Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрождение во Франции




Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман-аллегорию "Гаргантюа и Пантагрюэль", повествующий о двух великанах - отце и сыне.

В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием "Плеяды". Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524- 1585) и Жоакен Дю Белле (1522- 1566). Поэты "Плеяды" видели свою главную задачу в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими греческим и латынью. Важнейшей темой в поэзии было воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного "принцем поэтов", оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии в целом.
ГУМАНИЗМ и РЕФОРМАЦИЯ: кратко!

Если для религиозного Средневековья человек — это «тварь дрожащая», то гуманисты Возрождения не знают предела в возвышении человека, сближая и уравнивая его с Богом. Николай Кузанский называет человека «вторым богом». Если первый Бог властвует на небе, то второй — на земле.

Вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями. У него есть все необходимое и достаточное, чтобы быть творцом своей судьбы, ни к кому не обращаясь за помощью, полностью полагаясь на самого себя.

Гуманисты также провозгласили веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу. Гуманисты отвергли религиозную концепцию человека как «раба Божьего», лишенного свободы воли, нормами поведения которого являются безропотное смирение, покорность судьбе, безусловное подчинение Божественной воле и благодати. Они возродили античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности. Не грехопадение и искупление составляют смысл человеческого бытия. А деятельная, активная, трудовая жизнь, являющаяся безусловной ценностью.

Гуманизм — особенно итальянский — выступил против религиозного аскетизма, требующего от человека самоограничения во всем, подавления чувственных желаний. Он возродил античный гедонизм с его прославлением удовольствия и наслаждения. Жизнь должна доставлять человеку не муки и страдания, но радость бытия, удовлетворение, удовольствие, веселье и наслаждение. Жизнь сама по себе является счастьем и блаженством. Чувственная, физическая любовь перестает быть греховной и низменной. Она включается в число самых высокий ценностей

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Как уже отмечалось выше, кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI в. широкого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм — третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ. Церковь буквально утопала в роскоши и богатстве, она потеряла всякую меру в своем стремлении к власти, обогащению и к расширению земельных владений.

Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки в этом направлении не увенчались успехом. В результате они получили мощное движение Реформации и раскол католицизма.

 

Одним из первых предшественников Реформации стал английский священник Джон Уиклиф (1330-1384), выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папства и отказ от ряда таинств и обрядов. Со сходными идеями выступил также чешский мыслитель Ян Гус (1371-1415), который требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.

В Италии пионером реформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452-1498). подвергавший папство суровой критике, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши. Он также был отлучен от Церкви и сожжен. В Италии движение Реформации не получило широкого распространения, поскольку здесь притеснения и злоупотребления папства ощущались менее остро.

Главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546) и французский священник Жан Кальвин (1509-1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление, а также Томас Мюнцер (1490-1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Германии переросло в крестьянскую войну (1524-1526). В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям.

Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.

Реформация затронула не только торговлю индульгенциями, но и более фундаментальные вещи в католицизме. Она выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства. С этой целью она провела сверку католического Священного предания со Священным писанием, Библией, сделав вывод, что Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продавать индульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.

Рассматривая другие функции Церкви, сторонники Реформации приходят к мысли, что все они, как и само существование Церкви, противоречат Священному Писанию. Необходимость такого института и деления нет в Библии, напротив там провозглашается принцип «всеобщего священства», всеобщего равенства людей перед Богом.

Именно этот принцип равенства восстанавливает Реформация. Служители Церкви не должны иметь какие-либо привилегии в отношениях с Богом. Претендуя на посредническую миссию между простым верующим и Богом, они посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом, ибо. как утверждает Лютер, «каждый сам себе священник». На должность пастора может быть избран любой член общины.

В равной мере каждый верующий должен иметь возможность читать и толковать Священное Писание. Лютер отвергал исключительное право папы на единственно верное толкование Библии допускал наличие между ними посредника, каковым и стала Церковь.

В протестантизме понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящуюся в самом человеке. Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значение.

Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни повлек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те. которые строго соответствуют Писанию. В частности, из семи таинств осталось только два: крещение и причастие.

Реформация многими своими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения. Она также идет по пути возвышения человека, делая это, в определенном смысле, более трезво и осторожно. Гуманизм слишком щедро сближает человека с Богом, объявляет его «вторым богом», человеко-богом и т.д. Реформация поступает более осмотрительно. Она сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека. В то же время она наделяет его Божественным началом, Божественным даром и благодатью, которые открывают перед ним реальный путь к спасению.

