Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При оформлении справочников ОСТ 29.133-99 рекомендует использовать визуально-коммуникативные элементы, применение двух из них: оглавления и переменного колонтитула - является обязательным.




Концепция издания. Вопросы системитизации материалов

Подготовка справочного издания - многоступенчатый процесс, важное место в котором занимает подготовительный период. Ключевой момент подготовительного периода - разработка концепции будущей книги.

Концепция конкретизирует типологические параметры предполагаемого издания, четко и полно раскрывает его замысел, задачи, общие принципы подбора и организации материала. Она должна быть разработана в достаточной степени и включать в себя реальные и достоверные параметры, которые, кроме того, должны полностью согласовываться друг с другом. Концепция всегда конкретна, она привязана к реальным читательским потребностям, к ситуации на книжном рынке, учитывает экономические и иные возможности издательства.

Самостоятельное значение имеет разработка конкретных механизмов реализации концепции (замысла издания): подбор авторов, общие вопросы организации и координирования подготовки и выпуска издания и др.

Важен вопрос об участии редактора в разработке концепции. Так, решением ключевых проблем подготовки языкового словаря - отбор слов, методика их подачи читателю, решение вопроса о том, какие значения и оттенки слова считать наиболее актуальными, какими стилистическими пометами его снабдить, какими примерам иллюстрировать, - занимаются авторы словаря, ученые-лексикографы. Редактор не остается в стороне от этой работы, являясь тем «звеном», которое связывает лексикографический замысел и его издательское воплощение, и, безусловно, «звеном» творческим, активным.

В принципе возможны следующие ситуации: 1) редактор имеет дело с оформившейся концепцией, предлагаемой коллективом разработчиков; 2) редактор самостоятельно разрабатывает концепцию. Чаще всего действует первый вариант, однако это вовсе не означает, что в таком случае редактор не будет иметь отношения к концептуальным аспектам издания. Более того, именно прямое участие редактора позволит творческому замыслу разработчиков и результатам труда авторов найти логическое завершение, приобрести законченные черты и воплотиться в реальное издание. Дело не только в том, что все практические вопросы, которые находятся в его непосредственной компетенции, редактор соотносит, сверяет с общим замыслом, но прежде всего в том, что составительской, авторской концепции обязательно должна сопутствовать концепция редакторская. Конечно, такое разделение носит весьма условный характер: редакторская концепция логически продолжает составительскую, по существу и то и другое неразрывно связано, это единая концепция, единый план будущего издания. Поэтому применительно к редакторским задачам нужно говорить, с одной стороны, о редакторском анализе составительской концепции и, с другой стороны, о разработке модели издания.

Для редактора важно детально разобраться в существе предлагаемой концепции, выявить основные составляющие замысла будущего издания. Прежде всего необходимо уяснить общие принципы подбора и систематизации материала, что станет основанием для определения конкретных методов подготовки издания. Важно учитывать в том числе и прагматический аспект: работа с материалом, «погружение» в него потребует принятия конкретных решений на всех уровнях (словника, предметно-тематической группы статей, отдельной статьи или какого-либо ее элемента и др.). Анализируя концепцию будущего издания, редактор идет по своеобразной спирали, которая разворачивается от самых общих характеристик (целевое назначение и читательский адрес) до самых конкретных (расположение элементов статьи друг относительно друга, система выделений, помет, сокращений); будущее издание приобретает при этом все более определенные черты.

Находят конкретизацию и самые общие, ключевые типологические параметры. Так, в период планирования издания необходимо четко определить характер читательской аудитории, ее образовательный уровень, особенности профессиональной подготовки и возможные запросы. Это позволит уточнить профиль издания, отобрать материал, имеющий прямое отношение к его теме и назначению, оптимально организовать материал и справочный аппарат, решить вопросы иллюстрирования и т.д.

Таким образом, центральный момент в разработке концепции - максимально четкое определение целевого и читательского назначения издания с последующей их конкретизацией. Исходя из этого следует определить характер читательских запросов и принципы подбора материала и его подачи. Так, например, универсальная энциклопедия, являясь научно-популярным изданием, предназначена широкому кругу читателей. Соответственно, определить характер читательских запросов можно только в общих чертах. Специализированная же энциклопедия может быть как научно-популярной, так и научной; в последнем случае запросы должны быть определены гораздо более точно.

Затем решается вопрос о способе реализации запросов и на этой основе осуществляется обоснование макро- и микроструктуры издания. Запрос должен быть реализован конкретным способом: например, читатель находит интересующее его слово по алфавиту, в порядке которого организованы статьи. При систематическом изложении материала «вход» в него будет иным: необходима система вспомогательных указателей (или хотя бы один, единый указатель); иными словами, эффективность «входа» зависит от характера и уровня разработанности аппарата. Таким образом, все аспекты концепции взаимосвязаны, ни один из них не может рассматриваться изолированно от других.

В рамках концепции особое значение имеет обоснование структуры издания.

Структура справочных изданий подчиняется единому принципу организации материала, который, как правило, расчленяется на отдельные, относительно самостоятельные «отрезки» (участки) текста - статьи, позиции, фрагменты. Каждый «отрезок» является минимальной структурной единицей издания и представляет читателю, описывает тот или иной объект (объект описания). Примером такого отрезка может служить словарная статья, которая, как уже говорилось, является структурной единицей словарей (словарных изданий) всех типов. Словарная статья - относительно самостоятельный текст, включающий заглавное слово и его пояснение. В словарях разных типов статьи существенно различаются по объему, структуре и другим характеристикам: от развернутых статей в энциклопедических словарях до кратких статей в орфографических словарях, в которых заглавное слово совпадает с его пояснением. Словарные статьи представляют собой относительно самостоятельные тексты, занимающие определенное место друг относительно друга (что закрепляется в словнике) и соизмеримые между собой по внешним (формальным) признакам - наличию левой и правой части, по обязательным и факультативным элементам, шрифтовым выделениям, сокращениям в тексте и т.д. В справочных изданиях, не являющихся словарями, структура также весьма специфична; так, в справочниках материал может быть организован по систематическому принципу, алфавитному, хронологическому, номерному.

Систематический и алфавитный принципы имеют свои плюсы и минусы. Систематическое расположение материала позволяет показать общее состояние знаний в данной области, сохраняет связи между отдельными понятиями, однако поиск необходимой справки (по сравнению с очевидным удобством алфавитного принципа) в известной мере затрудняется. Алфавитный порядок облегчает поиск нужной справки, но разрывает внутренние связи между родственными предметами, делает их разрозненными и независимыми друг от друга.

Концепция издания учитывает и количественные показатели. Справочные издания различаются по степени полноты сведений, которая зависит от конкретного целевого и читательского назначения издания. Необходимо точно установить, какая степень полноты материала в будущем издании является оптимальной, и соблюдать ее во всех разделах (тематических и структурных).

Обеспечить единообразие при освещении материалов помогают типовые статьи. Разработка типовых статей и строгое соблюдение общего плана дают возможность избежать такого положения, когда один из вопросов, имеющих сходный масштаб и значение, разбирается глубоко и детально, а другой - поверхностно, в общих чертах.

Для повышения информационной емкости текста и экономии его объема используется система отсылок и ссылок в тексте. Она устанавливает логические связи между родственными понятиями и явлениями, что позволяет углубить и расширить справку, а также сократить ее текст, устранив повторы сведений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...