Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Северо-западный экономический район




Центральный район

Состав: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, Москва.

Образование

ЦЭР является ведущим центром подготовки интеллектуальных кадров для всех сфер экономики. Здесь расположено 20% госу­дарственных средних специальных учебных заведений и 36% выс­ших учебных заведений страны (273 тыс. студентов, т.е. 44% от РФ)

Здравоохранение

Развитие здравоохранения отражают такие показатели, как число больничных коек (21% от РФ)

Транспорт

Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района - радиально-кольцевая. Ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта. Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.

Финансы

Стоимость основных фондов района самая высокая в стране. При этом примерно 80% — это фонды отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги. Среди них более 20% приходится на фонды транспортных предприятий и по 2% — на органы связи и торговые организации. Вторая часть фондов представлена в от­раслях, производящих товары, — 20%, из них 12,9% приходится на промышленность, 5,4% — на сельское хозяйство, 2% — на стро­ительство. Однако уровень износа основных фондов в ЦЭР самый высокий в стране. Причем наибольший износ фондов отмечается на транспорте и в отраслях промышленности (более 55%).

Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструкту­ра. На долю ЦЭР приходится самое большое количество предпри­ятий и организаций (34% от общего их числа в стране). Большин­ство предприятий (41%) работает в торговле и общественном пи­тании, в промышленности (10%) и строительстве (9%). Растет число предприятий и организаций в отраслях информационно-вы­числительного обслуживания и операций с недвижимым имуще­ством.

Развитие российской экономики тесно связано с формирова­нием малого предпринимательства. ЦЭР лидирует по числу ма­лых предприятий (34% от общего количества в стране): 45,8% функционирует в торговле и общественном питании, а в промыш­ленной сфере — всего 12%. Соответственно, в этих же отраслях экономики малые предприятия производят основной объем про­дукции.

ЖКХ

ЦЭР лидирует в стране по вводу в действие жилых домов (27% от РФ), а по вводу общеоб­разовательных учреждений занимает 4-е место.

Наука

Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Доля ВВП

Валовой региональный продукт, произведенный на террито­рии ЦЭР, самый высокий в стране, однако более 2/3 его произво­дят Москва и Московская область. По производству промышлен­ной продукции, инвестициям в основной капитал, финансовым и институциональным показателям лидирующее положение зани­мает Москва. Рыночные преобразования затронули все субъекты района, однако территориальные диспропорции сохранились до настоящего времени.

Туризм

Центральный район (зона лесов) славится такими видами туризма как познавательный, деловой, конгрессный, лечение, автомобильный.

Рекреационные ресурсы ЦЭР имеют особое значение в силу столичного положения и сосредоточения здесь многочисленного, преимущественно городского населения. Район располагает большими рекреационными ресурсами, прежде всего, благодаря живописным ландшафтам среднерусской полосы. Только леса прямого рекреационного назначения составляют около 1/5 подобных лесов России.

 

Центрально-Чернозёмный

Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Образование

Хорошо развито.

Здравоохранение

Хорошо развито.

Транспорт

Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи. Наибольшее значение для экономики района имеет железнодорожный транспорт.

Финансы

Формирование рыночных отношений и инфраструктура. На территории района в настоящее время работает около 120 тыс. предприятий: 33 тыс. из них (40%) зарегистрировано в торговле и общественном питании. По общему количеству пред­приятий лидирует Воронежская область (30%). В сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка работает 2,3 тыс. предприятий, значительная их часть раз­мещается в Воронежской области. Число малых предприятий со­ставляет всего 20 тыс. из-за отсутствия современной законодатель­ной базы. Большая часть предприятий и организаций (65%) на­ходится в частной собственности.

ЖКХ

По объёму введенного жилья ЦЧЭР занимает 2-е место ЦЭР.

Наука

Сравнительно недавно в Черноземье появились предприятия высокотехнологичного машиностроения. Их особенно много в Воронеже — городе первых советских видеомагнитофонов «Электроника» (одноименное производственное объединение делает также телевизоры) и центре авиастроения (здесь запускают в серию Ил). Курск был одним из первых городов в СССР, где производились ЭВМ.

Доля ВВП

Центрально-Чернозёмный район имеет развитое сельское хозяйство и пищевую промышленность.

Туризм

Центрально-черноземный район (зона лесов) отличается познавательным, автомобильным и деловым туризмом.

