Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути совершенствования водного налога

 

В последние годы идет активный процесс формирования правовой базы в сфере водного хозяйства.

Важнейшим правовым актом в данной сфере является Водный кодекс РФ. Уже несколько лет ведется подготовка новой редакции этого закона. Его последняя редакция вызвала бурные споры, неоднозначную реакцию в кабинетах законодательной власти, неравнодушную реакцию граждан. Не прекращаются споры и после того, как 5 апреля 2006 г. Государственная Дума приняла проект Водного кодекса РФ в третьем чтении.

Последняя редакция проекта Водного кодекса РФ, в принципе, как и предыдущие, вызвала тревогу у большинства специалистов, экспертов, общественных организаций работающих в области природоохраны, а также большинства активного населения нашей страны. Их вывод однозначен.

В случае принятия законопроекта, он существенно ослабит роль государства в управлении важнейшим национальным ресурсом нашей страны - пресной водой. Закон фактически передаст водное богатство нашей страны в свободный неконтролируемый рынок, ущемит конституционное право граждан на доступ к воде и безопасное питьевое водоснабжение

При разработке проекта Водного кодекса РФ Минэкономразвития использовало опыт зарубежных стран.

Одним из самых совершенных считается законодательство Франции. Принятый в 1964 г. Закон о воде действует по сей день. Вся территория страны разбита на шесть гидрографических бассейнов, в каждом из которых были созданы свои водные парламенты и бассейновые агентства. На территории Англии и Уэльса также действует централизованная система управления водными ресурсами.

В Испании Водный закон от 1985 г. объявил все водные ресурсы государственной собственностью и установил, что за право пользования ресурсами должна взиматься плата. Платежи начисляют за общественное водопользование, за водозабор, за загрязнение воды.

Водное законодательство США регулируется законами отдельных штатов. В некоторых из них действует принцип старшинства по времени права водопользования, в связи с чем промышленные предприятия вынуждены выкупать "водные права" у их традиционных обладателей - фермеров.

В Германии полномочия по управлению водными ресурсами распределены между федеральным правительством и правительствами земель.

В декабре 2000 г. Евросоюз принял Рамочную директиву по воде, в которой обобщены все самые современные подходы к управлению водными ресурсами. Основополагающим принципом этого документа является обеспечение охраны, улучшения и восстановления всех поверхностных водных объектов. Целью Водной директивы является достижение до "удовлетворительного экологического состояния" европейских рек, озер и морей к 2015 г.

"У петербуржцев самым большим спросом пользуются участки земли с береговой линией.

В среднем они в полтора раза дороже участков, расположенных в лесной зоне. Заявление о том, что при продаже земельного участка его покупатель будет иметь возможность впоследствии приватизировать озеро, обязательно поднимет его цену. Самыми популярными среди покупателей загородной недвижимости является вся Карелия до Выборга, берег Ладоги, Призерское и Выборгское направление".

На заметку:

Страны, в которых водные ресурсы находятся исключительно в государственной собственности:

Болгария, Венгрия, Словения, Кипр, Индонезия, Вьетнам, Китай, Киргизия, Украина, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Турция, Румыния, Македония.

Страны, в которых наряду с государственной предусматривается частная и муниципальная собственность на водные ресурсы:

Великобритания, Мексика, Германия, Литва, Канада, Андорра, Туркменистан и Молдавия.

Нижегородское Заксобрание предлагает внести изменения в Водный

кодекс РФ

Комитет по экологии Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) на заседании 17 апреля принял решение о вынесении на рассмотрение ОЗС вопрос о внесении изменений в Водный кодекс РФ в части уточнения нормативов качества сбрасываемых сточных вод в водные объекты, расположенные в зонах, округах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Как передает корреспондент, в ходе заседания руководитель аппарата комитета по экологии Павел Миронов отметил, что Водный кодекс РФ с 2007 года фактически отменил все ранее действовавшие законодательные акты, которые содержали нормы, регулирующие водные отношения, в том числе и водохозяйственную деятельность по сбросу сточных вод.

