Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

факторной модели результатов производственной деятельности

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 3.1.1).

 


Рис. 3.1.1. Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации

 

 

       Для определения резервов роста прибыли по увеличению объема реализации необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

        Р П vрп = Р Прп i  .                                                                                    (3.1.1)

       Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитывается следующим образом:

       Р П с = S[Р С (V рп 1 + Р V рп) ].                                                               (3.1.2)

       Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:

       Р П с = S ( d i. p i) 100 (Vpп1 i + P V рп).                                           (3.1.3)

       Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли реализации продукции (Р П) и снижение себестоимости товарной продукции (Р С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

       Р R = R в – R1 =   ,                                                  (3.1.4)

где Р R – резерв роста рентабельности;

        R в – рентабельность возможная;

        R i – рентабельность фактическая;

        И1 – фактическая сумма затрат по реализованной продукции;

        С в i – возможный уровень себестоимости i -ых видов продукции с учетом

                      выявленных резервов снижения;

        V рп в – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных

                          резервов его роста.

       Прибыль балансовая зависит от следующих факторов: выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, НДС, операционных доходов (ОД) и расходов (ОР), внереализационных доходов (ВД) и расходов (ВнР), коммерческих расходов (КР).

       Рассмотрим влияние этих факторов на балансовую прибыль.

Пб = Пб1 – Пб0

                   Пб0 = ВР0 – С0 – НДС0 – КР0 + ОД0 – ОР0 + ВнД0 – ВнР0;

                   Пб усл 1 = ВР1 – С0 – НДС0 – КР0 + ОД0 – ОР0 + ВнД0 – ВнР0;

                   Пб усл 2 = ВР1 – С1 – НДС0 – КР0 + ОД0 – ОР0 + ВнД0 – ВнР;

                   Пб усл 3 = ВР1 – С1 – НДС1 – КР0 + ОД0 – ОР0 + ВнД0 – ВнР;

                   Пб усл 4 = ВР1 – С1 – НДС1 – КР1 + ОД0 – ОР0 + ВнД0 – ВнР0;

                   Пб усл 5 = ВР1 – С1 – НДС1 – КР1 + ОД1 – ОР0 + ВнД0 – ВнР0;

                   Пб усл 6 = ВР1 – С1 – НДС1 – КР1 + ОД1 – ОР1 + ВнД0 – ВнР0;

                   Пб1 = ВР1 – С1 – НДС1 – КР1 + ОД1 – ОР1 + ВнД1 – ВнР1;

             Пб (ВР) = Пб усл 1 – Пб 0;

       Пб (С) = Пб усл 2 – Пб усл 1;

       Пб (НДС) = Пб усл 3 – Пб усл 2;

                   Пб (КР) = Пб усл 4 – Пб усл 3;  

                   Пб (ОД) = Пб усл 5 – Пб усл 4;

                   Пб (ОР) = Пб усл 6 – Пб усл 5;

                   Пб (ВнД) = Пб усл 7 – Пб усл 6;

                   Пб (ВнР) = Пб усл  Пб1– Пб усл 7;

       В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Эта методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями.

       Маржинальный доход можно определить как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:

Дм = ВР – Рп,                                          (3.1.5)

где Дм – маржинальный доход;

  Вр – выручка от реализации;

  Рп – переменные затраты.

 


           

 

Y, руб.                 

15

                    Точка безубыточности

                              объема продаж

                                                                                                           Прибыль

 

 

10

                                                                                                          Переменные

                                                                                                              затраты

 

 

5

4

 

                                                                                                          Постоянные

                                                                                                             затраты

 

0

                                         500                                                1000                  X, шт

 

Рис. 3.1.2. Зависимость между прибылью, объемом реализации

продукции и ее себестоимостью.

 

       По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. С его помощью можно определить точку. В которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, ниже которого производство будет убыточным.

       На графике точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов предприятия больше 50% от его производственной мощности, оно (предприятие) получит прибыль. В противном случае, если пакет заказов будет меньше 50%, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

       Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности.