Восточно-Сибирский экономический район:

Состав: Иркутская область, Читинская область, Красноярский край, Агинский Бурятский, Таймырский (или Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский и Эвенкийский автономные округа, Республики: Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия.

Образование

Число дошкольных учреждений в 2001 г. составило 3,35 тыс., охват детей дошкольными учреждениями составил 51,3% (в сред­нем по РФ - 57,2%). В 2002 г. работало 4,8 тыс. дневных общеобразовательных уч­реждений (1335 тыс. учащихся), 178 государственных средних специальных учебных заведений (151 тыс. студентов), 38 высших учебных заведений (265 тыс. студентов).

Здравоохранение

Число больничных коек на 10 тыс. человек населения — 117 (в среднем по России — 115), численность врачей на 10 тыс. человек населения составляет 43 че­ловека (в среднем по РФ — 47), численность среднего медицинс­кого персонала на 10 тыс. человек населения — 106 человек (в сред­нем по РФ — 108).

Транспорт

Разработка природных богатств, развитие промышленности сдерживаются малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транспортной сетью - самая низкая в стране.

Показатели плотности железнодорожных и автомобильных путей общего пользования самые низкие в Сибири.

Транспортная сеть Красноярского Севера представлена морским и речным транспортом, а также воздушным и автомобильным. Небольшая железнодорожная линия связывает только города Дудинку и Норильск

Финансы

Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура. Формирование рынка быстрее осуществляется в торговле и сфере ус­луг. Численность приватизированных государственных и муници­пальных унитарных предприятий, организаций в 2001 г. составила 97. На долю Иркутской области пришлось 68% (63) приватизирован­ных предприятий и организаций. Средства, полученные в ходе при­ватизации, составили 243,1 млн. руб., из них 3,1 млн. руб. было на­правлено в федеральный бюджет, 32,6 — в бюджеты субъектов Рос­сийской Федерации, 78,6 млн. руб. — в муниципальные бюджеты.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий таковы: машины, оборудование, инструмент, инвентарь — 74%, здания и сооружения — 18, жилища — 6, прочее — 2%. Доля иностранных физических лиц в уставном капитале малых предприятий регио­на составила в 2001 г. 1,2%.

По среднедушевым доходам населения Восточная Сибирь за­нимает 6-е место в Российской Федерации. По этому показателю выделяются Красноярский край (3626 руб. в месяц против 3060 руб. в среднем по России), который занимает 10-е место сре­ди регионов страны, и Иркутская область (2758 руб.) — 20-е мес­то. В структуре денежных доходов 52% приходится на зарплату, 12% — это доходы от предпринимательской деятельности, 14% — социальные выплаты, 2,5% — доходы от собственности и 19,5% — прочие доходы (включая скрытую зарплату).

Инвестиции в основной капитал за последние 6 лет (1995— 2001 гг.) выросли в 3,94 раза — с 16,2 до 63,9 млрд. руб. (в сред­нем по России они увеличились в 6 раз). Износ основных фондов в экономике района составляет 55—75%, особенно он высок в теп­ловой электроэнергетике, угледобывающей, машиностроительной, легкой и пищевой отраслях промышленности, в сельском хозяй­стве и на транспорте.

ЖКХ

Обеспеченность населения жильем в 2001 г. — 17,9 кв. м общей площади на человека (в среднем по РФ — 19,7).

Наука

Крупнейшие научные центры Восточной Сибири — Красноярск и Иркутск.

Доля ВВП

Внешнеторговый оборот Восточно-сибирского экономическо­го района в 2002 г. составил 10 711 млн. долл., в том числе экс­порт — 9293 млн., импорт — 1418 млн. долл. Положительное саль­до внешнеторгового оборота составило 7875 млн. долл. Удельный вес района во внешнеторговом обороте страны исчисляется 7,3%, в том числе по экспорту — 8,9, импорту — 3,8%.

В региональной структуре внешнеторгового оборота Восточной Сибири ведущие позиции занимали Красноярский край (включая Таймырский автономный округ) — 53,9%, Иркутская область — 29,9, Республика Хакасия — 4,8%, в том числе по экспорту: Крас­ноярский край — 55,6%, Иркутская область — 30, Республика Ха­касия — 3,7, Республика Бурятия — 2,3%; по импорту: Красноярс­кий край (40,6%), Иркутская область (30,6%), Читинская область (14,5%), Республика Хакасия (11,3%). В товарной структуре экс­порта района на цветные металлы пришлось 40%, на продукцию нефтехимического комплекса — 7,1, на древесину и изделия из нее — 12,9, на продукцию машиностроения — 7,3%.