"На сегодня кодекс запрещает сброс любых сточных вод во всех трех санитарных зонах источников водоснабжения и зонах округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, что практически не выполнимо для абсолютного большинства промышленных предприятий, так как предусматривает бессточную технологи производства, - подчеркнул Миронов. - При этом почти каждый хозяйствующий субъект, находящийся в граница зоны и сбрасывающий очищенные до утвержденных параметров и санитарно-эпидемиологических норм сточные воды во второй и третьей зонах, знает о санитарных ограничениях по сбросу и стремится их выполнить. Действующая же редакция кодекса будет вынуждать предприятия либо останавливать свою деятельность, либо идти на прямые нарушения норм федерального законодательства".

Экологи Крыма выступили против проведения авторалли на полуострове (Украина)

Крымская республиканская ассоциация "Экология и Мир" (КРАЭМ) обратилась к Генеральному прокурору Украины, Керченскому межрайонному природоохранному прокурору, министру ООПС Украины, начальнику Государственной службы заповедного дела Министерства охраны окружающей природной среды Украины, председателю рескома АРК по охране природной среды с просьбой срочно принять меры и не допустить проведения на территории Ленинского района полуострова авторалли. Об этом корреспонденту сообщили в пресс-службе КРАЭМ.

15-18 мая на территории Ленинского района полуострова планируется проведение авторалли 1-го этапа кубка Украины по ралли. Как отмечают экологи, предполагаемый маршрут авторалли проходит по южному побережью озера Чокрак, вблизи границы регионального ландшафтного парка "Караларский" (в том числе по южным склонам горы Мирошникова и по территории Караларских каменоломен), по урочищу Артезиан (район сел Новотрадное и Белинское) и урочищу Бабчикская балка, являющейся зоной водосбора озера Чокрак, (Прохождение маршрута по заболоченным землям (ветландам) является одной из целей проведения авторалли в экстремальных условиях).

Грязевое озеро Чокрак является лечебным озером, охраняется как объект общегосударственного значения в соответствие с "Водным Кодексом Украины". Здесь отмечены редкие виды птиц, занесенные в Красную книгу Украины. Проведение авторалли по предполагаемому организаторами маршруту в мае приведет к беспокойству значительного числа животных (птиц и рукокрылых), занесенных в Красную книгу Украины, уничтожению гнезд и птенцов, нарушению водного режима лечебного озера Чокрак. Будут нарушены законы Украины "О Красной Книге", "О животном мире", "О защите животных от жестокого обращения", международные соглашения: "Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных местообитаний в Европе", "Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных", "Соглашение о сохранении летучих мышей в Европе".

"Мы полагаем, что проведение подобных мероприятий возможно только после проведения экологической экспертизы, включая тщательные исследования территории предполагаемого маршрута и мониторинга сотрудниками природоохранных органов и специалистами-биологами соблюдения маршрута участниками ралли в ходе его проведения", - заявили в КРА "Экология и Мир".

Лицензии будут не нужны.

Действующий Водный кодекс позволяет фирмам и предпринимателям использовать водные объекты для производственных нужд только на основании лицензии. Договор водопользования заключают после ее получения. Новый Кодекс лицензирование отменяет. Со следующего года водные объекты будут передавать в пользование на основании договора или специального решения. Выбор того или другого способа предоставления в пользование морей, рек, озер и прочих водных объектов зависит от целей предполагаемого водопользования.

Однако в некоторых случаях не потребуется ни договор, ни решение. Например, если водный объект предполагается использовать:

для судоходства (в т. ч. морского);

для рыболовства, рыбоводства и охоты;

для научных и учебных целей;

для забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств;

для забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.

Нарушения в области водопользования

Начнем с того, что использовать водные объекты для тех целей, которые требуют разрешения, организации и предприниматели вправе лишь на основании договора или решения. В противном случае им грозит административный штраф (ст.7.6 КоАП РФ). Для организаций его сумма составляет от 50 до 100 МРОТ (5000 - 10 000 руб). А вот предпринимателей могут оштрафовать на сумму от 3 до 5 МРОТ (300 - 500 руб). Такие же санкции предусмотрены и за нарушение условий водопользования. Напомним, они должны быть прописаны в договоре или решении.

