Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ реализации социальной защиты ветеранов войны, воинской службы и членов их семей на региональном уровне




СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗЮМЕ. 3

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ, ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 6

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ, ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.. 25

 

РЕЗЮМЕ

Основной тенденцией в развитии системы мер социальной поддержки ветеранов войны, воинской службы и членов их семей в Российской Федерации в настоящее время является активная регионализация, то есть перенос центра тяжести в решении практических задач социальной защиты в регионы. Социальная эффективность мер поддержки рассматриваемой целевой категории в контексте данной работы должна пониматься не иначе, как совокупная «польза», измеренная относительным способом. С этой точки зрения полезно сравнить эффективность системы социальных льгот, предоставляемых ветеранам войны, воинской службы и членам их семей в Белгородской области и аналогичной системы штата Виско́нсин (США). Сравнение Белгородской области со штатом Висконсин представляется вполне корректным, так как сопоставим в целом уровень экономического потенциала обеих территорий.

Система социальной защиты рассматриваемой целевой категории в Белгородской области функционирует в большей степени именно как система защиты ветеранов от реалий окружающей их «гражданской» жизни, тогда как соответствующая система в штате Висконсин сориентирована главным образом на интеграцию бывших военнослужащих и членов их семей в «гражданское» общество. Такой подход следует признать более дальновидным, так как успешно влившийся в «гражданское» общество ветеран не нуждается в серьезных мерах социальной защиты.

Меры социальной защиты ветеранов войны, воинской службы и членов их семей, реализуемые в Белгородской области, сводятся главным образом к выплате соответствующих денежных пособий. В тоже время в штате Висконсин значительная часть мер социальной защиты ветеранов и членов их семей реализуется в виде набора определенных социальных услуг, главная цель которых состоит в социальной реабилитации целевой категории.

В штате Висконсин, как и вообще в США, члены семьи ветерана рассматриваются как особый, требующий серьезного внимания объект социальной защиты. В Белгородской же области, также как и в России в целом, уровень социальной защищенности членов семьи военных ветеранов крайне низок.

Высокая сравнительная эффективность социальной защиты военных ветеранов и членов их семей в штате Висконсин, обеспечивается в значительной степени привлечением к руководству этой системой самих ветеранов. Хорошее понимание специфических проблем целевой категории и повышенная личная мотивация со стороны менеджмента органов социальной защиты, как на региональном, так и на федеральном уровне в США обеспечивают более высокую результативность деятельности этих органов.

Проведенный в работе сравнительный анализ показывает, что система социальной защиты ветеранов войны, воинской службы и членов их семей, созданная в штате Висконсин (США), должна быть оценена, как более эффективная, чем аналогичная система, функционирующая в Белгородской области.

Уровень конкурентоспособности экономики Белгородской области в ближайшем будущем в значительной степени будет определяться развитием человеческого капитала за счет преобразований, направленных на улучшение качества социальной сферы и условий жизни населения, а также на развитие социальных секторов экономики, повышающих конкурентоспособность человека. С учетом этого основой повышения эффективности механизма социальной защиты ветеранов войны, воинской службы и членов их семей следует считать реализацию следующих мер:

1) Создать в структуре Администрации Белгородской области Отдел по делам ветеранов, передав ему все полномочия по управлению социальной защитой ветеранов войны, воинской службы и членов их семей на территории области. Соответствующие подразделения следует создать также в структуре органов местного самоуправления муниципальных образований области, закрепив указанные организационные изменения специальным законом «О ветеранах» Белгородской области.

2) Повысить кадровый потенциал системы управления социальной защитой ветеранов войны, воинской службы и членов их семей за счет привлечения к управлению данной системой уволенных в запас ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации.

3) Создать в структуре предлагаемого Отдела по делам ветеранов Администрации Белгородской области специальное подразделение, оказывающее юридическую и иную консультационную помощь ветеранам войны, воинской службы и членам их семей и имеющее право осуществлять представительские функции в различных государственных и негосударственных структурах по вопросам предоставления социальных льгот.

4) Разработать и реализовать на территории Белгородской области специальные программы по трудоустройству, обучению и переобучению бывших военнослужащих и членов их семей. Передать в функции Отдела по делам ветеранов Администрации Белгородской области вопросы содействия трудоустройству, обучению и переобучению ветеранов войны и воинской службы и членов их семей.

