Интересно работает это издательство и в области определения издательского репертуара.
Источники отбора произведений связаны с особенностью развития литературы для детей. Отбор произведений осуществляется в нескольких направлениях: · отбор для переиздания литературы; · отбор произведений «взрослой» литературы, которая представляет интерес для детского читателя. Так, периодически выпускаются сборники рассказов К. Паустовского, Ю. Нагибина, Е. Носова, А. Платонова, повести А. Астафьева «Последний поклон», В. Тендрякова «Весенние перевертыши», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и других писателей, близкие по тематике детям; · отбор рукописей, предложенных авторами. В основе отбора - оценка содержания и формы произведений (для новых изданий), отклики читателей на уже вышедшие книги. Отбор определяется особенностями интереса читателей в соответствии с возрастом ребенка и его воспринимающими возможностями. Так, есть темы, которые заведомо не представляют интереса для детей (например, философия семейной жизни, жизнь и смерть человека, производственные проблемы взрослых людей и др.). Тематика должна быть связана с героями - детьми и затрагивать те вопросы, которые волнуют ребят. Благодаря тому что отбор произведений для выпуска в свет осуществляется редактором комплексно, совершенствуется и уровень подготовки новой литературы: те требования, которые выработаны в процессе формирования массива при отборе произведений классической литературы и фольклора для переиздания, определяют и критерии оценки содержания и формы новых произведений литературы. Кроме того, при отборе произведений учитывается вид издания. Тут одним из важнейших критериев отбора является целостность издания. При формировании серии в основе отбора лежит ее замысел, причем особенно важно учитывать читательский адрес каждой серии. При подготовке сборника редактор должен иметь в виду тот факт, что включаемые в сборник произведения воспринимаются в комплексе; следовательно, их необходимо оценивать не только с точки зрения достоинств каждого, но и рассматривать в сочетании друг с другом.
В деятельности редактора собственно организационная и аналитическая работа занимают значительное место, охватывая изучение потребностей читателей, а также массива отечественных и зарубежных изданий, анализ вновь вышедшей литературы и откликов на нее критики и читателей, знакомство с работой литобъединений, помощь авторам в доработке произведений, организацию рецензирования поступающих рукописей. Кроме того, изучая интересы своих читателей, редактор определяет темы и проблемы, которые занимают ребят, но не нашли еще отражения в литературе. Эти темы и проблемы рассматриваются как основание для заказа авторам новых произведений. Особое направление - работа с рукописями, поступающими «самотеком». Тут внимание редактора сосредоточено на том, чтобы выявить произведения, тематика которых представляет интерес для читателей и учитывает прежде всего возрастные особенности своих читателей. Переиздания занимают значительное место в массиве. Например, до половины изданий издательства «Детская литература» составляют именно переиздания. Известно, что сегодня многие издатели, особенно небольшие частные фирмы, ориентированы исключительно на подготовку переизданий. Весь репертуар некоторых из этих издательских фирм состоит из двух-трех названий, причем вся их издательская деятельность заключается только в том, чтобы бесконечно тиражировать ими же выпущенные книги. Ясно, что подобный подход отражает только одну сторону книжного дела - коммерческую. Главный недостаток такой работы видится прежде всего в том, что издательство, по сути, не участвует в развитии круга чтения детей, не учитывает изменение возрастных характеристик читательских категорий. Кроме того, постепенно, почти незаметно для издателя снижается уровень внешнего решения книги, издание выглядит устаревшим, несовременным.
Подготовка переизданий требует от редактора кропотливой творческой работы. Как уже говорилось, при определении состава переизданий редактор опирается на отклики читателей и литературной критики. Тут важную роль играет книжный маркетинг, позволяющий своевременно реагировать на уже сложившуюся и на только что появившуюся потребность в книге. Кроме того, учитывается программа обучения в средней школе и других системах образования и воспитания детей. В состав изданий включают опубликованные в журналах новые произведения «взрослых» писателей, которые представляют интерес для той или иной категории читателей. Такие издания существенно расширяют и обогащают круг детского чтения. При переиздании обеспечивается определенный уровень состояния круга детского чтения. Тут главной особенностью является хорошее знание редактором литературы для детей. Сложились определенные традиции переиздания литературы для детей. Как уже говорилось, многие произведения прочно вошли в круг детского чтения и постоянно выпускаются, так как интерес к ним не затухает. Назовем некоторые из них. В сущности, стали классикой повести «Последний поклон» В. Астафьева, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Баранкин, будь человеком» А. Медведева, произведения Л. Кассиля, В. Катаева, А. Алексина и др. Издают для детей М. Твена, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя и других зарубежных писателей. Социологическое исследование, проводившееся по книгам, вышедшим в 90-е годы XX века, показало, что первое место среди самых читаемых жанров поделили между собой фантастика, приключения, сказки, научно-познавательная литература. Читатели называют среди любимых авторов А. Волкова, Н. Носова, А. Толстого, К. Булычева, Ю. Дружкова, Э. Рауда, А. Мошковского, В. Мелентьева. Среди любимых зарубежных книг - «Маленький водяной» О. Пройслера, «Приключения Чипполино» Дж. Родари, повести о Малыше и Карлсоне А. Линдгрен.
Среди самых любимых книг современных авторов ребята называют «Непоседу» и «Девочку с Земли» Кира Булычева, «Приключения Электроника» и «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» Е. Велтистова, «Муфту, полботинка и моховую бороду» Э. Рауда, «Заблудившийся вертолет» А. Мошковского, повести В. Мелентьева. Любимые книги младших школьников - «Вниз по волшебной реке», «Дядя Федор, Пес и Кот», «Двадцать пять профессий Маши Филиппенко», «Колобок идет по следу» Э. Успенского, трилогия «Кузька» Т. Александровой. Все эти произведения неоднократно становились основой переизданий для детей. Один из наиболее разработанных участков выпуска литературы для детей - выпуск художественной литературы для школьников. Это - область книгоиздания, имеющая давние традиции, интересную историю, целый ряд теоретических разработок, которые составляют методологическую основу формирования потока изданий. Существенно влияют на этот процесс программы обучения в школе, актуальные задачи воспитания и образования, решаемые в стране, общие задачи художественной литературы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|