Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Однако следует помнить о том, что художественные детали, подробности должны тщательно отбираться. Чрезмерное увлечение ими делает картину пестрой, лишает повествование цельности.




Таким образом, редактор делает заключение о возможности публикации произведения, опираясь на оценку двух сторон текста - замысла и использования художественной детали. Полноценный, интересный современному читателю замысел и умелое использование художественной детали говорят о том, что писатель «художественно исследует действительность» и «владеет пером».

Иными словами, редактор опирается на оценку плана смысла и плана факта произведения. Это дает ему возможность принять решение о целесообразности публикации сочинения и о необходимости его доработки.

Принятое к изданию произведение редактор рассматривает с точки зрения необходимости и возможностей его доработки автором. Речь тут идет об анализе различных компонентов текста, которые могут быть легко усовершенствованы автором (сюжет, композиция, персонажи).

Основные правила, которые должен помнить редактор, - в произведении должны быть органическая связь сюжета и персонажей; все сюжетные линии должны быть направлены на раскрытие характеров. Поведение каждого персонажа должно быть естественным, причем поступки героев должны быть обусловлены внутренней логикой развития его характера. Редактор обращает внимание автора на то, чтобы ситуации раскрывали характеры героев и, в свою очередь, были бы обусловлены сущностью характеров. То есть он обращает внимание автора на реализацию одного из важнейших требовании художественности - убедительность мотивировок поступков героев. Это придает повествованию жизненную достоверность, делает героев реальными фигурами. Л.Н. Толстой утверждал: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

В словах писателя - характеристика важнейшего качества персонажей - жизненной достоверности поведения. Следовательно, свободно строя повествование, автор в то же время должен учитывать логику развития характеров - ведь читатель должен поверить в то, что описываемый человек мог измениться в результате каких-то жизненных коллизий. Общие правила оценки произведения литературы уточняются в связи со спецификой жанров произведений.

Оценка редактором произведений различных жанров художественной литературы

Всякое литературно-художественное произведение редактор рассматривает с учетом того, к какому роду художественного творчества оно относится и какой жанр использовал автор.

Так, драматические произведения рассматриваются с учетом специфики театра, поэтические, очевидно, с привлечением профессиональных поэтов, так как именно они верно понимают своеобразие поэтического творчества.

Ярко проявляется специфика жанров в эпических произведениях. Эта специфика определяет и критерии редакторской оценки рассказа, романа, очерка. Остановимся на этом подробно.

Жанровые особенности произведения ориентируют редактора на определенные аспекты анализа, подсказывают возможности адекватной работы над художественным текстом. Нужно иметь в виду, что, работая над новым произведением, редактор занимает определенную позицию в художественном процессе, и его работа должна быть адекватна особенностям этого процесса (схема 3).

Схема 3

Замысел Произведение Читатель
  (автор)   (автор, редактор)  

Дело в том, что неопубликованная рукопись может дорабатываться автором по замечаниям редактора. Причем редактор выступает в двух ипостасях - как первый читатель и как профессионал, опирающийся в своих рассуждениях на знание законов художественного творчества и художественного восприятия. Известно много случаев из истории литературы, когда именно редактор помогал начинающему автору «дотянуть» рукопись до нужного уровня. Например, первый роман Ю. Трифонова «Студенты», получивший после выхода в свет самую престижную в то время литературную премию, готовился к выпуску известным редактором Тамарой Габбе, которая помогла начинающему писателю «справиться» с этой, одной из самых сложных в литературном творчестве формой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...