Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165

После двух месяцев занятий в средней группе детского сада № 165 по парциальной программе О.С. Ушаковой психологом учреждения было проведено определение уровня усвоения детьми программы в аспекте развития речи. Критерии оценки уровня усвоения были те же, что и при определении уровня усвоения программы до начала апробации:

- низкий уровень усвоения: В общении ребенок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в построении развернутых предложений. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов. Различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами и моделями.

- средний уровень: Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи. Грамматические ошибки в речи не часты; в звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребенок владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется. Допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков.

- высокий уровень: Ребенок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели».

Результаты определения уровня усвоения программы в аспекте развития речи представлены в таблице 9.

 

Таблица 9. – Уровень усвоения программы детьми пятого года жизни после обучения по парциальной программе

Критерии усвоения программы

Уровень усвоения программы, число детей в % к общему числу

Высокий Средний Низкий
Развитие речи 15 83 2

 

Высокий уровень усвоения программы по развитию речи показали 15% от общего числа дошкольников средней группы, средний уровень – 83%, низкий – 2%.

Сравним показатели уровня усвоения программы по развитию речи детьми средней группы до начала эксперимента и после его проведения, представив сравниваемые данные в таблице 10.

 

Таблица 10. - Уровень усвоения программы детьми пятого года жизни до обучения по парциальной программе и после него

Критерии усвоения программы в аспекте развития речи

Уровень усвоения программы, число детей в % к общему числу

Высокий Средний Низкий
До обучения по парциальной программе 6 83 11
После обучения по парциальной программе 15 83 2

 

Из таблицы 10 видно, что статистический средний уровень усвоения программы остался неизменным, низкий же уровень сократился на 9%, причем на 9% увеличился и высокий уровень усвоения. Полученные данные свидетельствуют о педагогической эффективности внедрения программы О.Л. Ушаковой по развитию речи в качестве парциальной программы обучения детей средней группы к применяемой в МДОУ № 165 базовой программе «Детство».

Положительные отклики на внедрение парциальной программы по развитию речи были получены и от воспитателей, работавших над разработкой конспектов занятий и проводивших их в средней группе. Воспитатели отмечают, что дети стали более инициативны в разговоре, отвечают охотно на вопросы, проявляют интерес в использовании простых форм объяснительной речи, более успешно пересказывает рассказы и сказки, проявляют интерес к языку.

 

Выводы по третьей главе

 

Основываясь на модели управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий, разработанной Л.Г. Богословец, в ходе данного исследования были проведены мероприятия по подготовке к осуществлению новой педагогической технологии в МДОУ «Детский сад № 165».

С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 предлагается внедрение парциальной программы О.С. Ушаковой, реализация которой повысила бы уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи.

Полученные в ходе эксперимента по интенсификации развития речи детей средней группы данные свидетельствуют о педагогической эффективности внедрения программы О.Л. Ушаковой по развитию речи в качестве парциальной программы обучения детей средней группы к применяемой в МДОУ № 165 базовой программе «Детство».

 


Заключение

 

Анализ источников по теме данного исследования свидетельствует, что современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Дошкольные учреждения призваны решать такие задачи как: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Программы, разработанные в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Однако, формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту, так как программа должна соответствовать поставленным педагогическим целям и учитывать особенности конкретной детской группы.

Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» г. Новокузнецка является Муниципальным дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а так же законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области и г.Новокузнецка, решениями Учредителя и Уставом.

Целью деятельности детского сада №165 является обеспечение целостного развития личности ребенка: физического, интеллектуального, эмоционально-нравственного, социально-личностного.

Дошкольное учреждение обладает достаточным количеством финансовых средств на сохранение и развитие инфраструктуры образовательного процесса, что ведет к повышению не только объема воспитательной деятельности, но и ее эффективности.

