Работа редактора над изданием
Читательский адрес литературно-художественных изданий При подготовке литературно-художественного издания редактор ориентируется на характер чтения произведений данного вида литературы. Одни читают литературу только по дороге на работу, в транспорте. Другие делают чтение своим хобби. Есть читатели, изучающие данный вид искусства или его пропагандирующие. Каждая группа читателей нуждается в определенных изданиях. Следовательно, редактор должен хорошо знать категории читателей, их запросы, цели чтения. Читателей художественной литературы разделяют на две категории: специалисты, массовый читатель. Остановимся подробнее на каждой из названных категорий читателей. Специалисты Специалисты изучают и пропагандируют художественную литературу. Среди них выделяют следующие группы. Первая группа - литературоведы, историки литературы. Эти люди исследуют специфику литературного произведения, теоретические основания его создания. анализируют литературный процесс, изучают особенности литературно-художественного творчества, обсуждают направления и тенденции развития современной литературы, а также историю, отдельные этапы, школы и направления литературы в различные периоды ее становления. Вторая группа - литературные критики. Они, как правило, анализируют современный литературный процесс. Конечный результат их работы - литературно-критические статьи и рецензии. Специалисты, входящие в названные группы, занимаются научной деятельностью, рассматривают литературу в качестве объекта изучения. Преподаватели школ и вузов, работники библиотек, лекторы, участвующие в пропаганде искусства, а также создатели произведений других видов искусства (театр, кино, теле- и радиопередачи), основу которых составляют произведения художественной литературы, включаются в группу специалистов-практиков. Специалисты-практики используют в работе не только текст художественного произведения. Им необходимо знать его контекст - всю информацию «вокруг» художественного объекта, те материалы, которые дают возможность более полно понять литературное произведение и донести знание о нем до массового читателя.
Массовый читатель При подготовке издания редактор должен учитывать особенности чтения массового читателя. Прежде всего необходимо опираться на качество интереса к художественной литературе, так как именно свойства интереса определяют отбор произведений для изданий и формирование конкретного издания. Многие читатели обращаются к книге как к возможности разнообразить жизнь, украсить свое свободное время. Так называемая компенсирующая функция, входящая в комплекс познавательных функций, позволяет читателю знакомиться с различными характерами, участвовать в захватывающих приключениях, переживать бурную любовь и т.д. Ясно, что данный интерес может быть обеспечен детективной, «розовой» (дамские романы), приключенческой, исторической литературой. Читатели - любители художественной литературы как одного из видов искусства - обращаются к классике, к современным произведениям, наслаждаясь индивидуальной творческой манерой писателя, мысленно вступая с ним в диалог по поводу этической или эстетической стороны жизни. Для данной категории целесообразно выпускать так называемые интеллектуальные романы, захватывающие как смыслом, так и мастерством творца. Чтобы правильно определить качество интереса, редактору следует опираться на результаты изучения читателей, которое проводится библиографоведами и библиотековедами. Так, качество интереса к художественной литературе в библиографоведении связывают с развитием культуры восприятия произведений литературы, с уровнем знаний о литературе. С.А. Трубников выделил три составляющие культуры чтения как критерия классификации читателей: культура выбора литературы, культура восприятия произведения, культура освоения полученной информации.
Культура выбора. Выбор литературы бывает случайным и осознанным. Чаще всего основная масса читателей беллетристики выбирает книгу случайно, ориентируясь на общее представление о содержании (детектив, любовный роман). Осознанный выбор связан с побудительными мотивами - с интересом к сюжету, содержанию, характерам героев, к самой жизни. Такой интерес характерен для наиболее многочисленной группы массового читателя. Читатели - любители чтения, любители литературы - имеют интерес иного качества - их интерес сосредоточен на писателе, на литературе как виде искусства, роде художественного творчества. Учитывая содержание интереса, редактор соответствующим образом готовит издание - элементы аппарата, оформление (о чем подробно будем говорить ниже). Литературу, ориентированную на случайный выбор, издают большими тиражами, заведомо представляя примерные возможности распространения того или иного тиража. Культура восприятия определяется уровнем подготовки читателя. Основную массу читателей занимает исключительно содержание самого произведения (план факта), но любители литературы ориентированы прежде всего на план смысла сочинения. Они обращают внимание и на качество издания. Их интересует место писателя в литературном процессе, оценка его творчества. Они внимательно следят за развитием литературы, обращаются к оригинальным произведениям, характеризующим направления и тенденции становления отечественной и зарубежной литературы. Эти моменты редактор также должен учитывать при выборе произведения, оформлении издания, определении его тиража. Культура освоения информации. Этот аспект интереса читателей важен редактору, так как позволяет глубже понять конечный этап художественного процесса, этап восприятия художественного объекта. Учитывая его специфику, редактор не только отбирает произведения, но и планирует подготовку определенных элементов аппарата - предисловия, послесловия и пр.
