Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая оценка водных объектов

 

Цена природных ресурсов - это их ценность, отражаемая суммой экономической и внеэкономической оценок. Экономическая оценка может выполняться в денежных единицах, баллах или в натуральных величинах. Цена - есть отражение экономической оценки природных ресурсов. Эффект влияния различных водных ресурсов на производительность труда может оцениваться стоимостью, издержками и капитализированной рентой. Денежным выражением хозяйственного эффекта от эксплуатации природных ресурсов может выступать дифференциальная рента. Дифференциальная рента возникает в результате приложения общес-твенного труда к ограниченным природным ресурсам разного местонахождения и качества и является одним из методов экономической оценки.

К этой величине необходимо прибавлять социальную цену, экологическую цену и др.

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в Российской Федерации (РФ) регулируются водным законодательством, которое состоит из Водного Кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления. Участниками водных отношений также являются граждане и юридические лица (водопользователи), которым водные объекты предоставлены в пользование.

Водное законодательство РФ как основа экономического оценивания водных ресурсов.

Согласно водному законодательству в РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, а муниципальная и частная собственность допускается только на небольшие по площади непроточные искусственные водоемы (обособленные водные объекты), не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами относятся к ведению соответствующих собственников (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи в чьей собственности находятся обособленные водные объекты). Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов регламентируются Водным Кодексом РФ.

В частности, указанные лица имеют следующие права на водные объекты:

право долгосрочного пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного пользования (водный сервитут).

Владение и пользование водными объектами для данной категории лиц осуществляется на условиях и в пределах установленных Водным Кодексом РФ в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов (ст.42 Водного Кодекса РФ). Водопользователи могут также распоряжаться правами пользования водными объектами. В соответствии Водным Кодексом РФ предусмотрена аренда водных объектов.

Основанием приобретения прав пользования водными объектами является лицензия, учитывающая наличие водных ресурсов, потребности в них водопотребителей и состояние водных объектов и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом.

Согласно статье 121 Водного Кодекса РФ основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Платность водопользования предполагает, что при использовании и охране водных объектов субъекты водных отношений также вступают в финансовые отношения, включая налоговые. Согласно статье 12 ВКРФ экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание систем: платежей, связанных с пользованием водных объектов; финансированием восстановления и охраны водных объектов; экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами включает:

плату за пользование водными объектами (водный налог);

плату направленную на восстановление и охрану водных объектов.

Водный налог, плата направленная на восстановление и охрану водных объектов введены в Российской Федерации с 1998 года федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" - они действуют в целях экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, развития водохозяйственных отношений, формирования федеральных целевых бюджетных фондов.

Законом Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" (ст.4) устанавливаются минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по категориям плательщиков. При этом установление минимальных и максимальных ставок платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст.4). Закон РФ "О плате за пользование водными объектами" предоставляет органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации право устанавливать ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов. Этим же законом (ст.5) представительным органам власти субъектов РФ предоставляется право устанавливать льготы на плату для отдельных категорий плательщиков. Платная база при этом может определяться как:

объем воды, забранной из водного объекта;

объем продукции (работ, услуг) произведенной (выполненной, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

площадь акватории используемых водных объектов;

объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Таким образом, ценовое зонирование и дифференциация ставок платы за пользование водными объектами является одним из первых и необходимых шагов в создании концепции стоимостной оценки водных ресурсов органами управления субъектов РФ и муниципальными образованиями.

Система дифференциации ставок платежей как законодательная основа современного экономического оценивания стоимости водных ресурсов

Разработка концепции комплексной стоимостной оценки использования водных ресурсов для целей стоимостного зонирования и дифференциации платы за пользование водными объектами базируется на системе экономического регулирования водопользования, сформулированной Водным кодексом Российской Федерации, Законом "О плате за пользование водными объектами" и другими правовыми актами водного законодательства.

Основным в этой системе является следующее:

наличие прав государственной, муниципальной, частной собственности на водные объекты и решение вопросов владения, пользования и распоряжения водными объектами;

наличие лицензии и договора на водопользование, в которых содержатся:

сведения о водном объекте;

сведения о водопользователе;

сведения о водопотребителях;

указание на способы и цели использования водного объекта;

сведения о лимитах водопользования и пространственных границах предоставляемого в пользование водного объекта или его частей;

требования природоохранных мероприятий

введение платности водопользования;

создание системы налоговых льгот;

создание системы государственных фондов и др.

Основным инструментом регулирования водопользования выступает система платежей, которая предполагает использование двухставочного тарифа. В рамках лимита водопользования и установленных пространственных границах платеж берется по установленной ставке, а при превышении, лимитов или при пользовании водными объектами без лицензии ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками установленной платы.