 

В то же время между Реформацией и гуманизмом имеются существенные различия. Главное из них касается отношения к разуму. Возвеличивая человека, гуманизм опирался прежде всего на бесконечные возможности человеческого разума. Его вера в человека покоилась на вере в его разум. Реформация смотрела на разум весьма критически. Лютер называл его «блудницей дьявола».

По-разному решались такие вопросы о соотношении человеческою и божественного, что проявилось в идейном споре между Лютером и Эразмом Роттердамским. Первый упрекал второго за то, что «человеческое значит для него больше, чем божественное». Лютер придерживался противоположной позиции.

 

Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI в. к открытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491-1556).

МОНТЕНЬ «ОПЫТЫ»

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Славу Монтеню принесли написанные в уединении родового замка "Опыты", давшие название целому направлению в европейской литературе - эссеистике (от фр. essai - опыт). В изысканных и вольных по форме, казалось бы не связанных между собой эссе Монтеня, получили развитие традиции французского свободомыслия эпохи Возрождения. Человек - вершина всех рассуждении Монтеня о природе и обществе.


7. Рыцарская идея книги о рыцарях. Дон Кихот Сервантеса.

Рыцарский роман для эпохи Возрождения - что-то вроде анахронизма - можно выделить три группы причин:

1. гуманистическая мысль эпохи Возрождения воспринимала рыцарский роман как некую химеру, порожденную сном разума

2. критики относились к ренессансному роману без всякой серьезности и хотя бы внешнего почтения. Если считать его магистральной линией ту, что идет от Пульчи к Боярдо и Ариосто, Фоленго и Рабле и выводит к Сервантесу, то ее легко представить линией нарастающего самоотрицания: автопародия становится постепенно все более универсальной и захватывает все более глубинные уровни - сначала содержание (т. е. само понятие рыцарства), а под конец, в "Дон Кихоте", и целиком жанровую форму. Именно на этом пути, как считают многие авторитетные исследователи (в частности Бахтин), и рождается роман Нового времени - освобождаясь в смехе и отрицании от средневекового эпического наследства.

3. трудности с установлением общей жанровой модели. Если принять за основу линию Пульчи - Ариосто (объединенную, допустим, общей пародийной установкой), то непонятно, как подключить к ней испанский роман XVI в., в целом мало отклоняющийся от традиционных жанровых характеристик, или, "Маленького Жана из Сантре" Антуана Ла Саля, который категорически отбрасывает любую гипероболизацию, сближаясь и по типу, и по стилю повествования с современной рыцарской хроникой.

 

Что касается автопародийности рыцарского романа, надо сказать, что это его свойство в значительной степени относится к области литературоведческих мифов. Это - обращенная в прошлое проекция того огромного влияния, которое "Дон Кихот" оказал на становление романа Нового времени. "Дон Кихот" парадоксальным образом обессмертил рыцарский роман и сам в определенном смысле стал рыцарским романом - его высшей, предельной, абсолютной и конечной формой.

На исходе Возрождения определяются два пути, ведущие к роману Нового времени - через Сервантеса как автора "Дон Кихота" и параллельно через синхронный Сервантесу испанский плутовской роман" Причем, движение по ним осуществляется по-разному: "Плутовской роман формируется главным образом в процессе самодвижения жанров, а "Дон Кихот" связан с кризисом ренессансной культуры" и с процессом самодвижения жанров.

К новому роману, ведут два пути. Путь плутовского романа дает новый образ действительности. "Дон Кихот", намечая основные пути парадокса личности, дает нового героя и главную отныне проблему.

 

9 вопрос. Утопическая идея и жанр утопии в эпоху Возрождения и Барокко (Маккиавелли, Томас Мор, Кампанелла)

В эпоху позднего Возрождения политические и социальные проблемы выдвигаются на первый план. Обусловлено это усилившимся стремлением европейских стран к централизации раздробленных бесконечными междоусобными войнами государств, к установлению жестких границ и законов. И государства, и народы нуждались в стабильности и выходе из состояния перманентных внутренних войн. Силой, способной объединить страну, могла быть только зрелая политическая власть. Поэтому политическая мысль европейских стран стремится освободиться от канонов и регламентаций средневековой теологии, в недрах которой она сформировалась, «отпочковаться» от умозрительной философии, отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии, чтобы автономно решать практические задачи.

