Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если инноватор — руководитель




Рассмотрим вопрос о подготовке к инновационной деятельно­сти управленцев — руководителей и организаторов образования различных уровней.

Исследуя процесс обучения в системе повышения ква­лификации организаторов образования, Е.П. Тон­коногая[96] выделила три взаимосвязанных этапа, состав­ляющих динамику такого обучения.

I этап. Дидактическое проектирование, включающее следую­щие компоненты:

- диагностирование состояния профессиональных знаний и умений руководителей к началу данного этапа курсового обуче­ния;

- выявление личностных потребностей слушателей в повыше­нии квалификации;

- корректирование преподавателями ФППК (факультета по­вышения педагогической квалификации) учебных планов и про­грамм с участием слушателей;

- выделение групп и отдельных слушателей, нуждающихся в дифференцированном обучении;

- определение проблем для практических занятий и подбор учреждений, где слушатели будут изучать передовой опыт;

- разработка целей и стратегии обучения.

II этап. Функционирование. Процесс обучения предполагает:

- установление взаимосвязей между всеми структурными ком­понентами (целями, содержанием, формами и методами обуче­ния, дидактическими средствами, проектируемыми результата­ми);

- «запуск», регуляцию и саморегуляцию на основе внутренних противоречий.

III этап. Развитие — обучение руководителей школ технологии решения задач развития, включающей все возможные инновации, которые являются движущей силой развития управляемого учреждения.

В значительной степени характер и результат инноваций опре­деляются личностными качествами и отношением руководителей к новому. Ю. Л. Неймер выделяет пять типов руководителей по их отношению к инновационному процессу.

Какими же качествами должен обладать инновационный тип руководителя? Прежде всего — стратегическими способностями. Стратегические способности включают в себя логическое абст­рактное мышление, умение анализировать имеющуюся информа­цию и видеть ситуацию в перспективе, умение выбирать наилуч­ший момент для активных действий и просчитывать варианты возможного развития событий. Согласно соционике, подобные умения принадлежат интуитивному типу интеллекта и не могут быть приобретены. Конечно, можно развить у человека умение делать прогнозы, но натренировать у него чутье, интуицию до­статочно сложно. Человек, имеющий природную основу, всегда будет успешнее, чем обученный, но такой основы не имеющий. Отсюда очевидна необходимость иметь в управленческой команде руководителей с интуитивным типом интеллекта. Однако не сле­дует забывать, что интуитивные типы сильны умением мыслить перспективно, но «грешат» оторванностью от реальности, поэто­му в управленческой команде нужны сенсорные типы, которые могли бы внедрять их идеи в повседневную практику.

Когда инноватором является руководитель — директор школы или его заместитель, представитель другого уровня управления, возможны разные типы реакций со стороны подчиненных на ин­новационные действия руководителя.

Реакция человека на «навязывание» ему нововведения, как правило, проходит пять фаз: отрицание, сопротивление, иссле­дование, вовлеченность, традиционализацию (К.Ушаков).

Фаза отрицания может быть характерна для подчиненного со­стоянием шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе отрицательную роль часто играет не­достаточная информированность педагогического коллектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя про­явление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации.

На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощу­щением неизбежности перемен. Руководителю необходимо нала­дить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддер­живать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение, вплоть до категорического: «делайте или ухо­дите».

На этапе исследования подчиненный, согласившись с неиз­бежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты.

Для этапа вовлеченности характерно возникновение творче­ских групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На этом этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.

Жизнь требует от современного учителя и руководителя инно­вационного поведения, т. е. активного и систематического твор­чества в педагогической деятельности. Инновационное поведе­ние — это максимальное развитие индивидуальности. Чтобы быть новатором, полезно осознать, пережить и избавиться от психоло­гических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инно­вационной деятельности.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1. Является ли проблемой, ухудшающей качество образования, боль­шое число консервативно настроенных учителей? Может быть, наобо­рот, это позволяет школе быть более устойчивой к изменениям, в том числе и отрицательно на нее влияющим?