       Для расчета точки критического объема продаж в денежном измерении применим следующую формулу:

                   Т =    ,                                                                                         (3.1.6)

       где Н – постоянные затраты.

       Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении ВР на соответствующий объем реализации в натуральных единицах К, то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

                   Т =                                                                                                 (3.1.7)

 


3.2. Расчет резервов улучшения

производственной деятельности ООО «Парус»

Таблица 3.2.1

Исходные данные для факторного анализа балансовой прибыли

Показатель

Сумма

Отклонение,

±

1998 1999
Выручка от реализации 906854 2293344  
Себестоимость 802404 2111534  
Коммерческие расходы 63246 122088  
Операционные доходы 11098 7300  
Внереализационные доходы - -  
Внереализационные расходы 2617 21919  
Балансовая прибыль 27495 50804 +23309

Пб0 = 906854 – 802404 – 63246 + 6 – 11098 – 2617 = 27495 руб.

Пб усл 1 = 2293344 – 802404 –63246 + 6 – 11098 – 2517 = 1413985 руб.

Пб усл 2 = 2293344 – 2111534 – 63246 + 6 – 11098 – 2617 = 104855 руб.

Пб усл 3 = 2293344 – 2111534 – 122088 + 6 – 11098 – 2617 = 150868 руб.

Пб усл 4 = 2293344 – 2111534 – 122088 + 20301 – 11098 – 2617 = 217176 руб.

Пб усл 5 = 2293344 – 2111534 – 122088 + 20301 – 7300 – 2617 = 287282 руб.

Пб 1 = 2293344 – 2111534 – 122088 + 20301 – 7300 – 21919 = 50804 руб.

Пб = 50804 – 27495 руб.

В отчетном году балансовая прибыль увеличилась на 23309 руб.

Рассчитаем влияние факторов на это изменение:

1. Выручка от реализации:

Пб (ВР) = 1413985 – 27495 = 1386490 руб.

2. Себестоимость реализованной продукции:

Пб (С) = 104855 – 1413985 = -1309130 руб.

3. Коммерческих расходов:

Пб (КР) = 150868 – 104855 = 46013 руб.

4. Операционных доходов:

Пб (ОР) = 287282 – 217176 = 70106 руб.

5. Внереализационных расходов:

Пб (ВнР) = 50804 – 287282 = -236478 руб.

Пб = 1386490 – 1309130 + 46013 + 66308 + 70106 – 236478 = 23309 руб.

Для повышения прибыли предприятия необходимо использование резервов. Резервами повышения прибыли являются: увеличение объема реализации, повышение цен, снижение себестоимости товарной продукции, реализация в более оптимальные сроки.

На анализируемом предприятии можно использовать три резерва:

1. Увеличение выпуска продукции. пользующейся наибольшим спросом;

2. Рационализация использования основных фондов;

3. Экономия ресурсов.

Наибольшим спросом на предприятии ООО «Парус» пользуются скоросшиватели. Рассчитаем резерв, полученный при увеличении объема их выпуска.

В отчетном году было выпущено 119350 скоросшивателей. Себестоимость одного скоросшивателя составляет 1,09 руб., всех – 130091,5 руб. В себестоимости одного скоросшивателя 0,65 руб. составляют переменные издержки, 0,44 руб. – постоянные затраты. Общая стоимость реализованной продукции по всему предприятию составляет 2111534 руб.

Если увеличить объем выпуска скоросшивателей на 10000 шт., то произойдут следующие изменения:

1. Переменные издержки возрастут:

       0,65 . 10000 = 6500 руб.

2. Себестоимость реализованной продукции увеличится на 6500 руб.

Выручка предприятия в целом – 2293344 руб. Цена 1-го скоросшивателя составляла 1,5 руб.

За счет увеличения объема выпуска скоросшивателей выручка от реализации увеличится и составит 2308344 руб. [(2293344 + (10000 .1,5)].

Прибыль от реализации в отчетном году составляла 59722 руб. А в прогнозируемом периоде она составит 190310 руб. (2308344 – 2118034 руб.).