Если произведение новое, впервые написанное, специфика данного этапа может учитываться и при анализе самого произведения. В результате освоения информации, в том числе и художественной, образной, читатель может отождествлять себя с героями, а повествование - с реальной жизнью. Это касается основной массы неподготовленных читателей, у которых выбор литературы случаен и которые воспринимают литературу как реальную жизнь. Другая группа массового читателя - это читатели. которые понимают книгу как отражение внутреннего мира писателя, способны диалогически воспринимать содержание, критически осмысливать позиции писателя, а главное - наслаждаются художественностью произведения. Чтение литературы для таких читателей - потребность, и качество их чтения сродни качеству собственно художественной деятельности. Ясно, что эти читатели понимают специфику собственно издания, обращают внимание на культуру его подготовки, отмечают и уровень редакционно-издательской работы над произведением. Редактор не должен забывать и то, что часто читателей заставляет обращаться к книге потребность в самообразовании, желание узнать, какова литература прошлого, современная отечественная, зарубежная. Чтение данной группы читателей разнообразно, осознанно, является постоянной потребностью, одним из любимых занятий в свободное время. Однако тиражи книг для них. как правило, невысоки. Случается, издатель выпускает литературу для той и другой группы читателей, используя прибыль от беллетристики для выпуска элитной, малоприбыльной литературы. Отбор произведений Формирование издания редактор начинает с отбора произведений. Отбор художественной литературы для выпуска в свет имеет свои особенности. Так, в активной части массива изданий должны постоянно присутствовать отобранные временем, неустаревающие произведения отечественной и зарубежной классики, произведения различных писателей, имеющие постоянный успех у читателя, современные сочинения.
При отборе произведений для издания редактор учитывает: · задачи пропаганды отечественной и зарубежной литературы; · запросы читателей, их интерес к уже издававшейся литературе; · уровень развития эстетической потребности общества (качество читательского интереса); · предложения авторами новых произведений. Задачи пропаганды отечественной и зарубежной литературы предполагают предоставление читателю возможности ознакомления с классическим наследием прошлого, с лучшими произведениями современности. Это определяет в качестве одного из важнейших направлений деятельности редактора изучение литературного процесса, истории отечественной и зарубежной литературы, а также существующего массива изданий. Второе важнейшее направление работы редактора при отборе произведений - изучение запросов, потребностей, интересов читателей. Тут речь может идти об эстетической потребности общества и личности, определяющей уровень интереса к художественной литературе как к одному из видов искусства. Различают три уровня эстетической потребности общества: неразвитая, развитая, высокоразвитая. При неразвитой эстетической потребности интерес читателя сосредоточен на плане факта произведения (внешнее произведение). При развитой эстетической потребности интерес читателя обращен к замыслу, к плану смысла произведения (эстетический объект). Высокоразвитая эстетическая потребность связана с читательским интересом, который сосредоточен на художественной рефлексии, на произведении в целом как явлении искусства. Ясно, что основной контингент массового читателя имеет интерес, соответствующий эстетической потребности первого уровня, наименьшее количество читателей относится к любителям чтения, имеющим эстетическую потребность третьего уровня. Издательства, программа которых включает выпуск художественной литературы, выпускают в свет книги, отвечающие эстетической потребности каждого уровня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|