Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномены руководства и лидерства




(аудиторные занятия-0,6 зачётных единиц/2 ч., самостоятельная работа-0,6 зачётных единиц/2 ч.)

Руководство и лидерство: соотношение понятий и феноменология.

Виды лидерства. Функции лидерства в группе. Природа лидерства. Мотивация лидерства

Руководство как управление группой. Функциональный анализ руководства. Стилевые модели руководства. Факторы и критерии эффективности лидерства.

(Занятие проводится с применением интерактивных методов обучения: дискуссия, упражнения с рефлексивным анализом)

 

Закономерности общения и взаимодействия людей

(аудиторные занятия-0,17 зачётных единиц/4 ч., самостоятельная работа-0,17 зачётных единиц/6 ч.)

Интерактивная сторона общения. Типы взаимодействия (кооперация, конкуренция и др.). Уровни общения. Проблема межличностной совместимости. Понятие конфликта в социальной психологии. Роль мотивов, установок партнёров, их влияние на принятие совместных решений.

Вербальные (устная и письменная речь) и невербальные средства общения (визуальные, акустические, тактильно – кинестизические). Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Правила эффективного слушания.

(Занятие проводится с применением интерактивных методов обучения: дискуссия, упражнения с рефлексивным анализом)

Взаимодействие в группе.

(аудиторные занятия-0,17 зачётных единиц/6 ч., самостоятельная работа-0,28 зачётных единиц/10 ч.)

Условия эффективного взаимодействия в группе. Роль целевых установок. Правила партнерского общения.

(Занятия проводятся в форме деловой игры)

Управление группой

(аудиторные занятия-0,11 зачётных единиц/4 ч., самостоятельная работа-0,17 зачётных единиц/6 ч.)

Продуктивность группы: критерии, ингибиторы и усилители.

Управление конфликтной ситуацией. Типология конфликтов. Динамика конфликта. Функции и причины конфликтов. Завершение конфликта. Управление конфликтами.

Межгрупповые конфликты.

(Занятия проводятся в форме деловой игры)

Лабораторные занятия

 

Учебным планом не предусмотрено.

 

Самостоятельная работа

В ходе изучения дисциплины «Психология» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

 

Виды самостоятельной работы Часы (зач. ед.) Форма отчетности Получение задания Методические материалы
Изучение теоретического курса (ТО) По разделам курса по выбору студентов 18 (0,5) 5 опорных конспектов (не менее 8 страниц /1 тема),   Кафедра ЭиУБП Задание студенты получают у ведущего инженера кафедры Список литературы, указанный в заключении данной рабочей программы + периодическая литература, самостоятельно подобранная студентами.
Реферат Раздел 1. Тема 1,2 Раздел 3. Тема 2- Раздел 4. Тема 1 Раздел 5. Тема 2   18 (0,5) 3 реферата (15-20 страниц каждый). Материал рефератов используется на практических занятиях Кафедра ЭиУБП Задание студенты получают у ведущего инженера кафедры     Список литературы, указанный в заключении данной рабочей программы + периодическая литература, самостоятельно подобранная студентами.
Задание по самообследованию Раздел 4. Раздел 5. Раздел 6 18 (0,5) Моделирование стратегии поведения на основании данных самообследования КафедраЭиУБП Задание студенты получают у ведущего инженера кафедры   Сдается преподавателю, ведущему данный курс. Список литературы, указанный в заключении данной рабочей программы + периодическая литература, самостоятельно подобранная студентами.  

 

 

Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная и дополнительная литература, информационные

Ресурсы

4.2 Основная литература

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. 2004, 560с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.

3. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. 2009, 320с.

4. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. 2010, 319с.

5. Келлерман Б. Идущие за лидером. Как подчинённые создают изменения и меняют своих лидеров. 2009, 383с.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. 2008, 165с.