Меры социальной поддержки ветеранов войны, воинской службы и членов их семей должны обеспечивать необходимое качество жизни данной целевой категории. Под качеством жизни в рассматриваемом контексте следует понимать степень развития и полноты удовлетворения комплекса потребностей и интересов людей, проявляющиеся в различных формах деятельности и жизнеощущении.

 

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ, ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Изучение практики организации социальной защиты рассматриваемой нами социальной категории предполагает не только всесторонний анализ российского, но и рассмотрение зарубежного опыта. В качестве объекта для сравнения нами рассматривается опыт Соединенных Штатов Америки. Сравнительный анализ даёт возможность провести категориальное сопоставление различных качественных и количественных показателей эффективности социальной политики государства в отношении ветеранов войны, воинской службы и членов их семей.

Вопросам социальной защиты ветеранов войны, воинской службы и членов их семей в США уделяется первостепенное внимание как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Следует отметить, что классификация категорий ветеранов в США принципиально отличается от принятой в настоящее время в Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством, выделяется общая группа ветеранов Вооруженных Сил (ВС) США. Все лица, относящиеся к этой группе, имеют право на равные социальные льготы. Затем, в зависимости от того, участвовал ли ветеран в каких-либо вооруженных конфликтах во время прохождения службы в американской армии, имел ли он в этот период ранения и увечья, получил ли он в результате этих ранений и увечий инвалидность и т.д., выделяются группы, имеющие право на получение дополнительных социальных льгот, главным образом, в сфере пенсионного и медицинского обеспечения. Однако, несмотря на получение определенных дополнительных льгот, все эти лица относятся к категории ветеранов ВС США[1].

В соответствии с законодательством США американские граждане, прослужившие на действительной военной службе не менее срока, установленного для курса подготовки новобранца (180 и более дней) и уволенные не по причине недостойного поведения, подпадают под категорию «ветеран» и получают право на пользование определенными льготами. Для уволенных по инвалидности минимальные сроки службы не устанавливаются.

Вопросами льгот и привилегий ветеранов Вооруженных Сил США занимается Министерство по делам ветеранов.

Система социальной защиты ветеранов Вооруженных Сил США и членов их семей строится на широком правовом фундаменте и охватывает следующие гарантии:

¾ пенсионного обеспечения, в том числе на случай инвалидности, потери кормильца;

¾ страхования жизни и здоровья ветеранов;

¾ льгот в области налогообложения ряда ветеранских выплат;

¾ медицинского обслуживания ветеранов и членов их семей, включая потерявших кормильца;

¾ физической, психотерапевтической реабилитации ветеранов;

¾ предоставления ссуд на строительство жилья, использования ипотечного кредитования;

¾ доступности образовательной и профессиональной подготовки, помощи в трудоустройстве в гражданском секторе при увольнении, получения образования и трудоустройства членов семей ветеранов-инвалидов;

¾ организации и финансирования похорон[2].

В отличие от США в Российской Федерации установлены следующие категории ветеранов из числа бывших военнослужащих: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы[3].

В соответствии с представленной классификацией и исторически сложившейся практикой, наиболее высоким социальном статусом, и наибольшей степенью социальной защищенности обладают ветераны Великой Отечественной Войны. Они представляют собой обособленную группу в рамках рассматриваемой категории льготников. Другую группу образуют все прочие военные ветераны, причем в рамках этой группы уровень социальной защищенности непосредственным образом зависит от участия в боевых действиях. Еще одну группу военных ветеранов, имеющую особый социальный статус и обеспеченную наиболее высоким уровнем социальной защищенности, образуют инвалиды войны. Эту группу образуют представители всех отмеченных выше категорий военных пенсионеров, получившие инвалидность.

Представляется, что классификация военных пенсионеров, используемая в США отличается большей системностью и внутренней логичностью.

В контексте проблематики проводимого исследования особый интерес представляет сравнительный анализ организации социальной защиты ветеранов войны, воинской службы и членов их семей на региональном уровне. Система государственного управления социальной сферой в Российской Федерации в настоящее время находится еще на стадии становления, поэтому очень важно в процессе ее формирования соотносить полученные результаты с положительным опытом других стран.

