Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уральский экономический район




 

1.Образование.

 

Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования. Число дошкольных учреждений ежегодно снижается, в 2001 г. оно составило 818, что на '/3 меньше, чем в начале 2000-х гг. Это объясняется снижением численности детей в республике и, соот­ветственно, спроса на детские учреждения. Работает 865 дневных общеобразовательных учреждений (2 негосударственных), 46 уч­реждений начального профессионального образования, 32 госу­дарственных специальных учебных заведения, 8 вузов (3 негосу­дарственных).

2. Здравоохранение.

Число больничных коек — 21,1 тыс. По их количеству на 10 тыс. человек населения республика занимает 20-е место в РФ. В учреждениях здравоохранения работает 10% врачей УЭР. Занимает 7-е место в России по численности врачей всех специальностей и 9-е место по численности среднего медицин­ского персонала (на 10 тыс. человек населения).

3. Финансы.

Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструкту­ра. Более 2/3 составляют фонды отраслей, производящих рыноч­ные и нерыночные услуги, из них в районе выделяются фонды транспортного комплекса (27%). Доля фондов отраслей, произво­дящих товары, составляет 36%: фонды промышленности — 29% (в РФ — 23,7%), сельского хозяйства — 4,6, строительства — все­го 1,5%. Таким образом, в УЭР доля основных производственных фондов остается традиционно высокой. Основная проблема функ­ционирования основных фондов в УЭР, как и в РФ в целом, — их высокий уровень износа, составляющий 47%; наиболее изно­шенные фонды в Свердловской, Пермской и Оренбургской обла­стях. Наиболее низкий уровень износа фондов в Курганской об­ласти (44,7%). Более всего изношено оборудование, станки, при­боры, здания и сооружения в промышленном секторе экономики. Удельный вес полностью изношенных фондов промышленности особенно велик в Коми-Пермяцком автономном округе (27,7%), сельскохозяйственных фондов — в Удмуртии (18,5%), транс­портных средств — в Башкирии (24%) и Коми-Пермяцком авто­номном округе (23,3%).

На территории УЭР размещается более 10% российских пред­приятий и организаций — 367 661 на конец 2001 г., около 30% из них — в Свердловской области. Наибольшее количество предпри­ятий в сфере торговли и общественного питания (69 тыс., или 18,8% от всех предприятий района) и промышленности (42 тыс., или 11,5%). В частной собственности находится более 70%, в му­ниципальной — 10, в собственности общественных и религиозных организаций — 8,7, в государственной собственности — лишь 4,5% предприятий (в РФ — 4,3%).

Функционирует 10% малых предприятий (83,2 тыс.). Объем производимых ими работ и услуг в 2001 г. составил 90 463 млн руб. (10,6% от РФ). Большая часть малых предприятий работает в тор­говле и общественном питании — 44%, в промышленности — 16,5% и строительстве — 12,5%. На малых предприятиях района работает 658,6 тыс. человек, или 7,5% занятого в экономике рай­она населения.

4. Жилищно-коммунальная система.

В 2010 году в 15 муниципальных образованиях Челябинской области жилищно-коммунальным предприятиям области удалось выйти на безубыточный режим работы. Впервые за последние 7 лет, доходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства области превысили расходы на 301 млн. рублей, сообщает пресс-служба министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства.

Собираемость платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги за год увеличилась на 0,2% и составила 95,9%. Самый низкий уровень сбора в Агаповском (80,0%) Брединском (81,4%) и Нагайбакском (81,6%) районах. Самая высокая собираемость в Саткинском (101,8%) и Верхнеуральском районах (101,3%).

В 2010 год из областного бюджета на модернизацию ЖКХ было направлено более 470 млн. рублей. Из внебюджетных источников привлечено 150 млн. рублей. В результате количество аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве сократилось год в 2 раза. В 2007 году планируется привлечь не менее 230 млн. рублей частных инвестиций.