Туризм

Важнейшие историко-культурные достопримечательности связаны с историческими местами (Красноярск, Минусинск, Шушенское, Нерчинск, Акатуй, Горный Зерентуй и др.). Привлекательны для туристов молодые города Сибири Ангарск, Братск, Усть-Илимск, а также Лимнологический институт в Листвянке.

 

 

Северо-западный экономический район

1. Образование.

Главную роль в его развитии играет наличие мощной научной и образовательной базы – Санкт-Петербурга, обеспечивающего разработку новой техники и технологий, подготовку квалифицированных кадров. Здесь сконцентрировано 9,2% всего профессорско-преподавательского состава вузов страны (в целом в регионе – 9,9%).

2. Здравоохранение.

В Карелии наработан определенный положительный опыт лечения больных этим опасным заболеванием - в частности, в 2000 году число больных туберкулезом снизилось в республике на 20 процентов, и мы надеемся, что опыт фтизиатров Карелии будет использован нашими коллегами из всех регионов. На выставке «Фармация» специалисты смогли ознакомиться со стендами производителей и поставщиков лекарственных препаратов, организованных при поддержке Фармацевтической Ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада.

3. Финансы.

Экономический потенциал Северо-Западного района опреде­ляется мощной промышленностью Санкт-Петербурга, наличием высококвалифицированных кадров, крупной научной базой и раз­витым портовым хозяйством (Санкт-Петербург, Калининград). Это крупнейший культурно-исторический центр России.

Доля Северо-Запада в общероссийских инвестициях в основ­ной капитал за последнее десятилетие увеличилась почти на 12%. При этом произошло перераспределение инвестиций внутри рай­она — на фоне резкого сокращения инвестиций в основной капи­тал Псковской (в 3 раза), Новгородской и Калининградской об­ластей (на '/4) более чем на 1/4 возросла доля Ленинградской области и на у|0 — Санкт-Петербурга. Благоприятная инвестици­онная ситуация, связанная со строительством новых морских тер­миналов на Балтике и строительными работами в Санкт-Петер­бурге в связи с его 300-летием, предопределила направление бо­лее 80% инвестиций Северо-Запада на развитие этих территорий.

Поступление в район иностранных инвестиций за 2006— 2009 гг. увеличилось почти в 4 раза и в 2010 г. превысило 1,5 млрд долл. При этом постоянно возрастала роль Санкт-Петербурга, на долю которого в 2010 г. пришлось уже 3/4 всех иностранных ин­вестиций

 

Инвестиции – ключевой вопрос экономического развития всего народного хозяйства страны, всех ее регионов. Северо-Запад в силу структуры его хозяйства в 1990-е годы был менее привлекательным районом для инвестиций, как отечественных, так и иностранных, по сравнению с Москвой или сырьевыми регионами страны. Размеры инвестиций в расчете на душу населения (табл.5) везде на Северо-Западе ниже среднероссийского уровня. Относительно велика доля Санкт-Петербурга только в объеме иностранных инвестиций (которые составляют лишь незначительную часть общих капиталовложений в народное хозяйство). Тем не менее, они означают возможности технического и технологического переоснащения предприятий Санкт-Петербурга, сумевших привлечь западных инвесторов. Это создает предпосылки реструктуризации экономики, необходимой в связи с происшедшими в 1990-е годы изменениями.

Санкт-Петербург с его мощным социально-экономическим потенциалом и возможностями развития внешнеэкономической деятельности должен быть одним из полюсов роста российской экономики. Государственная поддержка его развития позволила бы быстрее привести в действие скрытый пока потенциал развития. В это развитие постепенно могут быть вовлечены и другие части Северо-Запада, а некоторые из них сами изыскивают возможности опережающего роста. Такую политику осуществляет Новгород, создающий благоприятные условия деятельности иностранных инвесторов.


4. Жилищно-коммунальная система.