2.Допустим, благодаря определенным мерам (изменение системы подготовки учителей в вузах, повышение зарплаты за творчество и т.д.) число учителей-новаторов значительно увеличилось. Приведите приме­ры глобальных изменений в системе образования, которые могут про­изойти из-за этого.

3.Вы — инновационно-ориентированный директор новой школы, в которую набран полностью новый педагогический коллектив. Предло­жите план своих действий на первый месяц работы, имеющий целью создание инновационной школы.

 


[1] Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. — М., 1993. — С. 56.

[2] Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М., 2003. — С. 11

[3] Лазарев В. С. и др. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 16.

 

[4] Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство, - М., 2000 – С.24

[5] Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов н/Д, 1999. — С. 29

[6] См.: Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт раз­работки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991. — С. 10.

[7] См.: Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор / В.Я.Ляу-дис; под ред. Р.В.Герф. — М., 1992. — С. 10.

[8] Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специаль­ной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. — М., 1973. - С. 73.

[9] Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследова­телей. — Чебоксары, 2001. — С. 16.

[10] См.: Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инноваци­онных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближне­го Зарубежья. — М., 1994. — С. 31—44.

[11] См.: Цыркун И. И. Инновационные модели развития педагогической науки // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы разви­тия: материалы Междунар. конгресса. 27—29 мая 2003 г. — Минск, 2003. — С. 5 — 10.

[12] Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1986. – С 358

[13] Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М., 1991. – С.31

[14] Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева. — М., 1995. — С. 105.

[15] Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные по­нятия // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 15.

[16] Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 238.

[17] См.: Лапин И. И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Со­циальные факторы нововведений в организационных системах. — М., 1980. — С. 6.

[18] См.: Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). — М., 1989. — С. 28.

[19] Мешков А. А. Основные направления исследования инновации в американской социологии //Социс. – 1996. - №5. – С. 117

[20] См.: Субетто А.И. Этика педагогических инноваций // «Академия Трини-таризма». — М., Эл. № 77-6567, публ. 10929, 12.01.2004. [Электронный ресурс], 2004. — Режим доступа: http://www.trinitas.ru/ras/000/a0000001.htm

[21] Гуманитарная инноватика // Сообщение. — 2002. — № 3

[22] 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р.

 

[23] Щедровицкий П. Г. Новшества и инновации // Учительская газета. — 1995.— № 22.

[24] Беляев В.И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство — М., 2000. - С. 22.

 

[25] Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор / обзор В.Я.Ляудис; под ред. Р.В.Герф. — М., 1992. — С. 9—10.

[26] См.: Социальные технологии: толковый словарь / отв. ред. В.Н.Иванов. — М.; Белгород, 1995. - С. 45.

[27] Герасимов A.M., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обуче­ния: (Концептуально-технологический аспект). — М., 2001. — С. 31.

[28] Лапин Н.И., Пригожий А.И., Сазонов Б.В., Толстой B.C. Нововведения в организациях //

[29] Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: (Анализ зарубежного опыта). — Рига, 1995. — С. 8.

[30] Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С, Лазарева. – М., 1995. – С. 114

[31] Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологи­ческие и социокультурные проблемы) / отв. ред. П.Н.Тищенко. — Ростов н/Д 2001.-С. 79-80.

[32] Беляев В.И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. — М., 2000. - С. 27.

[33] Лапин Н. И., Пригожий А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С. Нововведения в организациях // Структура инновационного процесса. — С. 9.

[34] Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1989. – С. 40

[35] Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. — М., 1986. — С. 143-158.

[36] Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образователь­ной технологии. — Краснодар, 1998; Тубельский А.Н. Погружение — методика будущего. — М., 1999.

[37] Хуторской А.В. Обучение физике по системе «погружение» // Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: кн. для учителя / под ред. В.Г.Разумовского. — М., 1993. — С. 43 — 47; Хуторской А.В. О занятиях мето­дом эвристического погружения // Методика погружения: за и против / под ред. А.А.Остапенко. — Краснодар, 1995. — С. 57 — 63.

[38] Посталюк Н.Ю. Проектирование инновационных образователь­ных систем: региональный аспект. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psycology.narod.ru/121.html.

[39] Пригожим А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). — С. 41.