По одному из приоритетных направлений модернизации - переходу на более дешевые виды топлива были переведены на газ 21 котельная, построено 11 новых котельных с закрытием изношенных и нерентабельных. Так, почти в 1,5 раза снизился тариф по котельным в с. Лебедевка Еткульского района, в г. Нязепетровске и с. Шемаха Нязепетровского района, в 1,7 раза в п. Мирный Уйского района. Общий экономический эффект составил более 50 млн. рублей за 2010 год. В этом году продолжится работа по переводу муниципальных котельных, работающих на жидком топливе, и электрокотельных на газ и уголь, которых осталось 35 из 780.

5.Наука.

Население и трудовые ресурсы. По численности населения УЭР уступает только Центральному экономическому району. На начало 2002 г. в районе насчитывалось 20 225,7 тыс. человек (14% от на­селения России). Около 3/4 населения района проживает в горо­дах и поселках городского типа. Самая высокая доля горожан в Свердловской (87,6%) и Челябинской (81,4%) областях, наимень­шая — в Коми-Пермяцком автономном округе (26,3%). В районе сформировались города-миллионеры — Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь.

6.Доля ВВП района.

Индустриальный комплекс Уральского экономического района (УЭР) - один из самых мощных в стране. Это старопромышленный район, отличающийся высоким уровнем комплексного развития, исторически сложившейся, устойчивой производственной структурой.

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Важное значение имеет также производство строительных материалов (цемента, строительного кирпича и др.).

Урал производит от 20 до 40% общероссийского выпуска металлорежущих станков, экскаваторов, нефтеаппаратуры, химического оборудования и машин для сельского хозяйства, свыше 35% чугуна, около 15% деловой древесины и пиломатериалов, почти 20% производства бумаги. Топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая и легкая промышленность, а также сельское хозяйство дополняют хозяйственный комплекс Урала.

Существенное влияние на формирование хозяйства Уральского экономического района оказывает его чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение. Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западных, так и в восточных районах страны.

Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении

7. Туризм. Урал дарит огромные возможности для активного отдыха, рыбалки и охоты. Мы можем предложить туры на самый взыскательный вкус: рафтинг и сплавы по рекам Урала на катамаранах; пешие походы и горный треккинг; велотуры и комбинированные туры; активный отдых, связанный с рыбалкой и охотой на Урале; туры выходного дня, отдых в коттедже и загородном VIP клубе; и даже туры по поиску кладов на Урале. Если Вы занимаете активную жизненную позицию и слово «отдых» у Вас ассоциируется с движением, спортом и хорошим настроением, то нам с Вами по пути!

8. Транспорт.

 

Транспорт и межрайонные связи. Центральное положение УЭР по отношению к другим экономическим районам страны предоп­ределило конфигурацию транспортной сети, в которой преобла­дают широтные транзитные направления. Предприятия отрасли характеризуются большой грузонапряженностью, массовостью перевозимых грузов и преобладанием транзитных функций. Же­лезнодорожный транспорт района перевозит 18% российских гру­зов. По отправлению грузов этим видом транспорта лидирует Свердловская область (64,1 млн т). Густота железнодорожных пу­тей в районе вдвое превосходит общероссийский уровень. Самая густая железнодорожная сеть в Челябинской области — 204 км путей на 10 тыс. кв. км территории. В то же время на территории Коми-Пермяцкого автономного округа железные дороги вообще отсутствуют.

Автомобильный транспорт перевозит более 10% российских грузов. По грузообороту автомобильного транспорта в районе выделяются Пермская область и Республика Башкортостан. В рай­оне невысокая густота автомобильных дорог с твердым покрыти­ем, только в Республике Башкортостан данный показатель в 5 раз превосходит российский уровень. По удельному весу автомагист­ралей с твердым покрытием в общей протяженности автомобиль­ных дорог в районе лидирует Челябинская область (97,5%).

