В зависимости от того, какие характеристики лежат в основе группировки изданий, можно выделить несколько рядов их дифференциации.
По материальной конструкции выделяют книжное издание, периодическое издание, книжку-игрушку. По структуре книжных изданий выделяют: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги). Наиболее характерное издание литературы для детей - сборник. В сборник включаются произведения на одну тему (тематический) либо одного автора (авторский), либо одного жанра (сборник стихов, сборник рассказов, сборник пьес), либо одного периода или посвященные одному региону. Для старшего школьного возраста выпускают антологии, альманахи, хрестоматии, которые характеризуются специфическим отбором произведений (более подробно рассмотрены в разд. 3.3). Отдельное издание одного произведения (моноиздание) для детей может включать работу любого жанра: пословицу, загадку, стихотворение, сказку, рассказ, пьесу, повесть, роман. Следует иметь в виду, что типология литературно-художественных изданий связана с возрастными характеристиками читателей, а также с родами и жанрами художественной литературы. Например, читателям-дошкольникам прежде всего адресуются издания фольклорных произведений малых жанров - песенок, считалок, загадок. Создавая произведения для этой категории читателей, писатели ориентируются именно на фольклорные жанры, используя найденные в устном народном творчестве формы повествования. Книжная серия (серийное издание) для детей - это ряд самостоятельных однотипных книжных изданий, которые выпускают в свет в соответствии с определенным замыслом, имеющим общественное звучание и педагогическую направленность. Замысел раскрывается частично в каждом издании, а полностью - во всей их совокупности. Серию можно рассматривать как сборник, развернутый во времени.
Серийные издания для детей отличает разнообразие замыслов, читательских категорий, целевого назначения. Практически каждый возраст учтен при формировании серийных изданий. Выпуск собраний сочинений довольно редко используется в издательской практике для детей. Как правило, издают собрания сочинений детских писателей (например, А. Гайдара, К.И. Чуковского, А. Алексина и других) или писателей, чьи произведения входят в так называемый золотой фонд как писал И. Мотяшов, в «…отстоявшееся в течение многих лет собрание книг, постоянно находящихся в обращении и систематически переиздающихся для удовлетворения незатухающего читательского спроса… это культурный минимум, которым по неписаному установлению общественного мнения следует владеть всякому культурному человеку». Собрания сочинений предназначаются читателям старшего школьного, юношеского возраста. Цель подготовки такого издания - ознакомление не только с произведениями, но и с творчеством писателя. Как правило, дети запоминают не книги, не авторов, а названия произведений и героев. Собрание сочинений значительно расширяет их познания в литературе. Тут на первый план вы-двигается фигура автора. Читатель не только запоминает его имя, но и видит взаимосвязь произведений. Такие издания участвуют в формировании определенного уровня культуры чтения, решая воспитательно-познавательные и эстетические задачи. Собрание сочинений включает лучшие произведения автора, демонстрирует возможности писателя, развивает интерес не только к содержанию произведений, но и к художественному мастерству, позволяет сосредоточить внимание читателя на индивидуальной творческой манере, на внутреннем мире художника, на отражении этого мира в литературных работах. Например, издательство «Центрполиграф» начиная с 2000 г. выпускает полное собрание сочинений Анатолия Алексина, в котором представлены лучшие сочинения автора.
Периодические издания для детей - журналы и газеты, как правило, ориентированы на достаточно узкую конкретную возрастную категорию читателей. Эти издания приучают детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку «общения» с литературой. Книжка-игрушка - это издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка. Французский писатель Жорже Дюамель в свей книге «Игры и утехи», посвященной детям, писал: «Чтобы быть способным к цивилизации, человек должен пройти через детство, так как не будь у него детства, посвященного забавам и играм, он навсегда остался бы дикарем… Опыт ребенка почти всегда облекается в форму игры. Играть в детстве - то же, что накапливать опыт, а этот накопленный опыт порождает в свою очередь новые знания, новые чувства, новые желания, новые поступки и новые способности». Книжки-игрушки позволяют обогащать занятия детей, связывать игру с чтением. Книжки-игрушки как подвид издания для детей используются часто. Эти издания представлены в массиве самыми разными вариантами: картинки и силуэты, которые вырезаются и наклеиваются, куклы для одевания, картинки-головоломки (изображение складывается из отдельных частей), лото, карты, панорамы, игрушки из бумаги, раскраски. Своеобразной книжкой-игрушкой становятся и издания малого формата (32-я доля листа). Эти издания легко вписываются в обиход детской жизни; их «читают» куклы или дети для кукол, размещают в «интерьере» игрушечной мебели. У нас в стране впервые такие книжки начал выпускать Детиздат в 1938 г. В серию «Для маленьких» вошли 5 сказок, 2 рассказа, 13 стихотворений. Их тиражи достигали 5 млн. экз. Первые книги дети не читают, а рассматривают. Дошкольники прежде всего обращают внимание на рисунки, запоминают именно их и познают содержание, ориентируясь на изобразительный ряд. Поэтому важное место среди изданий литературы для детей занимает книжка-картинка.
Основная нагрузка метафорического выражения книжки-картинки ложится на визуальный ряд. Это размер и форма книги, плотность бумаги, изобразительная стилистика, с помощью которой развивается ход повествования по мере перевертывания страниц. Восприятие книжки-картинки требует иных навыков, чем при чтении текста. Книжка помогает ребенку самостоятельно отыскивать смысл и значение рисунка не отдельными значениями слов, как это обычно бывает при чтении текста, а целыми картинами-блоками смыслов и значений, которые заключены в рисунках. Мы рассмотрели внешние признаки изданий для детей, определяющие их вид. Рассмотрим дифференциацию изданий для детей на основе предмета и целевого назначения произведения литературы. Этот дифференцирующий ряд связан с характером информации и целевым назначением издания и используется при классификации познавательной литературы. По характеру информации и целевому назначению познавательной литературы можно выделить следующие виды изданий: научно-популярные издания, справочные издания, практические пособия, книги по профориентации, издания для досуга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|