Никколо ди Бернардо Макиавелли (1469-1527 гг.) - первый государственный деятель Флоренции, историк и политик, который стал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (Ф.Энгельс). Он выдвинул новую антиклерикальную концепцию государства и права в трактатах«Правитель»(«Государь»)и«Флорентийские летописи». При жизни его труд не был оценен, а «Государь», написанный в 1513-1515гг., опубликован лишь через несколько лет после смерти автора.

Макиавелли научно обосновывал свое понимание политики как автономной стороны человеческой деятельности, как «воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости». Он назвал этот подход «политическим реализмом». Тезис «цель оправдывает средства», используемый им в работе «Государь», в действительности принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом его ордена. Макиавелли считает, что применять этот принцип в политике можно и нужно только в случае крайней необходимости, его не следует возводить в ранг политического идеала. Его несомненной заслугой является то, что он развенчал миф о божественном происхождении форм государственного устройства, превратив политику в объект беспристрастного анализа, и тем самым возвысил ее, с одной стороны, до уровня науки, с другой – «до искусства возможного».
Рассматривая качества, которыми должен обладать идеальный правитель, Макиавелли впервые в истории указал на экономику государства как составную часть его благополучия. Скупость он характеризовал как порок человека, но добродетель государственного мужа, ибо «слишком высокие налоги население выносить не сможет». Макиавелли также полагал, что государь может быть щедрым только «за счёт чужого добра, но никак не за счёт благосостояния своих подданных». Принимая государственные решения, правитель должен быть «отважным» как лев и «хитрым» как лиса: «Из высших зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе».

Макиавелли разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью. По его мнению, научное рассмотрение политики должно быть освобождено от абстрактного морализирования. Ф. Бэкон по этому поводу сказал: «... нам есть, за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать». Флорентийский дипломат и мыслитель рассматривал политику, как символ веры человека, которая должна занимать господствующее положение в мировоззрении.

«Мораль силы», - право государя, которое Макиавелли сам же и обосновывает, - он довольно часто в своих трактатах именует «образцом циничности и аморальности в политике». Но он считал, что при сложившихся в разрозненной Италии обстоятельствах лишь «практика бесконтрольного использования власти» может привести к высшей цели. Государству успех был нужен любой ценой. Мораль и нравственность «вернутся завтра». Италия выстояла и «сложилась». Но «завтра», как его понимал Макиавелли, для нее почему-то так и не наступило. Политическое право «от лукавого», обоснованное Макиавелли, продолжает служить его родине - от Черазе Борджиа (с которого писался образ правителя) и Муссолини (реализовавшего в жизнь этот стиль правления) до современности.

Макиавелли надеялся, что при разумном правителе политическая идеология будет направлена на создание могучего, единого государства. Он считал, что сильное влияние на исторический процесс формирования государств оказывают сильные личности, т.е. великие люди. Эти люди имеют в своём облике нечто такое, благодаря чему другие повинуются им вопреки собственной воле. Их преимущество состоит в том, что они лучше других чувствуют и выражают потребности своего времени.

Как представитель своей противоречивой эпохи, Макиавелли убежден в «изначальном зверином эгоизме людей», для искоренения которого все средства, применяемые государем в общих интересах, хороши – от клятвопреступления до массовых убийств без суда и следствия. Морали, нравственности и религии при установлении и укреплении государственной власти нет места.

Макиавеллизм (т.е. пренебрежение политиками норм морали) – типичное явление переходной эпохи позднего Возрождения, когда наряду с «прекрасным» все отчетливей проявляется оборотная - «ужасная» сторона крайнего индивидуализма и прагматизма – «родовых пятен» еще не изжившего себя средневековья и уже заявившего о себе капитализма. Цели автора «Государя» были гуманны, средства их достижения, предложенные Макиавелли, – бесчеловечны. В этом отразилась двойственная природа Ренессанса. Представителям этого времени при достигнутой ими свободе явно недоставало различения добра и зла, недоставало Бога в душе. В этом – трагизм одной из самых ярких эпох в истории человечества. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их лишь увидел и обобщил.

Идеи флорентийского гуманизма подхватил и развил англичанин Томас Мор (1479-1555 гг.) – основатель утопического социализма и автор «Утопии». Попытавшись реализовать гуманистический принцип свободы воли, который составляет основу его произведения, Мор расплатился за это своей жизнью: в период правления Генриха VIII, на службе у которого он состоял, Мор был приговорен к смертной казни.