7. Кричевский Р.Л., Психология лидерства; Если Вы руководитель (элементы психологии менеджмента в повседневной работе) режим доступа:http://www.5port.ru/krichevsky/

8. Митин А.Н. Психология управления.2011, 400с.

9. Мельник С.Н. Психология личности: учебник для вузов / С.Н.Мельник.- режим доступа: http://studentam.net/content/view/1071/27/(20.02.2014)

10. Родионова Ю.В. Психология и педагогика. Часть 1 «Психология»: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. – 93 с.режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-181196.html (18.11.2012)

11. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. 2005, 336с.

12. Столяренко Л.Д. Психология управления. 2007, 507с.

 

4.3. Дополнительная литература

 

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Любое издание.

2. Гладуэлл М. Озарение. Сила мгновенных решений. 2009, 254с.

3. Гладуэлл М. Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. 2010, 256с.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. 2004, 304с.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Любое издание

6. Килошенко М.И.Психология моды. 2006, 320с.

7. Кричевский Р.Л. Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен // Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая. М., 2000.

8. Шостром Э. Человек – манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. 2004, 192с.

9. Научная электронная библиотека eLIBRARY. Доступ к журналам издательства "Наука" – 107 наименований. Ссылка - http://elibrary.ru

 

 

Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения

- Курс презентаций (Power Point) для чтения лекций по дисциплине.

- Методические указания к практическим занятиям.

- Методические указания для самостоятельной работы студентов.

- Организационно-методические указания по освоению дисциплины.

 

Контрольно-измерительные материалы

Темы для рефератов

1. Современная психология и ее место в системе наук.

2. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

3. Значение психологического знания для педагогической практики.

4. Принципы и методы исследования современной психологии.

5. Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии.

6. Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования.

7. Психологические тесты.

8. Внимание и его психологические свойства.

9. Психологические теории внимания.

10. Развитие внимания.

11. Виды памяти у человека.

12. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

13. Теории памяти.

14. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

15. Мышление как познавательный психический процесс и его особенности.

16. Психология творческого мышления.

17. Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициент интеллекта.

18. Средства развития мышления.

19. Личностные особенности творческого человека.

20. Определение воображения и его основные функции.

21. Виды воображения.

22. Воображение и творчество.

23. Мечта и фантазия как особый вид воображения.

24. Сновидения, галлюцинации и грезы.

25. Движущие силы психического развития личности.

26. Развитие сознания и самосознания личности.

27. Самосознание личности (самооценка, уровень притязаний личности).

28. Личность и индивидуальность; основные параметры индивидуальных различий личности.

29. Мотивы как проявление потребностей личности.

30. Неосознанные мотивы поведения личности.

31. Основные функции эмоций у человека.

32. Связь эмоций с потребностями человека.

33. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

34. Любовь как нравственное чувство.

35. Развитие эмоциональной сферы человека.

36. Аффект, его причины, особенности протекания и влияние на деятельность человека.

37. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

38. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

39. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.

40. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

41. Темперамент и способности.

42. Темперамент и характер человека.

43. Понятие характера и его структура.

44. Теоретическая концепция типологии характера.

45. Формирование характера.

46. Взаимосвязь характера с другими личностными свойствами человека.

47. Способности, одаренность и талант. Взаимосвязь и различия в этих явлениях.

48. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

49. Особенности высших человеческих способностей.

50. Развитие способностей у человека.

51. Формирование педагогических способностей.

52. Психологическая совместимость.

53. Направленность личности, ее формы, виды и мотивы.

54. Воля, структура волевого акта.

55. Внешняя и внутренняя локализация контроля волевой деятельности, их положительные и отрицательные социальные последствия.

56. Психологическая характеристика стресса.

57. Антистрессовая релаксация.

58. Состояние фрустрации (особенности, причины, отличительные черты и результаты).

59. Психологическая защита личности, ее механизмы.

60. Виды вербальной коммуникации.

61. Невербальные средства общения.

62. Барьеры эффективных коммуникаций.