Система социальных льгот, предоставляемых в Российской Федерацией ветеранам войны, воинской службы и членам их семей на региональном уровне рассматривается нами на примере Белгородской области, в сравнении с аналогичной системой штата Виско́нсин (США). Сравнение Белгородской области со штатом Висконсин представляется вполне корректным, так как сопоставим в целом уровень экономического потенциала обеих территорий.

Виско́нсин – штат США, находящийся на севере центральной части страны. Население – около 5,5 млн. человек. Штат не относится к числу наиболее экономически развитых и богатых. Его экономику можно охарактеризовать как аграрную. Висконсин – крупный производитель сыра, пива и колбас, а также крупнейший штатов США производитель клюквы, женьшеня, и писчебумажных продуктов[4]. С учетом этого уровень социальной защиты ветеранов ВС США, существующий в данном штате можно принять как средний и достаточно типичный для данной страны.

Система государственного управления в США, особенно в социальной сфере, характеризуется высокой степенью децентрализации, поэтому в деле социальной защиты ветеранов очень велика роль региональных и местных органов власти. Штат Висконсин имеет длительную историю реализации различных программ оказания услуг и материальной помощи уроженцам штата, поступившим на военную службу, а затем вернувшимся домой. После Первой мировой войны власти штата начали выплачивать своим землякам, вернувшимся с фронта, небольшие и ограниченные по времени выплаты денежные пособия. Однако такая система оказалась довольно неэффективной. Приняв во внимание этот не слишком удачный опыт, в последующем власти штата использовали другой, более прогрессивный подход, обеспечивающий с одной стороны, более продолжительную выплату пособия, а, с другой стороны, делающий более привлекательным для ветеранов ВС возвращение после службы в свой родной штат.

Во время Второй мировой войны, в 1943 году, власти Висконсина ввели специальный налог, все средства от сбора которого поступили в специальный Трастовый фонд для ветеранов штата Висконсин[5]. Создание данного фонда позволило обеспечить финансирование разветвленной системы денежных выплат, реабилитационных программ и услуг для ветеранов войны, воинской службы и членов их семей, проживающих на территории штата. Указанные льготы реализуются властями штата с целью расширить и дополнить систему социальных льгот, предоставляемых указанной категории ветеранов на уровне Федерального Правительства США.

Главным органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области социальной защиты ветеранов ВС на территории штата, является Департамент по делам ветеранов штата Висконсин.

Одним из важнейших принципов, реализуемых в системе государственного управления социальным обеспечением ветеранов ВС США и членов их семей, является то, что управлять социальной помощью ветеранам должны люди, хорошо знакомые с их проблемами. Этот принцип последовательно реализуются как на федеральном уровне (Министерство по делам ветеранов США в настоящее время возглавляет боевой генерал, отдавший службе в вооруженных силах 38 лет и принимавший участие в боевых действиях во Вьетнаме, бывший начальник штаба ВС США Эрик Шинсеки)[6], так и на уровне штатов. Так, руководителем Департамента по делам ветеранов штата Висконсин с октября 2003 года является Джон Скокс, профессиональный военный, прослуживший более 30 лет в рядах ВС. Гражданское образование после увольнения из армии в 1979 году он получил в рамках специальной программы переобучения военнослужащих уволенных в запас. В настоящее время он является членом ряда общественных объединений бывших военнослужащих армии США. Очевидно, что этому человеку не понаслышке знакомы проблемы, с которыми сталкиваются уволенные в запас военные. Первым заместителем Дж. Скокса является Кеннет Блэк. Также бывший военнослужащий, профессор одной из военных академий США[7].

Высокая эффективность социальной защиты военных ветеранов и членов их семей в штате Висконсин обеспечивается в значительной степени привлечением к руководству этой системой самих ветеранов. Хорошее понимание специфических проблем целевой категории и повышенная личная мотивация со стороны менеджмента органов социальной защиты как на региональном, так и на федеральном уровне в США обеспечивают более высокую результативность деятельности этих органов.

