Особенности проведения денежно-кредитной политики рб
К основным задачам управления денежно-кредитной и валютной пол итики относятся:
88 Социальный аспект государственного регулирования экономического развития
Социальный императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности. Приоритет социальных целей, выдвижение на первый план развитие человека как цели прогресса, рассмотрение уровня развития человеческого потенциала как меры зрелости общества, государства, его социально-экономической политики — все это и образует содержание социального императива государственного регулирования экономического развития. Следует выделить два сформировавшихся подхода — экономический и социологический Социальная сфера в своем функционировании предстает как сложноструктурированная на различные, социально неравные классы, слои, группы людей, связанные между собой отношениями собственности, трудовыми и иными социальными взаимодействиями в формах сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, распределительными отношениями, реализующимися в различных формах и уровнях дохода, богатства, бедности, семейно-бытовыми и рекреационными отношениями, способами организации рабочего и свободного времени, проведения досуга.
Именно здесь прокладываются самые мощные каналы взаимодействия экономической сферы с социальной, что реализуется в рамках экономической и социальной политики с помощью социального механизма развития экономики. Главная идея, на которой базируется представление о социальном механизме развития экономики, состоит в том, что результаты экономического развития являются следствием не прямого действия органов управления, а опосредуются деятельностью, активностью социальных групп. Эта активность зависит от следующих видов регуляторов: • мотивационного; • статусного; • культурного; • управленческого. Собственно социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. Социальная структура общества и ее элементы дифференцируются по ряду базовых признаков: классовому, демографическому, профессиональному и др. Влияние классовых и демографических параметров общества на экономику, или так называемых социальных факторов, раскрывается посредством специальной категории социальный капитал, характеризующей вклад социальной организации общества в общественное производство путем образования новых классов («среднего класса») и оптимизации распределения доходов и собственности. В американской экономической литературе и официальных документах термин «социальный капитал» трактуется как совокупность человеческого, природного и физического (произведенного людьми) капиталов. Человеческий капитал в свою очередь определяется как совокупность знаний, навыков и состояния здоровья отдельных людей. Социальная безопасность как важный компонент национальной безопасности определяется характеристиками состояния и динамики социальной сферы, социальных проблем с точки зрения соблюдения предельных значений области безопасного функционирования и развития, выход за границы которой под воздействием деструктивных факторов ведет к разрушительным процессам.
Социальные параметры являются индикаторами и показателями, характеризующими уровень экономического развития страны в социальном плане. Набор показателей и их динамика отражают ход реализации социальной политики, фиксируют достижения и сигнализируют об угрозах социальной безопасности. Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются: • Государственная программа «Культура»; • Республиканская программа «Здоровье»; • Национальная жилищная программа; • Государственная программа развития спорта и туризма; • Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»; • Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи; • Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|