Западно-Сибирский экономический район — состоит из 9 федеральных субъектов:

1. Кемеровская область

2. Новосибирская область

3. Омская область

4. Томская область

5. Тюменская область

6. Ханты-Мансийский автономный округ

7. Ямало-Ненецкий автономный округ

8. Республика Алтай

9. Алтайский край

Образование: Западно-Сибирский экономический район отличается своим научно-образовательным комплексом, в котором насчитывается около 60 высших учебных заведений. Из них 6 технических университетов, десятки научно-исследовательских учреждений Сибирского отделения Российской академии наук, сотни отраслевых научно-исследовательских институтов и проектно-изыскательских организаций. Здесь функционируют лучшие научные учреждения Академии медицинских наук, Российской академии образования, сельского хозяйства и других академий.

Здравоохранение: Жители района хорошо обеспечены медицинской помощью в условиях стационара. Западно-Сибирский экономический район является регионом, в котором сосредоточены разнообразные лечебно-оздоровительные факторы: благоприятный климат, лечебные минеральные воды и грязи, наработанные методики эффективного оздоровления.

Транспорт: Строительство железных дорог в регионе интенсивно началось после Великой Отечественной войны, когда были сооружены Южно-Сибирская магистраль (Иртышская — Камень-на-Оби — Алтайская), лесовозные железные дороги Томск — Асино — Белый Яр, Ивдель — Обь и Тавда — Сотник. Западная Сибирь занимает 1-е место по перевозкам грузов речным транспортом; ежегодно по реке Оби и ее притокам перевозится свыше 6 млн т грузов, в основном это внутрирайонные перевозки. В связи с освоением нефтегазовых ресурсов были построены новые речные порты в Сургуте, Нижневартовске и Тобольске. Автомобильный транспорт Западной Сибири также в основном осуществляет внутрирайонные перевозки, доставляя грузы к железнодорожным станциям, речным портам и потребителям. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь занимает 5-е место в стране (68,3 тыс. км). Удельный вес района по территории — 14%, по протяженности автомобильных дорог — 10%.

Туризм: С началом перестройки появилась возможность для въезда иностранных граждан в Западную Сибирь. Однако, в конце 1980-х гг. и в 1990-е гг условия для приема в регионе иностранных туристов еще не были созданы, поэтому иностранные граждане осуществляли в основном деловые поездки. В начале 2000-х гг. поток иностранных граждан, прибывающих в регион с туристским целями, несколько возрос, в последующие годы также сохранялась нестабильная по отдельным областям Западной Сибири тенденция к его росту. Наиболее привлекательными для направлениями туризма в регионе являются рекреационный и спортивный.

Жилищно-коммунальная сфера: Общая площадь многоквартирных жилых домов, нуждающихся в капитальном ремонте, превышает 17 миллионов квадратных метров и составляет почти треть жилого фонда Челябинской области. На проведение капремонтов этого жилья необходимо не менее 15 миллиардов рублей. В целом, работа ЖКХ в регионе оценивается неудовлетворительно, например: В Западной Сибири группа лиц из числа руководителей энергетических компаний (в их числе некий Крючков Е.Е.) создала сеть по ремонту и обслуживанию объектов электроэнергетики. Прибыль пускается в гостиничный бизнес в Сургуте, в приобретение недвижимости в России и за рубежом. Один из руководителей ФСК на Урале (некий Никитин) - учредитель пяти коммерческих компаний по ремонту и техобслуживанию энергокомплекса. Всего 16 коммерческих организаций - оборот 2 млрд рублей в год.

Во́лго-Вя́тский экономи́ческий райо́н — состоит из 5 федеральных субъектов:

1. Республика Марий Эл

2. Республика Мордовия

3. Чувашская Республика

4. Кировская область

5. Нижегородская область

Образование: Хорошо развито Высшее образование. Дошкольные и средние учебные заведения имеют слаборазвитую материальную базу.