Меры социальной защиты ветеранов, реализуемые властями штата Висконсин, предусматривают повышение образовательного уровня ветеранов, помощь в трудоустройстве, улучшение жилищных условий, доставку ветеранов в федеральные медицинские центры, предоставление медицинской помощи на дому сверх норм, обеспечиваемых федеральными программами, предоставление помощи ветеранам в чрезвычайных ситуациях, помощь в получении боевых наград и многое другое. Кроме того, власти штата обеспечивают реализацию ряда программ, финансирование которых традиционно осуществляется Федеральным Правительством. Эти программы включают функционирование домов ветеранов и ветеранских кладбищ, оказание помощи бездомным ветеранам, организацию и проведение похорон с оказанием воинских почестей.

Остановимся на некоторых из названных выше программ более подробно.

Департамент по делам ветеранов штата Висконсин реализует три различных программы кредитования ветеранов: программу ипотечных кредитов для покупки собственного дома, программу кредитов на улучшение жилищных условий и программу кредитов на неотложные нужды[8]. Хотя кредитование осуществляется на стандартных коммерческих условиях, эти программы играют очень важную роль в улучшении условий жизни ветеранов. Финансирование этих программ осуществляется Трастовым фондом для ветеранов штата Висконсин за счет выпуска ценных бумаг или за счет его финансовых резервов. Программы кредитования позволяют фонду зарабатывать средства для реализации других программ социальной защиты ветеранов.

Это хороший пример применения рыночного механизма в целях повышения эффективности социальной защиты ветеранов Вооруженных Сил и членов их семей. В то же время данная программа не охватывает всех слоев бездомных ветеранов, не распространяясь на их беднейшую часть. В этих условиях чрезвычайно важным направлением деятельности Департамента по делам ветеранов является оказание помощи бездомным ветеранам, ветеранам, находящимся в местах лишения свободы, а также другим группам нуждающихся ветеранов. Соответствующая программа действует на территории штата с 1993 года. Ее цель - создание региональных центров, предоставляющих данным категориям ветеранов временное жилье, помогающих нуждающимся ветеранам получить медицинскую и стоматологическую помощь, а также содействующих трудоустройству и повышению образовательного уровня ветеранов. Кроме того, в рамках данной программы финансируется пребывание малоимущих лиц из числа бывших военнослужащих в домах ветеранов, а также организуется профессиональное обучение ветеранов[9].

Данная программа распространяется на всех лиц, служивших в армии США. Для участия в данной программе необязательно иметь постоянное место жительства на территории штата. Однако указанные выше центры не оказывают помощь супругам военнослужащих (если только супруги сами не являются ветеранами) или их детям. В тоже время, сотрудники центров помогают семьям ветеранов получить крышу над головой, пока сами ветераны участвует в данной программе. Это очень важное направление помощи наиболее нуждающимся ветеранам.

Штат Висконсин реализует несколько образовательных программ для ветеранов Вооруженных Сил США, проживающих на территории штата. Эти программы реализуются в дополнение к существующим федеральным образовательным программам для ветеранов ВС и лиц, находящихся на их иждивении. Образовательные программы, реализуемые в соответствии с законом штата, предусматривают полное освобождение ветеранов ВС США и лиц, находящихся на их иждивении, в течение восьми академических семестров от платы за обучение в Университете штата Висконсин, в системе учреждений среднего специального образования, находящихся на территории штата, а также в учреждениях довузовского и школьного образования. Основным условием для участия ветеранов в данных программах является постоянное проживание на территории штата в момент поступления на военную службу. Категория иждивенцев, на которых распространяется действие данного закона, включает супругу или супруга бывшего военнослужащего, не вступивших в новый брак, вдов или вдовцов бывших военнослужащих, а также детей бывших военнослужащих в возрасте от 17 до 25 лет. Вдовы и вдовцы бывших военнослужащих имеют право на освобождение от платы за обучение в течение десяти лет после смерти супруга[10].

Описанные выше льготы в области образования свидетельствуют, что главным вектором системы социальной защиты ветеранов ВС США на федеральном и региональном уровне является скорейшая ресоциализация бывших военнослужащих, их максимальная интеграция в «гражданскую» жизнь. Это также следует отнести к несомненным достоинствам описываемой системы.