Хотя уровень приватизации жилья весьма приличный: в среднем по Северо-Западу он составляет около 50%, а в отдельных региональных центрах (Калининград, Петрозаводск) достигает 70%. При этом в Череповце, например, по данным председателя Комитета по управлению имуществом города Евгения Ширяева, создано всего два ТСЖ. Столь же слабо развит и рынок обслуживания. Экономические и психологические предпосылки для полномасштабной жилищной реформы на местах просто не сложились, вызревание их может занять неопределенно долгий период времени. Ленобласть - первый, и пока единственный регион Северо-Западного федерального округа, где введена система денежных компенсаций за жилищно-коммунальные услуги для льготных категорий граждан, получающих меры социальной поддержки из областного бюджета - ветеранов труда и лиц, подвергшихся политическим репрессиям. Вместо прежних 50% скидок на оплату коммунальных услуг областные льготники получают эквивалентную ежемесячную денежную компенсацию. Средства перечисляются на пенсионные счета, и получить их можно либо в отделениях почтовой связи, либо в филиалах Сбербанка. Все муниципальные образования области перейдут на систему выплат ЕДК на жилищно-коммунальные услуги до конца этого года. В бюджете области предусмотрены средства на выплату компенсаций льготникам в размере 400 млн. рублей.

5. Наука.

Северо-Западный район обладает мощным научным потенци­алом. Научный комплекс отличается территориальной концент­рацией как материальной сферы, финансовых ресурсов, так и ре­зультатов научных исследований в Санкт-Петербурге. В районе сосредоточено более 12% организаций, выполняющих научные исследования и разработки, примерно столько же научных работ­ников страны, в том числе почти 13% докторов и кандидатов наук. В 2001 г. сюда было направлено почти 13% средств на различные исследования и разработки, из которых более 9/ш поступили в научные центры Санкт-Петербурга. Действует свыше 100 россий­ских вузов, где обучается 463 тыс. студентов страны.

6. Доля ВВП района.

В 2010 г. район обеспечивал 5,2% общероссийского ВBП и промышленного производства, выпуск 9,2% потребительских то­варов, сосредоточивал 14% иностранных инвестиций, 5,4% по­ступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ. По боль­шинству показателей, характеризующих социально-экономичес­кое развитие территории, за исключением внешнеторгового оборота и объема платных услуг, район уступает среднероссий­скому уровню. Значительный разрыв в уровне раз­вития отдельных регионов Северо-Запада обусловлен объедине­нием в рамках района как быстропрогрессирующих (Ленинград­ская область), так и депрессивных (Псковская область) территорий.

7. Туризм.

Северо-запад России признается экспертами как весьма благоприятствующий регион для развития международного и внутреннего туризма. Одной из актуальнейших региональных проблем развития туризма в настоящее время становится необходимость создания единой туристско-рекреационной системы для всего Северо-запада. В связи с этим одним из наиболее приоритетных направлений научной деятельности Балтийского института туризма и других научных организаций сегодня является разработка концептуальных основ создания и функционирования такой системы.

8. Транспорт.

Транспортную инфраструктуру Северо-Запада можно оценить двояко. С одной стороны, с точки зрения обеспечения внешних связей с другими регионами страны, а отчасти и внешнеэкономических связей, а также сообщения между крупными индустриальными центрами Северо-Запада, транспортные магистрали достаточно развиты, хотя и уступают по качеству западным образцам. От Санкт-Петербурга по 11 направлениям расходятся лучи железных дорог, электрифицированных на расстоянии до 100-150 км, а наиболее современная из них магистраль на Москву – на всем протяжении. Также радиальный вид имеет система автодорог. Для приведения к западноевропейским стандартам требуется их реконструкция, сооружение автобанов, скоростных железнодорожных магистралей. Конкретный проект строительства новой скоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург долгое время обсуждался в печати, но пока не принят к реализации и по экологическим, и по финансовым соображениям.

Сложнее проблема внутриобластного сообщения. Сеть автодорог с твердым покрытием недостаточно густа. Это делает большинство небольших городских поселений и сел слабо доступными в транспортном отношении, что затрудняет их экономическое развитие.

Еще один аспект развития транспорта связан с необходимостью расширения мощностей портов на Балтийском море. Принято решение о сооружении новых портов в Усть-Луге и Приморске. Одновременно требуется создание необходимых подъездных путей к будущим новым портам. Строительство требует многомиллиардных ассигнований и требует достаточно длительных сроков. Поэтому пока остается весьма актуальным вопрос о наиболее выгодных условиях транспортировки российских грузов через порты стран Прибалтики и Финляндии, а также о возможностях более эффективного использования свободных на 2/3 мощностей калининградских портов.

 

Поволжский эконом район

1. Образование.