Для рационального использования основных фондов ООО «Парус» нужно продать неэксплуатируемый станок. Его остаточная стоимость 36000 руб. без НДС. Первоначальная стоимость составляла 40000 руб. без НДС. При продаже этого станка сократятся расходы на амортизацию:

       40000 . 6% = 2400 руб.

Норма амортизации составляет 6% в год.

Также в этом случае можно сократить налог на имущество:

       40000 . 2% = 800 руб.

За счет продажи этого станка произойдет экономия на сумму 3200 руб. (2400 + 800). Выручка от реализации составит 2344344 руб. (2308344 + 36000).

На предприятии ООО «Парус» во всех подразделениях и пустующих помещениях горит свет. В целом ежедневно перерасход по электроэнергии в часах составляет примерно 1,1 ч. В год это составляет 237,6 ч (1,1 . 216). Экономия, согласно действующего тарифа, составит:

       237,8 . 1,5 = 346,7 руб.

Себестоимость продукции снизится и составит:

       2118034 – 3200 – 356,7 = 2114477,3 руб.

Таблица 3.2.2

Основные показатели деятельности предприятия

Показатель Отчетный год Прогнозируемый год Отклонения, ±
Выручка от реализации, руб. 2293344 2344344 +51000
Себестоимость реализации продукции, руб. 2111534 2114477 +2943
Уровень себестоимости, % 92 90 -2
Коммерческие расходы, руб. 122088 122088 0
Прибыль от реализации, руб. 59722 107779 +48057

 

Рассчитаем безубыточный объем продаж в отчетном периоде.

1. Расчет критического объема продаж в отчетном году:

       Дм = 223344 – 1366160 = 927 184 руб.;

Т = 202539 (927184: 2293344) = 501334 руб.

Т = 759786 . 202539: 927184 = 165971 шт.

       2. Расчет критического объема продаж в прогнозируемом периоде:

                   Дм1 = 2344344 – 13712660 = 971684 руб.

                   Т1 = 202539 (971684: 2344344) = 489225 руб.

                   Т1 = 769786 . 202539: 971684 = 160455 шт.

 

 

.

                                                                                                ВР

Y, руб                                                                                                                                   общие

2344344                                                                                                                                    общие

 

2293344


                                                                                                     Рп

 

1372660                                                                                                    Рп

1366160

                                                                                                                         

501334

489225

                                                                                                                   Н

     160455       165971                                     759786     769786                        Х, шт

Рис. 3.2.1 Определение точки безубыточности

       Как видно из рис. 3.2.1, за отчетный период нужно было бы реализовать продукцию на сумму 501334 руб., чтобы покрыть затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка составила 2293344 руб., что выше порога на 1792010 руб., или на 357%. Это и есть запас финансовой устойчивости. В прогнозируемом периоде запас финансовой устойчивости увеличился.

       Повышение запаса финансовой устойчивости на 22% подтверждает целесообразность предпринятых мероприятий.

       Эффективность работы предприятия характеризуется различными показателями рентабельности, которые более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации и чистой продукции.

       Особое внимание при оценке эффективности уделяется двум методам:

- регрессному;

- затратному.

1.     Э = ВР ФР = ВР: (ОФ + ОБФ + З + ФОТ),

где Ф – функционирующие ресурсы,

       ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов,

       ОБФ – среднегодовая стоимость оборотных фондов,

       З – запасы, из Ф.1,

       ФОТ – фонд оплаты труда

Эф = 2293344: (314729,5 + 501121,5 + 322542 + 75312) = 2,889 или 288,9%

В результате нововведений эффективность увеличится и составит:

Эпрогн. + 2344344: (278729,5 + 501121,5 + 322542 + 75312) = 2,991 или 299,1%

Прогнозируемая эффективность превысила отчетную на 10,1 процентных пункта, что является благоприятным изменением имеющихся ресурсов.

2.    Э = Пр С . 100,

       Эф = 59722 2111534 . 100 = 2,8%

       Эпрогн. = 107779 2114477 . 100 = 5,1%

Увеличение прибыли и себестоимости привело к повышению эффективности на 2,3 процентных пункта (5,1 – 2,8).

Таким образом, предложенные мероприятия повысят эффективность работы предприятия.