В описанных выше льготах для членов семьи ветеранов реализуется еще один важный принцип, на котором строится в США система государственного управления социальным обеспечением ветеранов ВС и членов их семей. Этот принцип состоит в том, что многие льготы, предоставляемые системой социальной защиты ветеранам ВС США, распространяются и на членов его семьи. В социальном плане в большинстве случаев невозможно отделить ветерана от членов его семьи. Семья следует за военнослужащим в течение всей его службы и испытывает на себе влияние всех неблагоприятных факторов, связанных с постоянными переездами и пребыванием в неблагоприятных климатических и бытовых условиях. При выходе главы семьи в отставку, члены его семьи испытывают такой же психологический стресс и лишения. Находящийся в отставке ветеран не может чувствовать себя комфортно, если дискомфорт испытывают члены его семьи.

Распространение социальных программ на членов семей бывших военнослужащих – очень важное достоинство системы социальной защиты ветеранов Вооруженных Сил в США, в целом, и в штате Висконсин, в частности.

В штате Висконсин реализуются две программы помощи ветеранам по их доставке в специализированные медицинские учреждения. Департамент штата по делам ветеранов, имеющих инвалидность, располагает несколькими автобусами, которые обеспечивают доставку ветеранов от специально оговоренных точек на территории штата до различных лечебных учреждений. Эти транспортные средства оказывают свои услуги бесплатно, причем не только для ветеранов-инвалидов, но и для всех остальных бывших военнослужащих. Если ветеран по состоянию здоровья не может добраться до места остановки специализированного автобуса, Служба по делам ветеранов муниципального образования (округа штата) присылает ему транспортное средство на дом. Данная услуга предоставляется либо бесплатно, либо за небольшую плату, причем в последнем случае ветеран имеет право обратиться за специальным пособием для оплаты данной услуги в Департамент по делам ветеранов штата Висконсин[11].

Важной областью деятельности Департамента по делам ветеранов штата Висконсин является социальная защита женщин – ветеранов ВС. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются:

¾ оказание юридической помощи женщинам-ветеранам;

¾ реализация специальных программ для женщин-ветеранов;

¾ поддержка общественных организаций женщин-ветеранов.

Указанное направление деятельности Департамента возглавляет Гюндел Метз, сама более 20 лет прослужившая в рядах ВС США[12].

Помимо помощи ветеранам в индивидуальном порядке Департамент выделяет гранды ветеранским организациям штата. Таким способом осуществляется финансирование социальных программ, реализуемых этими организациями, в частности, программ социальной помощи ветераном на дому и программы оказания транспортных услуг ветеранам.

Первостепенное внимание власти штата Висконсин уделяют вопросам помощи ветеранам в получении ими социальных льгот, предоставляемых Федеральным Правительством. Департамент по делам ветеранов штата уже в течение нескольких лет проводит компанию под лозунгом «Я перед тобой в долгу», элементами которой являются так называемые «супермаркеты льгот для ветеранов», которые развернуты на территории всего штата. Целью этих «супермаркетов» является активное информирование ветеранов о льготах, которые предоставляет им Федеральное Правительство, и оказание помощи в получении ими этих льгот. В процессе реализации данного проекта сотрудники Департамента по делам ветеранов ежегодно помогают многим тысячам ветеранов получить социальные льготы, предоставляемые им на федеральном уровне. За первые четыре года реализации данной программы ветераны штата дополнительно получили по линии федеральных программ более 250 млн. долларов для оплаты медицинских услуг. Многие ветераны, прежде не имевшие никакой медицинской страховки, теперь могут получать медицинскую помощь и средства на оплату лекарств, приобретаемых по рецепту врача. Это особенно важно в условиях США, где медицинское обеспечение чрезвычайно дорого, а система обязательного медицинского страхования до последнего времени отсутствовала[13].

В 2004 году Департамент по делам ветеранов штата Висконсин начал реализацию новой социальной программы под названием «Миссия: добро пожаловать домой». Эта программа обращена к молодым людям, принимавшим участие в боевых действиях в Ираке и Афганистане и только что покинувшим ряды Вооруженных Сил. Цель программы - проинформировать «молодых ветеранов» о социальных льготах, на которые они имеют право. Еще одной и, пожалуй, главной целью этой программы является скорейшая интеграция этих людей в общество, их адаптация к условиям мирной жизни.

