Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деловые игры и КТД в организации культурно-досуговой деятельности. Использование возможностей культурно-просветительных учреждений.




Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются деловые игры. деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения.

Достоинством деловых игр: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса); освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работы групповым методом при подготовке и принятии решений; ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Коллективное творческое дело (КТД) - это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности (может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.) Ребенок может самореализоваться, развивать коммуникативные способности, получить ценностные ориентации, присвоить достижения культуры, выразить свой внутренний мир, реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. процесс социального творчества, формирования и сплочения классного коллектива и формирования личности школьника, большой опыт организаторских навыков, широкая внеурочную занятость детей.

Воспитат возможности культурно-просветит учреждений

1. Развитие склонностей, способностей, интересов

2. Социальное и профессиональное самоопределение детей и молодежи

3. Создание «ситуации успеха»

4. Воспитание и укрепление личностного достоинства ребенка

5. Расширение культурного пространства самореализации личности

6. Стимулирование личности к творчеству в области художественно-эстетической, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, соц-пед деятельности

7. Формирование гуманистическ ценностных ориентаций

8. Сокращение пространства девиантного поведения

9. Занятость детей

10. Помощь и поддержка одаренных и талантливых детей

11. Формирован здорового жизненного стиля

12. Развитие мотивации к познанию

13. Дополнительное образование

14. Профилактика зависимостей

Игра — вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра выполняет следующие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную (освоение общения);

- самореализации (игра — способ приобретения опыта и практики);

- терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание);

- коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

Игровой деятельности присущи четыре основные черты: свобода (играют только по желанию, ради удовольствия от самого процесса игры), творческий характер, эмоциональная приподнятость (соперничество, азарт, эмоциональное напряжение), наличие прямых или косвенных правил.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенными признаками — четко поставленной целью и конкретными ожидаемыми результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-воспитательной направленностью.

Приведем в качестве примера описание технологии организации деловой игры.

К деловым играм относятся имитационные игры (имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, какого-либо события, того или иного вида работы людей), операционные игры (выполняются конкретные специфические операции),исполнение ролей (разрабатывается модель-пьеса ситуации, между участниками распределяются роли с конкретными характеристиками), деловой театр (разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в конкретной обстановке), психодрама и со-

циодрама (отрабатывается умение разрешать социально-психологические затруднения, чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, входить с ним в продуктивный контакт).

Алгоритм деловой игры:

1.Этап подготовки. Разработка сценария, в процессе которой формулируются цели и проблемы, обосновываются последовательность действий, описания процедуры игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц. Ввод в игру. Определение режима работы. Поиск ведущих экспертов, необходимые консультации. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от получения роли по жребию, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

2.Этап проведения. Процесс игры. С началом игры никто из участников не может вносить изменения в ее сценарий. Только ведущий имеет право корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от вида деловой игры выделяют различные типы ролевых позиций участников. Позиции по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый,

принимаемый, независимый, непринимаемый,отвергаемый.

На этом этапе осуществляется групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинги, мозговой штурм, работа с игротехником) и межгрупповая дискуссия (принятие правил дискуссии, выступления групп, защита результатов, работа экспертов).

3.Этап анализа и обобщения — вывод из игры, анализ и рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации.

52. Зависимость - это такое настроение человека, когда его настроение, мысли, поведение, чувство комфорта зависят от какого то внешнего условия - от алкоголя, наркотика, сигареты, пищи.

Зависимость от наркотиков. Тяга к медикаментам и наркотикам - это специфическая форма выражения наркоманического расстройства и его прототип в отношении аутодеструктивных тенденций. К наркотическому влечению как невротическидеструктивному процессу присоединяется вредное действие наркотиков на организм. Поэтому такое влечение означает болезнь, как душевную, так и соматическую. При обсуждении наркоманий используют учение о неврозах, психофармакологию и токсикологию, учение об органических повреждениях мозга и симптоматических психозах. Многослойность картины болезни и особые терапевтические проблемы образуют из наркоманий самую трудную (в связи с большим распространением) и обширную рабочую область психиатрии. В число наркотических средств входят медикаменты и вещества, которые изменяют состояние (чаще снижают активность, чем повышают) и вызывают эйфорию, многие меняют способность к переживанию. Когда познается приятное действие, возникает желание его повторить. Остальные признаки их действия различны (см. ниже). Фармакологические средства, которые не вызывают ни один из названных признаков, такие как нейролептики и антидепрессанты, не относятся к наркотическим веществам.

Сексуальная зависимость проявляется в настойчивом стремлении к сексу, которое связано с выраженным внутренним беспокойством, а также с господством сексуальных представлений и импульсов, нарастанием склонности к девиантным, сексуальным действиям.

Страсть к азартным играм. Азартные игры уже были в старых культурах; в исламе на них наложен запрет. Азартные игры давно известны, а теперь благодаря новой технике распространились еще больше, чем раньше. Это связано не только с многочисленными казино, но и с огромным числом игральных автоматов.

"Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

1. Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

5. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки - Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты)

53. О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

- быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);

- злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

- принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

- быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

- низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

Причины детского алкоголизма

1. Детям 10-11 лет часто дают попробовать спиртное сами родители, иногда дают алкоголь “для аппетита” или с “лечебными целями”. Но нередко попробовать алкоголь детей заставляет обычное любопытство.

2. В более старшем возрасте дети могут стать участниками домашнего застолья. А подростки часто начинают употреблять алкоголь “за компанию” или “чтобы не отстать от других ребят”.

3. Желание быть “как все” в подростковом возрасте - это серьезный стимул к первому знакомству со спиртным.

4. Возрастными особенностями психики подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков “для храбрости”. Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками).

5. К алкоголю прибегают и от скуки, которую психологи связывают с эмоциональным голодом. Подростки, употребляющие спиртное, как правило, имеют много свободного времени и предоставлены сами себе.

6. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние может возникнуть в связи с определенным положением их в семье, школьном коллективе.

Содержание социально –педагогической деятельности с детьми склонными к употреблению алкоголя

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

- деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

- деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению; алкоголя;

- деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

- деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

- посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, – реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

- советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

- защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога детьми, склонными к употребления алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

 

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак взрослости и возмужания.

54. Содержание социально –педагогической деятельности с детьми склонными к употреблению алкоголя

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

- деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

- деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению; алкоголя;

- деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

- деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

- посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, – реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ВОЗРАСТНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...