Транспорт: Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3, 3 тыс. км. Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и другие) создает благоприятные условия для развития речного транспорта, тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо-Кавказского, Центрального районов и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс. км.

Жилищно-коммунальная сфера: Ведется мониторинг тарифов ЖКХ. Оказывается содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по обеспечению финансово-экономического оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, надежной и устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Туризм: Развит в основном на территории Нижегородской области. Здесь находится множество историко-культурных достопримечательностей. Кроме того, природа края поражает своим величием. С гористых холмов высокого берега Волги открывается вид на бескрайние поля. Почти половина территории края занимают леса, на юге начинается лесостепь. Это идеальное место отдыха для любителей охоты и рыбалки, а также водных видов спорта. Природа Нижегородской области охраняется в Керженском заповеднике, созданном на берегу реки Кержень.

Здравоохранение: Достигнута положительная динамика показателя смертности населения трудоспособного возраста за последние 3 года в виде снижения с 28,4 до 25,6 % от общего числа смертей. В 2010 году число кардиохирургических операций увеличилось за счет увеличения количества поступивших расходных материалов. В 2010 году за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода приобретены препараты для проведения тромболизиса (актелизе и пуролаза) на общую сумму 16,3 млн.рублей (для РСЦ, ПСО и МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи»); в 2011 году – на 11,4 млн.рублей (для МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи»). К сожалению, в 2010 году сохранилась тенденция уменьшения расходов бюджета города на выполнение ремонтных учреждений здравоохранения по сравнению с предыдущими благополучными в плане доходов бюджета периодами.

Калининградская область – Хоть и не является экономическим районом, но признана особой экономической зоной.

Туризм: Развитие туристской сферы Калининградской области является сегодня важным элементом экономической составляющей региона. В условиях рынка внутренний туризм создается практически заново, и этот процесс сопровождается перераспределением собственности, сокращением государственного сектора, давлением на социальную сферу. Вместе с тем, в это же время формируется рынок въездного туризма. Открытие Калининградской области для внешнего мира совпадает с кардинальными изменениями в экономике страны. Активное подключение экономического потенциала Калининградской области к международным интеграционным процессам определило необходимость трансформации сферы туризма и рекреации из расходной в доходную, бюджетообразующую отрасль регионального хозяйства.

ЖКХ: Одним из направлений деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области является разработка, формирование и проведение государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Министерство координирует работу по реализации мероприятий, направленных на обеспечение финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства, снижение издержек производства и повышение качества услуг, предоставляемых населению.

Сотрудниками Министерства осуществляется постоянное взаимодействие с муниципальными образованиями области, оказание методической, консультативной помощи органам местного самоуправления области, организациям жилищно-коммунального хозяйства в вопросах развития сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Транспорт: Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Большинство дорог не соответствуют принятому в России стандарту по ширине, кроме того, они отличаются извилистостью. На большинстве дорог Калининградской области установлена максимальная скорость в 70 км/ч (вместо 90 км/ч) из-за растущих вдоль дороги деревьев. На границах области и в портах имеются 20 пограничных переходов (автомобильные, железнодорожные, водные, пешеходные, в аэропорту). Железнодорожный транспорт используется прежде всего для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной территорией России. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт-Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии. Боольшая часть существовавших на территории нынешней Калининградской области до войны железных дорог была разобрана в первые послевоенные годы; часть сохранившейся сети была закрыта после распада СССР.

Здравоохранение: В Калининградской области продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» по следующим направлениям:

• развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;

• совершенствование медицинской помощи матерям и детям;

• повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;

• реализация программы совершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

· формирование здорового образа жизни.

Образование: Калининградская область с 1 апреля 2010 года участвует в проведении эксперимента по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» (включает «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», и «Основы светской этики»). Общее образование в Калининградской области реализуют: 195 общеобразовательных учреждения: в том числе 176 дневных и 7 вечерних муниципальных общеобразовательных школ, 8 государственных и 4 аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждения. 176 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...