[40] Управление развитием школы: пособие для руководителей образователь­ных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С.Лазарева. — С. 118.

[41] Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, прак­тика: научное издание. — М., 2005.

[42] Хуторской А.В. Современная дидактика. — СПб., 2001. — С. 204—207.

[43]Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креа­тивного обучения. — М., 2003. — С. 416.

[44] Саранов А. М. Уровни разработки педагогических новаций в области образования // Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов. – Волгоград, 1992. – С. 48-49

[45] Поляков С.Д. Воспитательная система школы: проблемы управления // Библиотека журнала «Директор школы». — 1997. — № 6. — С. 87—89.

 

[46] Неймер Ю.Л. О типах и ролях руководителей организаций в инноваци­онных процессах // Социальные факторы нововведений в организационных си­стемах. - М., 1980. - С. 43-45.

[47] Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики — М 1993 — С. 10-13.

[48] Аношкина В.Л., Резванов СВ. Образование. Инновация. Будущее: (Ме­тодологические и социокультурные проблемы) / отв. ред. П.Н.Тищенко. — Рос­тов н/Д, 2001. — С. 92.

[49] Субетто А. И. Этика педагогических инноваций // «Академия Тринита-ризма». — М., Эл. № 77-6567, публ. 10929, 12.01.2004. [Электронный ресурс], 2004. — Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm

[50] Шаронова С. А. К технологии внедрения инноватики в образовании // Проблемы психологии образования. — М., 1994. — Вып. 2. — С. 95— 106.

 

[51] Хуторской А. В. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995. — С. 613.

[52] Веселков Ф. С, Веселков А. Ф. Паспорта идей-резервов в нашей НИР «Сто резервов» [Электронный ресурс], 2003. — Режим доступа: http:// www.reserves.ru/number/4-ix- 1-1/

[53] Управление школой: теоретические основы и методы / под ред. В. С. Ла­зарева. - М., 1997.-С. 231.

[54]Чернова Л. Т. О некоторых особенностях педагогической инновацион­ной деятельности // Инновации в образовании и повышении квалификации педагогических кадров. — Казань, 1997. — С. 23 — 28.

[55] Посталюк Н.Ю. Проектирование инновационных образовательных си­стем: региональный аспект. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psycology.narod.ru/121.html

[56] Роншен С, Луи Ф. Инновации и реформы в системе народного образования // Управление развитием образования в регионе: Сравнительный анализ - Мур­манск, 1996. — С. 72. yv

[57] См.: Советова О.С. Социальная психология инноваций (основания иссле­дования, проблемы): дис.... докт. психол. наук, 1998.

 

[58] Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. – М., 1989 – С. 79 - 81

[59]Ушаков К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения админи­стратора, внедряющего инновации // Директор школы. — 1996. — № 5. — С. 4—5.

[60] Jaworski В. The professional development of teachers - the potential of critical reflection// British journal of in-service education. — 1993. — Vol. 19, №3. — P. 37—42

 

[61] Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ Н М Николь­ской. – М., 1997. – с 78

[62] Г. М. Спаркс-Ланжер, А. Б. Колтон элементы рефлексивного мышления - 1991

[63] Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятель­ность. - М., 1997

[64] Хуторской А.В. Всесоюзный поиск передовых педагогических идей // Физика в школе. — 1988. — № 1. — С. 37—45.

[65] Прутченков А. С, Новикова Т. Г. Портфолио ученика профильной шко­лы // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября, http://www.eidos.ru/journal/ 2005/0910—21.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.

[66] Хуторской А. В. О занятиях методом эвристического погружения // Мето­дика погружения: за и против. — Краснодар, 1995. — С. 57—63; Хуторской А. В. Метафизика П.А.Флоренского как основа метапредметных погружений // Там же.-С. 31-34.

[67] Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. — М., 1979. — С. 40—42.

[68] Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет: учебник нового типа для учителей воспи­тателей, родителей. — СПб., 1997. — С. 194.

[69] Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования шко­лы № 2 г. Реутова Московской обл. — М., 1988. — С. 18.

[70] Эткина Е. В. Возможно ли сегодня человекообразующее обучение // Физи­ка в школе. — 1990. — № 5. — С. 58—60.