Что касается социальной защиты ветеранов войны и воинской службы, а также членов их семей в Российской Федерации, то основной, доминирующей тенденцией в развитии системы мер социальной поддержки сегодня является активная регионализация, то есть перенос центра тяжести в решении практических задач социальной защиты населения в регионы. Региональные органы управления, используя возможности своих бюджетов, разрабатывают собственные программы предоставления мер социальной поддержки, в пределах своей компетенции принимают решения, способствующие развитию благотворительности, привлечению дополнительных внебюджетных средств. Акцент на первичные структуры и звенья работы с населением во многом диктуется ярко выраженной региональной окраской социальных проблем. Возникает необходимость разработки каждым регионом собственной социальной по­литики и, как следствие, координации государственной и региональной социальной политики. Важность и необходимость углубления процесса регионализации подчеркивается острой необходимостью построения всей практической работы по оказанию социальной поддержки на основе принципа адресности.

Следует также отметить, что действующая в данный момент в России система социальной защиты не предусматривает каких-либо специальных социальных льгот для членов семей военных ветеранов. Исключение сделано лишь для членов семьи инвалидов войны, получивших право после смерти инвалида пользоваться некоторыми из тех льгот, которые он имел при жизни.

На территории Белгородской области главным органом управления, отвечающим за формирование и реализацию государственной социальной политики, в том числе и в отношении ветеранов войны, воинской службы и членов их семей, является Департамент здравоохранения и социальной защиты Администрации Белгородской области. Структура данного органа представлена на рисунке в Приложении 1. В структуре Департамента, как можно видеть на рисунке, функционирует Управление социальной защиты населения. Структура Управления представлена на рисунке в Приложении 2.

Как можно судить по представленной на рисунке Приложения 2 структуре, непосредственная ответственность за реализацию социальной защиты ветеранов войны, воинской службы и членов их семей возложена на два отдела, входящие в структуру Управления: «Отдел по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми» и «Отдел по работе с общественными организациями и социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы».

В задачи «Отдела по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми» входит организация исполнения законодательства по предоставлению жилых помещений отдельным льготным категориям граждан, предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление социальной защиты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д., социальная поддержки лицам, нуждающимся в протезно-ортопедических и корригирующих изделиях, обеспечение инвалидов спецавтотранспортом, организация взаимодействия с Фондом взаимопонимания и примирения по вопросам получения денежной компенсации, выплачиваемой Германией и Австрией[14].

Задачи «Отдела по работе с общественными организациями и социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы» состоят в следующем:

¾ оказание социальной поддержки семьям погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников органов исполнительной власти;

¾ организация работы по социальной поддержке и осуществлению комплексной реабилитации ветеранов боевых действий, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;

¾ содействие в реализации государственной политики поддержки общественных организаций[15].

Из сказанного выше следует, что административно обособленного органа, отвечающего за реализацию государственной социальной политики в отношении ветеранов войны, воинской службы и членов их семей, в структуре органов исполнительной власти Белгородской области в настоящее время не существует. Функции социальной защиты рассматриваемой категории лиц искусственно разделены между двумя подразделениями Департамента здравоохранения и социальной защиты Администрации области. Кроме того, на указанные подразделения возложено множество функций, не связанных с социальной защитой ветеранов войны, воинской службы и членов их семей. Все это делает структуру управления социальной политикой в отношении рассматриваемой категории лиц громоздкой и неэффективной.

В этих условиях, очевидно, не может быть и речи о том, чтобы привлекать к работе с военными ветеранами лиц, непосредственно заинтересованных в повышении эффективности этой работы, то есть самих ветеранов.

На территории Белгородской области, как и в других регионах, в силу возложенных на социальные органы полномочий, они осуществляют непосредственную реализацию социальных функций по отношению как к местным и региональным, так и к федеральным льготникам, к числу которых относятся ветераны войны, воинской службы, а также члены их семей.

Реформирование системы социальных льгот в Белгородской области в последние годы сопровождалась серьезными изменениями как по объему, так и по структуре затрат. Структура затрат на выполнение мероприятий по социальной поддержке малообеспеченного населения Белгородской области в 2005–2009 годах представлена на рис. 2[16].

