Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подростковой наркомании




Первая склонность к употреблению наркотиков проявляется примерно на десятом году жизни. Для этого возраста характерно восхищение героями,соперничество и желание "сделать что-то необычное."

У подростка,который начал употреблять наркотики,прежде всего наблюдаются заметные изменения в поведении.Поначалу они спровоцированы не столько самим наркотиком,сколько собственной реакцией на то,что человек делает что-то недозволенное - то,что влечет за собой наказание или осуждение.

В результате появляются беспричинные перепады настроения с острыми периодами депрессии,когда больной становится немногословным и не проявляет желания общения с членами семьи,особенно с родителями.Чувство вины порождает угрызения совести и страх перед наказанием.

Так как родители - это те, кто может наказать, то наркоман начинает их бояться.

В поведении наркомана начинает доминировать безразличие ко всему,что происходит вокруг,и это безразличие выражается в пассивном поведении.

Он может часами лежать,уставившись в одну точку,не участвует ни в каких событиях. Порой он реагирует только на музыку - может без конца слушать любимого исполнителя, не обращая внимания на то,что это кому-то мешает.

Наркоман также может стать агрессивным по отношению к своему близкому окружению. Он очень резко реагирует на замечания и готов пререкаться часами,доказывая свою правоту, убеждая других в том,что они к нему придираются и вообще не понимают запросов современной молодежи.

Он ежедневно уходит из дома и возвращается поздно и при этом не любит говорить о том, с кем и где проводит время.

Для наркомана также может быть характерно требование денег от родителей якобы на подарок девушке или другу, у которых как раз день рождения.

Из дома начинают пропадать деньги. Любой вопрос родителей об этом вызывает приступы гнева и возражения, как правило убедительные.

Характерной чертой наркоманов-школьников является то, что у них внезапно снижается успеваемость. Количество пропусков занятий без уважительных причин растет.

Конфликты с родителями случаются все чаще и чаще.Свои личные проблемы наркоман очень ловко переводит в ракурс всеобщей проблемы,а свои собственные ошибки представляет как следствие непонимания молодежи вообще.

Характерной чертой наркомана становится ложь.Он лжет при каждом удобном случае, даже если на то нет никакой необходимости,но если кто-то ставит под сомнение его прадивость,он чувствует себя оскорбленным.

Причины употребеления наркотиков подростками

Среди подростков главной причиной наркомании зачастую становится душевный фактор – недостаток внимания, заботы и тепла, плохие отношения со сверстниками, неразделённая любовь. Подросток пытается уйти от несправедливости окружающего мира в яркий мир эйфории, употребляя наркотики. Часто подростки пробуют наркотик «за компанию», по примеру старших товарищей, которые «авторитетно» советуют его. У многих причина наркомании кроется в желании попробовать что-то запрещённое, ведь то, что под запретом всегда привлекает людей.

Профилактика наркомании среди детей и подростков

Социально-педагогическая помощь подросткам, употребляющим наркотики или склонных к их употреблению, включает в себя различные направления, но, в первую очередь - это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает, прежде всего, смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с подростками и их родителями.

Общая профилактика представляет собой выявление и установление причин, порождающих употребление наркотиков, а также обстоятельств, благоприятствующих деформации сознания детей и подростков, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и профилактической работы в группах.

Задачами индивидуально-профилактической работы с подростками являются:

- выявление подростков, склонных к употреблению наркотиков или имеющих факты их употребления;

- постоянный и всесторонний контроль (по месту жительства, учебы) за их поведением и образом жизни;

- глубокое изучение личности и индивидуальности подростков и источников положительного и отрицательного влияния на ребенка;

- определение путей и выработка мер по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений;

- воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на подростка.

Другими словами, индивидуальная работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с подростками, выявление лиц и условий, положительно влияющих на подростка, и вовлечение их в профилактическую и коррекционную работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на подростков, и нейтрализация их негативного воздействия.

Употребление наркотиков в среде подростков сопровождается обычно деформацией социальных связей, отчуждением ребят от основных институтов социализации, прежде всего семьи и школы, которые, в свою очередь, могли послужить причиной употребления наркотических веществ.

Поэтому важным направлением совершенствования работы с детьми и подростками в рамках социально-педагогического аспекта является организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой является семья ребенка.

Организация и совершенствование работы с семьей - важное направление повышения эффективности воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками. Целью работы с родителями являются профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, оказывающих значительное влияние на факт употребления наркотиков подростками. Данные, полученные учеными во многих странах мира, свидетельствуют, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений.

Следующим направлением совершенствования воспитательно-профилактической работы является организация досуга подростков. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Отличительная особенность сферы досуга - добровольный, в зависимости от интересов и потребностей ребенка, выбор форм досуговой деятельности.

Ключевым фактором профилактики при работе с детьми, употребляющими или склонными к употреблению наркотических веществ, является изучение мотивации поведения подростков. Цель состоит в поиске путей и средств коррекции и устранении истинных мотивов злоупотребления, а также тех социально-психологических факторов, которые способствуют данному типу поведения.

Наиболее традиционной формой воспитательно-профилактической работы является «круглый стол», когда в школы приглашают специалистов-наркологов, работников правоохранительных органов, сотрудников кожвендиспансера, психолога. Беседа проходит особенно удачно, если накануне учащиеся сформулируют интересующие их вопросы, будут активно задавать вопросы с места, а педагоги школы проведут опрос (можно использовать интервью с подростками, записанные на магнитную или видеопленку). Таким образом, будут представлены различные мнения (может быть и ошибочные), будет о чем спорить и кого переубеждать.

Приглашенным выступающим совершенно недопустимо называть конкретные лекарственные средства, способы получения, приобретения и употребления наркотических веществ.

Возможно использование агитбригады школьников, которые от имени специалистов-наркологов, химиков, медиков, юристов и др. будут рассказывать о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков. Выступления сопровождаются демонстрацией плакатов с соответствующими таблицами, диаграммами. Тексты выступлений пишут учащиеся на основании книг, журнальных и газетных публикаций, а также данных опросов, проводимых в школе, постоянно консультируясь с педагогом.

Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрамы, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений позволят уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

Таким образом, можно выделить основные направления воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками (социально-педагогический аспект):

- организация воспитательно-профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы;

- смещение акцентов на позицию индивидуализации этой

работы;

- учет позиции ребенка как активного субъекта организации воспитательно-профилактической работы;

- целесообразность применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности подростков и стимулирующих развитии положительных;

- организация работы с семьей на федеральном, региональном уровнях, уровне отдельных микрорайоном и образовательных учреждений через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализующего

потенциала семейной среды;

- организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования;

- создание и расширение сети секций-комплексов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...