский" на базе одноименного заказника. ООПТ не только могут обеспечить саморегуляцию экосистем и экологических процессов на территории ООПТ, но и являются залогом стабильности экологической обстановки на прилегающих территориях. Именно поэтому планируется создать заповедник "Ямальский", природные парки "Самаровский Чугас", "Пунси", заказники "Моим", "Гыдоямовский", "Тазовская губа".
Список использованной литературы
1. Байкалова А.С. Юганский заповедник: Сургутский район. - Тюмень, 1998. - с.6-27; 2. Вартапетов Л.Г. Сохранение биологического разнообразия птиц северной тайги // Сибирский экологический журнал 2003. - № 5, с.611-623; 3. Добринский Л.Н., Плотникова В.В. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. - Тюмень: СофтДизайн, 1997 г. с.44-132, 191-198, 207-209; 4. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа. Обзор "О состоянии окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе в 2001 году". - Ханты-Мансийск: Мониторинг НЦП 2002г., с.47-50, 28-32;
5. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа. Обзор "О состоянии окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе в 2002 году". - Ханты-Мансийск: Мониторинг НЦП 2003г., с.125, 26-31, 48-52; 6. Габеев В.Н. Лес, биоразнообразие и экологическая безопасность территории // АГРАРНАЯ РОССИЯ. - 2004г. - №4. - с.11-16; 7. Азаров В.Ю. Проблемы охраны животного мира в Тюменской области // АГРАРНАЯ РОССИЯ. - 2004г. - №4. - с.25-32; 8. Список особо охраняемых территорий регионального значения Тюменской области: Из постановлений администрации Тюменской области // Тюменская правда. - 2005. - 4 февраля; 9. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа. Об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе. - Салехард: 2004 г., с.107-111; 10. Департамент по охране окружающей среды администрации Тюменской области Обзор Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Тюменской области". - Тюмень, 2001г. с.78-81, 98-115, 161-171; 11. Департамент по охране окружающей среды администрации Тюменской области Обзор Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Тюменской области". - Тюмень, 2002г. с.76-85, 95-97; 12. Департамент по охране окружающей среды администрации Тюменской области Обзор Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Тюменской области". - Тюмень, 2003г. с.80-84, 113-125; 13. Департамент по охране окружающей среды администрации Тюменской области Обзор Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Тюменской области". - Тюмень, 2004г. с.66-78; 14. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Российской Федерации // "Российская газета", 1995. - N 57; 15. О защите окружающей среды: Закон Российской Федерации // "Российская газета". - 2002, N 6; 16. Ресурс глобальной сети Интернет: Информационно-справочная система "ООПТ России" (http://oopt. info/);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|