Если речь идет о заборе воды, то одним из условий договора или решения будет объем допустимого забора. Ответственность за превышение норматива установлена в самом Водном кодексе. Водопользователь должен будет заплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за водопользование (п.3 ст.18 ВК РФ).

Кроме того, за нарушение правил водопользования (например, при сбросе сточных вод) предусмотрена и административная ответственность (п.1 ст.8.14 КоАП РФ). Для фирм штраф в составит от 100 до 200 МРОТ (10 000 - 20 000 руб), а для предпринимателей - от 15 до 20 МРОТ (1500 - 2000 руб). За такие нарушения возможен и другой вид наказания: приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Также не нужно забывать, что моря, реки, озера, пруды и прочие водные объекты предоставляют в пользование для определенных целей. Использование их не по назначению может грозить потерей права водопользования по решению суда (п.3 ст.10 ВК РФ). Причем такие же последствия могут быть, если в период действия договора (решения) подобные объекты не используются вовсе.


Заключение

 

В заключении хотелось бы подвести итог по данной дипломной работе, основным предметом исследования которой были платежи за использование водными ресурсов и сопутствующая им налоговая отчетность. В процессе написания в основном использовалась литература правового характера. А полученные знания были систематизированы и оформлены в три главы. Первую главу по праву можно назвать теоретической, и основной ее целью было раскрыть основные понятия, связанные с платежами за водные объекты. Вторая же глава непосредственно посвящена декларированию водных платежей, то есть порядку заполнения налоговой отчетности на примере конкретного производственного предприятия. Третья часть определяет пути совершенствования и анализ водного налога.

Резюмируя проделанную работу, хотелось бы еще раз отметить важность и необходимость налогообложения водных объектов. Россия располагает богатыми ресурсными месторождениями. Так давайте же использовать их рационально и не обкрадывать самих себя и будущие поколения, а действовать во благо своей страны, ведь от благополучия страны, в которой мы живем, зависит и наше личное благополучие. Однако этого можно добиться только путем совершенствования системы налогообложения природных ресурсов. Многие считают, что совершенствование связано в первую очередь с утяжелением налогового бремени. Но это не так. И неправильность бытующего мнения состоит в том, что непомерное увеличение приведет не к увеличению поступлений в бюджет, а наоборот вызовет массовое недовольство, желание уклониться от уплаты. Поэтому было бы целесообразно, учитывая прошлый опыт, дифференцировать налоговые платежи с учетом качества водных объектов. Что касается загрязнения окружающей среды, то здесь увеличение ставок может привести к изменению характера самого платежа. Попросту он станет штрафом. Следовательно, государству нужно подумать не об увеличении бремени, а наоборот ввести систему поощрения тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании водных ресурсов и соблюдении экологических нормативов, стараться создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов. А в основе этого механизма должны быть положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. Но кроме этого необходимо совершенствовать налоговую отчетность по данному виду платежей. И в этом случае курс нужно брать на прозрачность и понятность. Наше законодательство настолько запутано, что порой противоречит самому себе. А это в первую очередь вводит в заблуждение налогоплательщиков. Именно поэтому необходимо подходить к процессу разработки нормативных актов и инструкций с точки зрения не получателя налогов, а их плательщика!


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации // 25 декабря 1993 года.

2. Водный Кодекс Российской Федерации, действующий с 1 января 2007 года.

3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспект Пресс. - 2005 г.

4. Ялбулганов А.А. Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах" - М.: Фонд "Правовая культура" - 2006.

5. Любомирская Л. О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами. 2006 г.

6. Скрябина О. Новое в налогообложении пользования водными объектами // Финансовая газета. 2006 г.

7. Чаплыгин Б. Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными объектами. 2005 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...