[71] Хуторской А. В. Метапредмет «Числа» // Частная школа. — 1995. — № 2, 3, 5; Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный инте­грированный курс. — Черноголовка, 1993; Хуторской А. В. Мироведение: эври­стическое пособие для учеников 5 — 9 классов. — Ногинск, 1995.

[72] Хуторской А. В. Как я понимаю и веду курс естествознания // Биология в школе. — 1990. — № 5; Хуторской А. В. Программа изучения естествознания в 10 классе // Школа самоопределения: Шаг второй. — М., 1994.

[73]Школа творчества: сборник ученических работ / реД- и сост. А. В.Хутор­ской. — Ногинск, 1996.

[74] Школа творчества: сборник ученических работ / ред. и сост. А. В.Хутор­ской. — Ногинск, 1996.

[75] Веретенникова Л. К. Личностно-творческое развитие учителя: опыт и про­блемы акмеологического исследования // Психолого-педагогические пробле­мы повышения квалификации работников образования. — М., 1993. — Вып. 2. — С. 125-129.

[76] Лукичева И.А. Управление инновационными процессами в образова­нии. [Электронный ресурс], 1997. — Режим доступа: http://www.gmcit.murmansk.ru/ text/bit/1997/25/2.HTM

 

 

[78] Инновационные процессы в образовании: сб. тез. докл. / отв. ред. Г. А. Вержбицкий. — Новокузнецк, 1994.

[79] Ушинский К.Д. О пользе периодической литературы // Собр. соч. — М., 1948. —Т. 2.

[80] Чечель И.Д. Инновационные учебные заведения в России. — М., 1992.

[81] Управление развитием школы: пособие для руководителей образова­тельных учреждений / под ред. М.М. Поташника и В.С.Лазарева. — М., 1995. — С. 132- 133.

[82] Король А. Д. Метод обратного диалога в эвристическом обучении: авто-реф.... канд. пед. наук. — М., 2002.

[83] Социологические исследования. — 1990. — № 2.

[84] Журавлев В. И. Пидкасистый П. И,, Хижнякова Л. С. Экспертное заключение «Об экспериментальной деятельности ИЧП «школа свободного развития» в период с 1992 по 1995» Частная школа – 1995 - №6 – С.81-84

[85] См.: Психология: комплексный подход / под ред. М.Айзенка; пер с англ. – Минск, 2002 – С.598 - 599

[86] Ангеловски К. Учителя и инновации: пер. с македонского. — М., 1991. — С. 49.

 

[87] Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: кн. Для учителя / под ред В. Г. Разумовского – М., 1993

[88] Сластёнин В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах // Изв. Рос. акад. образования. — 2000. — № 3. — С. 73—79.

[89] Цыркун И. И.Дидактические основы генезиса специальной инноваци­онной подготовки студентов педвуза в условиях многоуровневого образования: автореф. дис. д-ра пед. наук / БГПУ им. М. Танка. — Минск, 1998.

[90] Морозов Е.П., Пидкасистый П. И.Подготовка учителей к инновацион­ной деятельности // Сов. педагогика. — 1991. — № 10. — С. 88 — 93.

[91] Арламов А.А.Условия и критерии эффективности внедрения достиже­ний педагогической науки в школьную практику: автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1985.

[92] Сластёнин В. А., Подымова Л. С.Педагогика: Инновационная деятель­ность. — М., 1997; Андреев В. И.Педагогика: учебный курс для творческого са­моразвития. — Казань, 2000.

[93] Анисимов Н. М.Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 59-62.

[94] Day Ch.Personal development planning: a different kind of competency // British journal of in service education. — 1994. — Vol. 20, № 3. — P. 287—302.

 

[95] Raebeck B. The school as a humane business: Organizing problems out; designing productivity in // Phi Delta Kappan. - 1994. - Vol. 75, № 10. — P. 761-765.

 

[96] Тонконогая Е. П.Современные инновации в деятельности и повышении квали­фикации организаторов народного образования // Инновации в образовании и повышении квалификации педагогических кадров. — Казань, 1997. — С. 13 — 23.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...