В Белгородской области проживает свыше 293 тысяч граждан, имеющих группу инвалидности с ограничением трудоспособности. Реализация областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы, позволяет создавать дополнительные условия для реабилитации инвалидов, способствует повышению социального статуса, культурного и общеобразовательного уровня инвалидов и организации их полноценного участия в общественной и культурной жизни общества.

Рис. 2. Затраты на выполнение мероприятий по социальной поддержке малообеспеченного населения Белгородской области в 2005–2009 годах

 

На сегодняшний день в органы социальной защиты населения области обратились более 13,5 тысячи ветеранов боевых действий, из них 736 ветеранов являются инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий. Также на территории области проживают 289 семей военнослужащих, погибших в локальных военных конфликтах[17].

В целях сохранения достигнутого уровня социальной защищенности, повышения уровня жизни ветеранов боевых действий и семей военнослужащих, погибших в локальных военных конфликтах, создания условий для улучшения качества медицинской, социальной и трудовой реабилитации, повышению эффективности работы общественных организаций по социальной поддержке ветеранов локальных войн и военных конфликтов в Белгородской области в настоящее время реализуется целевая программа "Комплексная реабилитация и улучшение социально-экономического положения ветеранов боевых действий и семей военнослужащих, погибших в локальных военных конфликтах" на 2007-2010 годы.

Одной из важных задач правительства области является забота о гражданах старшего поколения, сохранении их здоровья и активного долголетия. Для этого созданы Центры социального обслуживания населения, которые работают с категорией пожилых граждан, организовано социальное обслуживание пожилых граждан на дому. На протяжении ряда лет отсутствует очередь на размещение в стационарные социальные учреждения.

Социальным кодексом Белгородской области (СКБО)[18], принятым областной Думой в декабре 2004 года, определены категории граждан, которым предоставляются меры социальной защиты, установлены формы и содержание указанных мер социальной защиты, а также порядок и особенности их предоставления.

В частности, в соответствии с положениями СКБО, граждане, являющиеся ветеранами боевых действий в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", военнослужащие, проходившие военную службу в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Российской Федерации, а также проходившие военную службу в Чеченской Республике с января 1997 года по июль 1999 года имеют право на предоставление мер социальной защиты в форме мер социальной поддержки и социальных выплат в виде субсидий[19]. Меры социальной поддержки реализуются в Белгородской области в форме финансируемой из областного бюджета ежемесячной денежной компенсации в размере 50% от платы за коммунальные услуги в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, а также в форме внеочередного приема в дома-интернаты для престарелых и инвалидов[20]. Указанные субсидии выплачиваются в размере 50% оплаты услуг связи, 50% стоимости услуг за пользование радио и 50% стоимости услуг за пользование коллективной телевизионной антенной[21].

Социальный кодекс Белгородской области устанавливает ряд мер социальной защиты для инвалидов боевых действий I и II групп, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей в районах боевых действий, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", а также для членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей в районах боевых действий[22]. При этом к членам семей относятся родители погибшего, вдова или вдовец погибшего, не вступившие в повторный брак, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет и дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.

Меры социальной защиты указанных категорий предоставляются в форме социальных выплат в виде пособий. Пособие выплачивается ежемесячно инвалидам I группы и членам семьи погибшего военнослужащего или сотрудника в размере 500 рублей, а инвалидам II группы - в размере 400 рублей[23].

Социальный кодекс Белгородской области предусматривает также меры социальной защиты вдов погибших или умерших ветеранов подразделений особого риска. Данная категория имеет право на предоставление социальных выплат в виде пособий, размер которых составляет 1000 руб. в месяц.

Необходимо более подробно остановиться еще на одном положении Социального кодекса Белгородской области. В соответствии со ст.70 СКБО право на получение ежемесячно выплачиваемого пособия имеют, наряду с другими категориями, Герои Советского Союза и полные кавалеры Ордена Славы. Размер пособия – 200% размера базовой части трудовой пенсии по старости[24].

Указанная мера принята в рамках программы «монетизации» натуральных льгот, предполагающей замену различных социальных льгот их денежными эквивалентами. В связи с этим следует отметить, что принцип «монетизации» должен быть последовательно реализован в отношении лиц, награжденных орденами и медалями. А вышеуказанное решение вносит раскол в среду людей, имеющих государственные награды: одни из них - Герои Советского Союза и полные кава

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...