63. Типология конфликтов.

64. Причины возникновения конфликтов.

65. Конфликт как процесс.

66. Конфликты и агрессивное поведение.

67. Методы управления конфликтами.

68. Формирование первого впечатления.

69. Эффекты межличностного восприятия (каузальная атрибуция, эффект ореола, стереотипизация, эффекты новизны и первичности, аттракция).

70. Методы психологического воздействия (убеждения и внушения).

71. Понятие малой группы и коллектива.

72. Межличностные отношения в малых группах.

73. Феноменология лидерства (формальное и неформальное лидерство; авторитарный, демократический и попустительский стили лидерского поведения).

 

Экзаменационные билеты.

БИЛЕТ 1.

  1. Психология: предмет, объект и основные отрасли. Взаимосвязь психологии с другими науками.
  2. Психологическая структура личности.

БИЛЕТ 2.

  1. История развития психологического знания. Место психологии в системе наук.
  2. Потребности как источник активности личности. Виды и признаки потребностей.

БИЛЕТ 3.

  1. Психика и ее основные функции. Формы проявления психики и их взаимосвязь.
  2. Мотивация как проявление потребностей личности. Теория мотивации А. Маслоу.

БИЛЕТ 4.

  1. Психика и организм. Строение и функционирование мозга и центральной нервной системы.
  2. Темперамент и его типы. Зависимость стиля деятельности и стиля общения от свойств темперамента.

БИЛЕТ 5.

  1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Рефлексы и инстинкты.
  2. Характер, его природа, структура и основные признаки.

БИЛЕТ 6.

  1. Природа человеческого сознания, его функции и состояния.
  2. Способности: природа, виды и уровни.

БИЛЕТ 7.

  1. Возникновение и развитие сознания. Соотношение сознания и бессознательного.
  2. Воля, структура волевого акта.

БИЛЕТ 8.

  1. Внимание, его виды и особенности.
  2. Чувства и эмоции. Специфические особенности чувств и эмоциональных переживаний человека.

БИЛЕТ 9.

  1. Ощущение. Типы ощущений, их характеристики и закономерности.
  2. Общение как социально-психологическая проблема. Функции и виды общения.

БИЛЕТ 10.

  1. Восприятие и его особенности.
  2. Коммуникативная сторона общения.

БИЛЕТ 11.

  1. Память: ее подпроцессы, типы и виды.
  2. Барьеры общения.

БИЛЕТ 12.

  1. Мышление и речь. Виды и функции речи.
  2. Интерактивная сторона общения. Основные стратегии взаимодействия.

БИЛЕТ 13.

  1. Уровни и приемы мышления.
  2. Перцептивная сторона общения. Формирование первого впечатления.

БИЛЕТ 14.

  1. Воображение. Приемы творческого воображения.
  2. Деятельность как психологическая категория.

БИЛЕТ 15.

1. Человек: индивид, личность, индивидуальность.

2. Психология малых групп: характеристики, структура, основные экспериментальные методики изучения.

БИЛЕТ 16.

  1. Биологическое и социальное в личности человека (три подхода).
  2. Процессы экстериоризации и интериоризации.

БИЛЕТ 17.

  1. Темперамент и его типы. Зависимость стиля деятельности и стиля общения от свойств темперамента.

БИЛЕТ 18.

  1. Природа человеческого сознания, его функции и состояния.
  2. Строение деятельности человека. Навык, умение, привычка.

БИЛЕТ 19.

  1. Потребности как источник активности личности.
  2. Механизмы и феномены восприятия человека человеком.

БИЛЕТ 20.

  1. Направленность как ведущая характеристика личности.
  2. Средства коммуникации.

БИЛЕТ 21.

  1. Методы исследования в психологии.
  2. Особенности группы как коллектива.

БИЛЕТ 22.

  1. Виды деятельности. Психологическая характеристика трудовой деятельности.
  2. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах (сплоченность, референтность, лидерство).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...