Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения денежно-кредитной политики рб




К основным задачам управления денежно-кредитной и валютной пол итики относятся:

  • разработка предложений по формированию методов и средств достижения макроэкономической стабилизации с использованием системы инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования;
  • анализ и оценка социально-экономической ситуации в целях реализации мер финансового воздействия на экономику, разработка научно обоснованных концепций, государственных программ и прогнозов на долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную перспективу и на текущий период в области денежно-кредитной и валютной политики;
  • координация источников финансирования при составлении государственных программ и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь, представляемых структурными подразделениями Минэкономики;
  • разработка и реализация мер по укреплению экономического сотрудничества, совместных программ и прогнозов социально-экономического развития Союза Беларуси и России на основе договоров о создании Союзного государства Беларуси и России, других межгосударственных образований с участием Республики Беларусь, необходимой унификации актов законодательства, в части денежно-кредитной и валютной политики;
  • разработка предложений по совершенствованию методологии анализа, прогнозирования и управления экономическими процессами на микро- и макро- уровнях в области денежно-кредитной, валютной политики;
  • координация работы структурных подразделений Министерства экономики, республиканских органов государственного управления, Национального банка, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, предпринимательских, научных организаций и, в установленном порядке, международных финансовых организаций по вопросам внутренней и внешней денежно-кредитной и валютной политики в интересах решения общегосударственных задач;
  • подготовка и согласование проектов нормативных правовых актов и решений в денежно-кредитной сфере;
  • проведение эффективной политики государственных доходов и расходов, способствующей экономическому росту, сдерживанию инфляции и достижению макроэкономической стабилизации.

88 Социальный аспект государственного регулирования экономического развития

Социальный императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности.

Приоритет социальных целей, выдвижение на первый план развитие человека как цели прогресса, рассмотрение уровня развития человеческого потенциала как меры зрелости общества, государства, его социально-экономической политики — все это и образует содержание социального императива государственного регулирования экономического развития.

Следует выделить два сформировавшихся подхода — экономический и социологический

Социальная сфера в своем функционировании предстает как сложноструктурированная на различные, социально неравные классы, слои, группы людей, связанные между собой отношениями собственности, трудовыми и иными социальными взаимодействиями в формах сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, распределительными отношениями, реализующимися в различных формах и уровнях дохода, богатства, бедности, семейно-бытовыми и рекреационными отношениями, способами организации рабочего и свободного времени, проведения досуга.

Именно здесь прокладываются самые мощные каналы взаимодействия экономической сферы с социальной, что реализуется в рамках экономической и социальной политики с помощью социального механизма развития экономики.

Главная идея, на которой базируется представление о социальном механизме развития экономики, состоит в том, что результаты экономического развития являются следствием не прямого действия органов управления, а опосредуются деятельностью, активностью социальных групп. Эта активность зависит от следующих видов регуляторов:

• мотивационного;

• статусного;

• культурного;

• управленческого.

Собственно социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны.

Социальная структура общества и ее элементы дифференцируются по ряду базовых признаков: классовому, демографическому, профессиональному и др. Влияние классовых и демографических параметров общества на экономику, или так называемых социальных факторов, раскрывается посредством специальной категории социальный капитал, характеризующей вклад социальной организации общества в общественное производство путем образования новых классов («среднего класса») и оптимизации распределения доходов и собственности.

В американской экономической литературе и официальных документах термин «социальный капитал» трактуется как совокупность человеческого, природного и физического (произведенного людьми) капиталов. Человеческий капитал в свою очередь определяется как совокупность знаний, навыков и состояния здоровья отдельных людей.

Социальная безопасность как важный компонент национальной безопасности определяется характеристиками состояния и динамики социальной сферы, социальных проблем с точки зрения соблюдения предельных значений области безопасного функционирования и развития, выход за границы которой под воздействием деструктивных факторов ведет к разрушительным процессам.

Социальные параметры являются индикаторами и показателями, характеризующими уровень экономического развития страны в социальном плане. Набор показателей и их динамика отражают ход реализации социальной политики, фиксируют достижения и сигнализируют об угрозах социальной безопасности.

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

• Государственная программа «Культура»;

• Республиканская программа «Здоровье»;

• Национальная жилищная программа;

• Государственная программа развития спорта и туризма;

• Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

• Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

• Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...