Выводы

       При анализе результатов производственной деятельности были выявлены основные резервы по их улучшению:

Þ увеличение объемов производства;

Þ продажа ненужного оборудования;

Þ экономия ресурсов.

       Исходя из приведенного анализа, предприятию было предложено провести ряд мероприятий по улучшению результатов деятельности.

       За счет увеличения объема выпуска скоросшивателей на 10000 шт. прибыль от реализации возрастет с 59722 руб. до 190310 руб.

       За счет продажи ненужного станка сократятся расходы на амортизацию (2400 руб.), также можно сократить налог на имущество (800 руб.).

       За счет экономии электроэнергии себестоимость продукции снизится на 356,7 руб.

       В целом за счет предложенных мероприятий выручка от реализации возрастет с 2293344 руб. до 2344344 руб. Себестоимость реализованной продукции увеличится на 2943 руб. (2114477 – 2111534). Прибыль от реализации увеличится на 48057 руб. и составит 107779 руб.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Выпуск продукции, выручка от реализации и прибыль являются конечными результатами производственной деятельности.

       Для анализа результатов производственной деятельности и выявления резервов их улучшения был выбран конкретный объект – ООО «Парус» - предприятие, выпускающее бумажно-беловую продукцию.

       Затраты на производство в 1999 году составили 2111534 руб., а затраты на 1 руб. товарной продукции – 0,73 руб.

       В результате анализа наиболее важных видов продукции были выявлены резервы улучшения результатов производственной деятельности и рассчитан эффект от внедрения конкретных мероприятий.

       Результатом данных мероприятий явилось увеличение выручки от реализации с 2293344 руб. до 2344344 руб. и снижение уровня себестоимости на 2 процентных пункта (92 – 90), а также была получена прибыль от реализации в сумме 107779 руб. (в 1999 году Пр = 59722 руб.).

       Изменение основных экономических показателей приведет к повышению запаса финансовой устойчивости на 22%, а также к увеличению различных видов рентабельности, а следовательно, подтвердит целесообразность внедрения предложенных мероприятий и их эффективность.

 

  


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П. и др. Экономика и статистика фирм. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 441с.

2. Берзин И.Э. Экономика фирмы. – М.: Институт международного права и экономики, 1997. – 405с.

3. Козлова Е.Н., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 190с.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., 1996. – 345с.

5. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: Издательство АСА, 1995. – 236с.

6. Луговой В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). – М.: Финансы и статистика, 1995. – 178с.

7. Ляпина А.П. Экономика, экология, затраты. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. – 96с.

8. Макеева Е. Платежи за загрязнение окружающей среды – экономическое регулирование природопользования: Кисловодская газета. – 1999. – 8 апреля. – с.3.

9. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 82м.

10. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под редакцией Видятина В.И. и Журавлевой В.П.. – М.: ПРОМО – Медиа, 1995. – 235с.

11. Рахман З., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. – М.: ИНФРА – М., 1996. – 540с.

12. Ройзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА – М., 1996. – 636с.

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – 2 изд. – Мн.: ЧП Экоперспектива, 1997. – 498с.

14. Современная экономика: Учебник. Научн. Редактор Мамедов О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс. – М.: Зевс, 1997. – 275с.

15. Тишков И.Е, Балдинова А.И., Дементей Т.М. и др. под общей редакцией И.Е. Тишкова. Бухгалтерский учет: Учебник. Минск: Высшая школа, 1994. – 580с.

16. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 715с.

17. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Под. Редакцией Поршнева А.Г. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 449с.

18. Экономика и бизнес: Учебник. Под редакцией Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГПУ, 1993. – 361с.

19. Экономика предприятия: Учебник для вузов. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М., Прасолова Е.П. и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 510с.

20. Экономика.: Учебник. Под редакцией Булатова А.С. – Изд-во БЕК, 1995. – 344с.


[1] Пааше Герман – немецкий экономист XIX в.; в 1874 г. предложил формулу индекса с весами текущего периода.

[2] Ласперейс Этьен – немецкий экономист XIX в.; в 1864 г. предложил формулу индекса с весами базисного периода

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...