В зависимости от целевого назначения научные журналы можно разделить на научно-теоретические, научно-практические и научно-технические.
Научно-теоретические журналы отражают новейшие достижения фундаментальных и отраслевых (прикладных) наук. Это журналы Российской академии наук, ее филиалов, отраслевых академий, академических научно-исследовательских учреждений, научных обществ, высших учебных заведений. В их состав входят журналы, которые охватывают информацию общенаучного, фундаментального характера, и многочисленные журналы, составляющие разные тематические классы. Читателями научно-теоретических журналов являются прежде всего научные сотрудники всех рангов, преподаватели вузов, специалисты предприятий и проектных институтов. Можно сказать, что в целом читателями данной группы журналов являются преимущественно ученые и специалисты высшей квалификации. Особый вид научных журналов представляет собой научно-практический журнал. Он предназначен для специалистов, чья профессиональная деятельность опирается на результаты научных исследований, требует осмысления практического опыта на теоретическом уровне и связана с внедрением научных разработок в практику. Назначение научных журналов практического характера состоит в том, чтобы помогать специалистам различных профессий в решении практических задач, способствовать повышению их квалификации. Этим определяется и характер информации научно-практических журналов. Они включают как теоретические материалы прикладного характера, так и материалы сугубо практического содержания, в них публикуются сообщения производственной тематики, методические рекомендации, информация о новых технических решениях, технологиях. Самостоятельную группу составляют научно-технические журналы, профиль которых связан с техническими науками. Через технические науки, возникновение и развитие которых опирается на естественные науки и эмпирические знания, получаемые из различных областей техники и производства, более чем через какие-либо другие, осуществляется превращение науки в непосредственную производительную силу. Технические науки решают задачи совершенствования орудий труда и технологических процессов. Именно поэтому научно-технические журналы относятся к изданиям, которые оказывают существенное влияние на цивилизацию общества. Их функциональное назначение - конкретные задачи связи науки с техникой (имеются в виду ее обоснование, разработка, внедрение).
Таким образом, диапазон видов периодических изданий широк и разнообразен - от ежедневной массовой газеты до ежегодного массового календаря; от массового журнала до журнала специального, ориентированного на профессионалов. Жанры публикаций журналов Для журнала вопрос о форме публикаций, форме подачи информации непосредственно связан с вопросами информативности периодического издания. Знание теории жанров, конкретных возможностей каждого жанра позволяет редактору работать над материалом осмысленно, сознательно конструируя произведение, учитывая его жанрообразующие признаки. Литературные жанры вообще и специфика жанров периодических изданий в частности представляет собой проблему, которая пока еще не нашла полного решения. Иногда жанр отождествляется со стилем, чему можно видеть подтверждение, например, в таких имеющих употребление в специальной литературе выражениях: «Публицистический стиль» и «Публицистический жанр», «Научный стиль» и «Научный жанр». Считается, например, что любой стиль реально существует как совокупность определенных типов текстов, каждый из которых можно назвать жанром.
Безусловно, язык и стиль являются важнейшими качественными характеристиками жанра произведения, однако не единственными. Рассматривая жанр как категорию литературы, можно выявить его типологические признаки, определить жанрообразующие принципы, объем и содержание понятия «жанр». В самом широком значении жанр - это «исторически складывающийся тип литературного произведения». Каждый жанр - это типовая модель произведения, созданная на основе дальнейшей конкретизации типологических признаков вида литературы. Формирование жанров публикаций зависит прежде всего от того, какими творческими методами и средствами выражено содержание, что, в свою очередь, обусловливается целью проводимой работы, или целевым назначением произведения. Таким образом, о жанре можно говорить, имея в виду не только форму произведения, но и предпосылки его формирования, рассматривая жанр с позиций того, к какому направлению он относится - аналитическому, информационному, публицистическому, художественному или какому-либо смешанному. Жанр сохраняет определенную устойчивость и преемственность; он обладает динамичностью, что должно учитываться при его оценках. Жанр не являет собой нечто застывшее и неизменное. Он складывается в процессе длительного развития и может трансформироваться в зависимости от конкретных условий применения: характера средств коммуникации, вида издания, целевого назначения, читательского адреса публикации и т.д. Существуют универсальные жанры, используемые во всех периодических изданиях, и жанры, которые используются только в газете или только в журнале. В целом в журнальных изданиях применяются почти все жанры, используемые в журналистике, научном и литературно-художественном творчестве. При этом нужно иметь в виду две отличительные особенности таких жанров: первая касается литературно-художественных журналов, в которых произведения больших объемов (например, повести, романы) нередко специально приспосабливают под журнальный вариант; вторая заключается в том, что материалы, напечатанные в журналах, обычно не имеют распространения как самостоятельные монографические издания, исключая упомянутые художественные произведения и, возможно, отдельные материалы из научных журналов (к примеру, препринты научных статей).