Численность учащихся государственных общеобразовательных учреждений сократилась с 56 тыс. человек в 2000 г. до 55 тыс. че­ловек в 2010 г., численность студентов средних специальных учеб­ных заведений возросла — соответственно с 5,4 тыс. до 5,8 тыс. человек, а студентов высших учебных заведений — с 5 тыс. до 7 тыс. человек.. Обеспеченность медицинскими услугами несколь­ко ухудшилась. Существует классическая система образования. Акцент на глубокую этническую вариативность населения

Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях — 60%, в школах — 69%; на 10 тыс. человек приходится 62,4 врача и 132 больничные койки, что значительно выше среднероссийских показателей. Имеется 4 вуза (24 тыс. студентов) и 31 техникум (21,4 тыс. студентов).

2. Здравоохранение.

На государственном уровне решаются проблемы

охраны труда и здоровья женщин, материнства и детства. В условиях падения жизненного уровня и снижения качества медицинской помощи в областях Поволжья осуществлялась довольно широкая программа мер по медицинскому обслуживанию женщин и детей- наиболее интенсивным был процесс организационного совершенствования систем материнства и детства.

3. Финансы.

Поволжский экономический район располагает значительны­ми трудовыми ресурсами. Общая численность экономически ак­тивного населения на 1 января 2010 г. составляла 8,3 млн чело­век; в экономике занято 7,8 млн человек, или 93,3% от общей численности экономически активного населения Количество без­работных — 721,3 тыс. человек, или 8,7%. Уровень зарегистриро­ванной безработицы не превышает общероссийский

Внешнеторговый оборот в 2010 г. составил 188,7 млн долл., втом числе экспорт — 1260,8 млн долл

4. Жилищно-коммунальная система

Обеспеченность жильем — 17,6 кв. м на че­ловека (годовой ввод жилищ — 340 тыс. кв. м).

5.Наука.

Научный потенциал — 140 научных работников, в том числе 5 докторов наук. Обеспеченность жильем в 2010 г. составила 18,5 кв. м на человека.

6. Доля ВВП района.

По суммарной валовой продукции промышленности и сель­ского хозяйства район занимал в 2001 г. 4-е место (после Цент­рального, Уральского и Западно-Сибирского районов). На его долю приходилось 14,4% суммарной валовой продукции промыш­ленности и сельского хозяйства России. В перспективе Поволжье сохранит ведущую роль в народно-хозяйственном комплексе Рос­сийской Федерации и, по прогнозным оценкам, восстановит ут­раченные позиции, заняв прежнюю устойчивую позицию после Центрального и Уральского районов.

В общем объеме ВРП на долю промышленности в 2000 г. при­ходится 75%, сельского хозяйства — 17%, на остальные отрасли народного хозяйства — 8%

Оценка структуры хозяйства. В общем объеме ВВП на долю промышленности приходится 75%, сельского хозяйства — 17, на остальные отрасли народного хозяйства — 8%

7. Туризм.

На территории ПЭР расположены шесть государственных заповедников: Волжско-Камский -- в Республике Татарстан, Жигулевский -- в Самарской обл., Приволжская Лесостепь -- в Пензенской обл., Богдино-Баскунчакский и Астраханский -- в Астраханской обл. и Черные земли -- в Республике Калмыкия. Общая площадь заповедных территорий около 247 тыс. га. Два заповедника -- Астраханский и Черные земли -- имеют статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, как сохраняющие уникальные ландшафты Волжской дельты и Прикаспийской полупустыни.
В Поволжье три национальных парка: Нижняя Кама -- в Республике Татарстан, Самарская лука -- в Самарской обл. и Хвалынский -- в Саратовской обл. Расположенные на живописных берегах Волги, эти парки имеют большую эстетическую и рекреационную ценность.

8.Транспорт.

В Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы РФ. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и перевозке грузов. Протяженность железных дорог составляет 9 тыс. км.

Большую роль в грузоперевозках Поволжья играет речной транспорт. В пределах района по глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и др. Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими портами на Волге и Каме являются: Астраханский (в устье Волги начал действовать морской порт в пос. Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.

Хорошо развит в районе трубопроводный транспорт. С его помощью перемещаются миллионы тонн нефти, кубометры газа и продукты их переработки. В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть страны и в Западную Европу.

В Поволжье хорошо развит автомобильный и авиационный транспорт. Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрирайонных связях. Авиационный транспорт осуществляет пассажироперевозки внутрирайонные, межрайонные и зарубежные.

Поволжский район осуществляет теснейшие экономические связи с Уралом, с Центральным, Волго-Вятским районами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...