Анализ структуры педагогического состава показал, что уровень квалификации педагогов детского сада № 165 является достаточно высоким, и воспитатели в состоянии справиться с поставленными в Учреждении педагогическими задачами.

Обучение и воспитание строится в учреждении на основе комплексной образовательной программы «Детство». Программа обеспечивает единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Проведенный анализ уровня усвоения программы детьми показал, что программа усваивается детьми в целом хорошо по всем направлениям педагогического воздействия. Стабильно средний уровень усвоения программы показывают дети от трех до семи лет, что можно расценивать как положительный результат обучения.

Озабоченность вызывало такое направление обучения как развитие речи. Низкий уровень усвоения программы показывали дети всех возрастных групп.

Основываясь на модели управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий, разработанной Л.Г. Богословец, в ходе данного исследования были проведены мероприятия по подготовке к осуществлению новой педагогической технологии в МДОУ «Детский сад № 165», направленной на повышения уровня обучения развитию речи.

С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 было предложено внедрение парциальной программы О.С. Ушаковой, реализация которой повысила бы уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи.

Полученные в ходе апробации программы по развитию речи детей средней группы данные свидетельствуют о педагогической эффективности внедрения программы О.Л. Ушаковой в качестве парциальной программы обучения детей средней группы к применяемой в МДОУ № 165 базовой программе «Детство».

В заключение приведем рекомендации по завершению введения новых педагогических технологий в детском саду № 165:

1) необходимо разработать содержание обучения в плане развития речи дошкольников всех возрастов, т.е. разработать конспекты занятий во всех группах;

2) провести первичную апробацию и последующую коррекцию внедрения парциальной программы развития речи во всех группах детского сада;

3) провести определение уровня развития детей всех возрастов в плане развития речи после внедрения парциальной программы;

4) произвести проверку эффективности применения парциальной программы по развитию речи во всех группах;

5) дать итоговое заключение о готовности и целесообразности использования парциальной программы по развитию речи в практике работы МДОУ № 165г.


Список использованной литературы

 

1) Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 - 20.

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г //Ведомости Верховного Совета СССР, N 17, 1976.

3) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) //Российская газета №7, 21.01.2009.

4) Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 //Российская газета, N 172, 31.07.1992.

5) Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

6) Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

7) Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ, 29.09.2008, № 39, ст. 4432.

8) Постановление Правительства от 23.12.2005г. № 803«О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» // Собрание законодательства РФ, 09.01.2006, №2, ст.186.

9) Приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" // Российская газета, № 148, 02.08.2000.

10) Письмо Минобразования РФ от 07.01.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» // Образование в документах, №9, 1999.

11) Авраева, Ю. Б. Слагаемые управленческого успеха // Научные и технические библиотеки. - 2005. - № 8. - С. 60-65.

12) Армстронг, М.Основы менеджмента / М. Армстронг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 438 с.

13) Бабаева, Т.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева, В.И. Логинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. -304с.

14) Богославец, Л. Г. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педтехнологий http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_6/a11.html

15) Вересов, Н.Н. Психология управления: учебное пособие / Н.Н. Вересов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 302с.

16) Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. –М.: Педагогика, 1986. – 378с.

17) Дмитриева, Л.В. Делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ // Научно-практический журнал "Управление ДОУ".- 2005.-.№ 4.-С.21-28.

18) Дошкольная педагогика. / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1986. - с. 287- 288.

19) Жовтун, Д. Т. Личность руководителя в системе социального управления // Социология власти. - 2005. - №5. - С. 46-57.

20) Злобина, Е.Г. Общение как фактор развития личности / Е.Г. Злобина. - Киев: Наукова Думка, 1981.- 116с.

21) Ильин, Г.Л. Руководство и лидерство // Научно-практический журнал "Управление ДОУ".- 2005.- № 3.- С.4-15.

22) Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования/ Г.Б. Казначевская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 346 с.