Наиболее плодотворным представляется следующий подход к классификации жанров периодических изданий, учитывающей теоретическую неразработанность их типологии и потребности практики. За основу классификации следует взять принятую в теории печати типологию жанров, скорректировав ее видовое наполнение применительно к задачам журнальных периодических изданий. Главное - придерживаться того основного деления, на котором строится эта типология. Им являются место, роль и интерпретация фактов. Книговеды отмечают по этому поводу, что «деление жанров по месту и роли в них фактического материала представляется наиболее продуктивным». Классификация жанров в теории печати предусматривает их деление на три группы: · информационные; · аналитические; · художественно-публицистические. Информационные жанры представлены такими видами, как информация (хроника, заметка), отчет, интервью, репортаж. Редактору важно знать, что информационные материалы обеспечивают общую цель - сообщить о факте, событии, явлении. Информационные жанры оперируют, как правило, простой первичной информацией, не вдаваясь в ее глубокий анализ. Общими требованиями к информационным жанрам считают оперативность, злободневность, наличие события, которое является поводом для выступления. Однако факт, взятый за основу информационного сообщения, не может быть произвольным. Только при сочетании значимости факта для программы данного журнала и новизны образуется фундамент, на котором можно строить информацию. В журнале информационные жанры обеспечивают реализацию требования лаконичности профессиональной информации. Они позволяют выйти за рамки узкой специализации и представить читателям широкую картину «состояния дел» в отрасли, области науки, промышленности. Специалисты узнают о важнейших профессиональных мероприятиях - конференциях, симпозиумах, семинарах, тематика которых отражает актуальные направления развития отрасли.
Самый лаконичный информационный жанр - информация. Она, как правило, представлена под рубриками «Хроника», «Информация». Главная отличительная черта этого жанра состоит в том, что целевое назначение его ограничено тремя вопросами: что, где, когда. Содержание информации необычайно разнообразно: мероприятия общегосударственного и регионального значения, ввод в строй какого-либо объекта, проведение смотров, создание общественных комиссий и т.д. Анализ информационных заметок в журналах показывает, что в основном они сохраняют все черты жанра: используют единичный факт, имеют оттенок официальности, обезличенности сообщения, основаны на общеупотребительной лексике. Традиционна и их структура: начало заметки диктуется самим фактом, послужившим поводом для ее написания, информация дается по «убывающей», т.е. используется композиционный принцип «перевернутой пирамиды». Отчет - информационный жанр, представляющий собой сообщение о каком-либо мероприятии, рассматривающий события в строгой последовательности. Отчет предполагает освещение всех этапов мероприятия, принятых решений. Этому жанру свойственны черты информации, что дает редакциям повод пользоваться терминами «специальный» отчет, «научный» отчет. Редактору важно уяснить, что границы жанров подвижны, каждый жанр достаточно редко существует в чистом виде. Форма выступлений зависит от фактов, содержания, целей публикации. Знание специфики и задач жанра не означает, что специфика эта должна рассматриваться как фетиш. Ее надо оберегать до тех пор, пока она помогает автору наилучшим образом разрабатывать тему. Редакторы должны помнить о возможностях жанра и не выступать ревнителями жанрового пуризма. Недочеты любого из них нельзя классифицировать как возникновение нового вида, промежуточной формы. В теории печати требования к отчету определены совершенно однозначно: отчет не должен представлять собой протокольное отражение события, но он должен содержать оценку значимости мероприятия, его выступлений и итогов. Если мероприятие не заслужило такой оценки, возможно, достаточно избрать жанр информации: состоялось мероприятие (что?), где и когда. Утомительный перечень фамилий и названий докладов не способствует повышению информативности публикации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|