Анализ правовых актов водного законодательства позволяет сформулировать 3-х уровенную систему дифференциации ставок платежа в Российской Федерации.

 

Таблица 1. Схема дифференциации ставок платежей в РФ

Федеральный уровень дифференциации платежей

30,0 - 176,0       1,3-7,3 тыс. рублей*год /км площади использования акватории водных объектов, - для .
рубля/ 1000м3 воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов - для плательщиков, осуществляющих забор воды 0,8-33 рубля/ 1000м3 воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, ДЛЯ плательщиков, осуществляющих забор воды 0,5-5,0 рубля/ 1000 квт. час вырабатываемой электроэнергии, - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций 320,0-665,0 рубля/ 1000м3 древесины, сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), - для плательщиков, осуществляющих сплав леса плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций зданий, сооружении, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ 3,2-27,0 рубля/1 000м3 сточных вод, - для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов

Межрегиональный (базовый) уровень дифференциации платежей

Дифференциация ставок платежей по бассейнам рек, озерам морям и экономическим

районам

Региональный уровень дифференциации платежей

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными

объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения

населения и хозяйственных объектов

 

В первый (федеральный) уровень вошли минимальные и максимальные ставки платы для различных категорий плательщиков платы за пользование водными объектами. Основанием для их введения служит закон "О плате за пользование водными объектами". На втором (межрегиональном или базовом) уровне формируются максимальные и минимальные ставки платы в пределах, определенных на первом уровне, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Основанием для них служит постановление Правительства Российской Федерации.

Установление дифференцированных ставок платежей на основании базовых параметров второго уровня с учетом вида пользования водных объектов, состояния водных объектов и местных условий водообеспечения на третьем (региональном) уровне относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. Таким образом, чтобы определить конкретные значения платежей, в базовые ставки платежей необходимо вводить поправочные коэффициенты, характеризующие водохозяйственный потенциал территории (в том числе и экологическое состояние водного объекта).

Система индексации платежей за пользование водными объектами.

Водохозяйственный потенциал территории определяется как способность геосистем данной территории удовлетворять права населения в чистой воде и потребности различных категорий водопотребителей. Оценка водохозяйственного потенциала территории вводится при дифференциации ставок платежей через систему поправочных индексов, которая базируется на учете видов водопользования, состояния водных объектов и местных условий водопользования. Каждый из названных оценочных блоков несет в себе достаточно большое количество информации и в свою очередь может быть подразделен на ряд оценочных групп или параметров. Схематично система оценки водохозяйственного потенциала территории представлена на следующей схеме.

Оценка водохозяйственной территории.

 


Кажущаяся на первый взгляд простота процесса оценки водохозяйственного потенциала территории в действительности сталкивается с определенными трудностями.

В силу ряда обстоятельств до настоящего времени остается нерешенной проблема, связанная с разработкой поправочных коэффициентов при стоимостной оценке водных ресурсов. Решение проблемы предполагает выполнение методических проработок по: выбору параметров оценивания, представлению многомерной информации о водных объектах в удобной для использования форме, оцениванию значимости (весомости) признаков, получению количественных интегральных оценок, принятию решений при одновременном учете множества разнородных признаков и др. В конечном итоге решение указанных задач способствует минимизации субъективизма и повышению точности и детальности оценивания. После того как будут определены цели и задачи оценивания перед оценщиками встанет вопрос умелого и правильного выбора достаточного количества наиболее важных параметров, по которым проводится оценка. В принципе можно ожидать, что чем больше исходных показателей будет использовано при оценке, тем объективнее и точнее будет последняя. В настоящее время теоретически список показателей характеризующих состояние водных объектов, местные условия водопользования может насчитывать, по крайней мере несколько десятков параметров. Эти параметры можно сгруппировать в несколько блоков: параметры оценки продуктивности водных экосистем, параметры оценки качества вод, параметры оценки токсического загрязнения вод, параметры режимов и т.п.

В целом же эта проблема может быть решена известными приемами эталонирования, но для этого необходимо выполнить цикл статистических исследований многомерными методами, что пока не обеспечено достаточным количеством рандомизированных натурных данных.

Таким образом, на практике учесть все факторы трудно: не только каждый водный объект и местные условия водопользования уникальны, но и различные виды водопользования имеют свою специфику.

Все эти трудности могут быть решены в рамках предлагаемого подхода.

В методике нашли отражение результаты исследований в области многокритериального оценивания, позволяющие реализовать широкий круг задач комплексного ценового зонирования и дифференциации платы за пользование водными объектами в рамках действующего водного законодательства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...