23) Киселева, Л.Г. Особенности управления дошкольными учреждениями на современном этапе // Сборник статей. Опережающее образование: концепции и технологии. Материалы Международной научной конференции. – Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2004. – С.40-43.

24) Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 416с.

25) Кругликова, А. Психология управления, или Управление психологией // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2003. - № 5.-С.18-20.

26) Ладыженская, Т.А. Развитие дара слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. - М: Просвеще­ние, 1990. - 264с.

27) Ладыженская, Т.А. Речевые уроки / Т.А. Ладыженская. - М: Просвещение, 1994. - 156с.

28) Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

29) Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии / Б. Ф. Ломов. - М.: Просвещение, 1981.-384с.

30) Основы теории управления: Учеб. Пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.

31) Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195).- С.12-25.

32) Педагогика раннего возраста / Под ред. Григорьевой. – М.: Педагогика,2008.- 402с.

33) Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник.- М.: ИФРА, 2000г..- 243с.

34) Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.- М.: Издательский дом «Карапуз», 2004.- 199с.

35) Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации / В.П. Пугачев.- М.: Аспект Пресс, 2005. - 280с.

36) Рогалева, Н.А. Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ // Научно-практический журнал "Управление ДОУ". -2005.-.№ 7.- С.24-30.

37) Рубахин, В.Ф. Психологические аспекты управления / В.Ф. Рубахин., А.В. Филиппов. - М.: Знание. - 1973. - 63с.

38) Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учеб пособие / В.П. Симонов. - М.: ИНФРА, 2007.- 278с.

39) Смирнов, Э.А. Основы теории организации: Учеб. Пособие/ Э.А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 379 с.

40) Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с.

41) Социальный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д.Ильенкова, В.Н.Журавлева, Л.Л.Козлова и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 271с.

42) Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Пакрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 558 с.

43) Теория управления: Учебник для вузов / В.Ф.Уколов, А.М.Масс, И.К.Быстриков. - 2-е изд., доп. - М.: "Издательство Экономика", 2004. - 656 с.

44) Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 114 - 119.

45) Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. - М.: Творческий центр «Сфера», 2002.-202с.

46) Черникова, Т.В. Методика оценки качества управления ДОУ // Научно-практический журнал "Управление ДОУ".- 2005.-.№ 3.- С.22-28.

47) Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Медиа, 2002.- 423с.

48) Шипицына, Л.М. Забота общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. Т.А. Нилова. - СПб.: «Детство-пресс», 2000.- 314с.

49) Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / В.Д. Ширшов. - Екатеринбург: Уральский гос. Пед. ун-т, 1994. - 128с.

50) Шредер, Г. А. Руководить сообразно ситуации: Пер.с нем./ Г.А. Шредер - М.: Интерэксперт, 1994. - 159с.


[1] См., например, Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.47.

[2] Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 //Российская газета, N 172, 31.07.1992.

[3] Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" // Собрание законодательства РФ, 29.09.2008, № 39, ст. 4432.

[4] Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С.123.

[5] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990.- С. 14 - 20.

[6] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г //Ведомости Верховного Совета СССР, N 17, 1976.

[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) //Российская газета №7, 21.01.2009.

[8] Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 //Российская газета, N 172, 31.07.1992.

[9] Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

[10] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

[11] Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ, 29.09.2008, № 39, ст. 4432.

[12] Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.142.

[13] Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.157.

[14] Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с.

[15] Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195) –С.12.

[16] Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195).- С.14.

[17] Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195). -С.16.

[18] Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2004.- 199с.

[19] Постановление Правительства от 23.12.2005г. № 803«О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» // Собрание законодательства РФ, 09.01.2006, №2, ст.186. 

[20] Приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" // Российская газета, № 148, 02.08.2000.

[21] Бабаева, Т.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

[22]Письмо Минобразования РФ от 07.01.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» // Образование в документах, №9, 1999.

[23] Богославец Л. Г. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педтехнологий // Электронный ресурс, доступ http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_6/a11.html

[24] Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. -202с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...