Изначально это произведение называлось «Золотая книга».Слово «утопия» переводится с греческого, как «то, что нигде не существует». Многие идеи идеального общественного устройства, нравственный гуманистический идеал, рассуждения о достоинстве человека и его свободе на отдельном острове «Утопия» заимствованы Мором из трактата Платона «Политика». В своей книге он дает анализ социальных проблем периода начальной стадии накопления капитала, указывает на главный источник этих проблем – частную собственность. Предлагает как образец общественное устройство на острове Утопия.

Цель Мора была благородной – обосновать идеал гуманистической личности и совместить ее бытие с идеальным же обществом. Но история расставила все по своим местам и показала, что умозрительные конструкции, воплощенные (даже в другом веке) в жизнь, несут в себе опасность от надуманного «светлого будущего». В задачи философии не входит прямое вмешательство в реальную жизнь. По Гегелю, «сова Минервы (символ мудрости) вылетает в полночь» не на охоту, а для того, чтобы окинув все свершившееся за день взглядом, осмыслить и тем самым приблизить рассвет. Утопии необходимы: они наполняют смыслом наши действия, но нельзя ограничивать жизнь рамками этих утопий.

Последователь Мора итальянский натурфилософ Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) написал социальную утопию «Город Солнца»(«Солнечное государство»), где описывает теократическое государственное устройство и предсказывает ведущую роль науки, говорит об образовании народа, ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном государственном устройстве. В отличие от своего предшественника он делает акцент не на экономику, а на религию, и выступает за союз церковной и светской власти для реализации «царства божьего на земле» и всемирного объединения людей в будущем во главе с папой. Правда, дорогу к будущему «городу Солнца» Кампанелла предложил расчистить силой – с помощью восстания народных масс. Как организатор и руководитель этого восстания он был осужден и провел в тюрьме 25 лет.

Основная причина зла, по Кампанелле, в людских пороках, в эгоизме, порождающем у одних стремление жить за счет других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине», - писал он. Совершенствовать человеческую природу, когда каждый в первую очередь думает о себе, а не о других, он планировал с помощью воспитания, образования, ликвидации частной собственности и создания полицейского государства, при котором любое инакомыслие пресекается. Разделяя идеи Мора, Кампанелла считает, что необходимо детям давать знания в области общих предметов, ремесленного дела и сельского хозяйства, физической культуры.

И Мор, и Кампанелла в своих утопиях отстаивают интересы мелкой буржуазии, ее гуманистические идеалы - свободы, равенства, братства.

10.Возрождение драмы в Англии. Специфика жанровой системы в английском театре. Творчество Шекспира.

Английская драма эпохи Возрождения появилась благодаря счастливому союзу двух начал — аллегорического дидактизма драмы средневековой Англии итальянского гуманизма эпохи Возрождения. Этот процесс закончился во время 2-х последних десятилетий XVI века. В 1588 году драма Елизаветы Iпереживала расцвет. Начало комедии времён королевы можно было увидеть в интерлюдиях. В них были отчётливо показаны фарсовые, певческие и хореографические национальные традиции плюс любовь к абстракции Средневековья, игра слов и каламбуры. Первые образцы классики комедии средневековой Англии создали школьные учителя Н. Юдалл (комедия «Ралф Ройстер Дойстер»; англ. Ralph Roister Doister; 1553—1554) и У. Стивенсон (комедия «Игла матушки Гуртон»; англ. Gammer Gurton’s Needle; около 1553). Через 10 лет Дж. Гаскойн, используя любовный итальянский сюжет, создал комедию под названием Догадки (англ. Supposes; 1566); важно то, что она имела прозаический, а не стихотворный вид.

В драматургии Англии была не только комедия; появился ещё один жанр — историческая хроника; она служила для того, чтобы просвещать пропагандировать патриотизм из-за непрекращающихся угроз вторжения в страну Испании. Вольное обращение с источниками для писателей было обычным явлением; это хорошо показывает хроника Д. Бейля «Король Иоанн» англ. Kynge Johan; 1536).

Большое влияние средневековую комедию Англии оказали Плавт и Теренций, а на трагедию — Сенека. Из драмы Греции Сенека взял фигуру гонца, который вещал о событиях, происходящих за кулисами; также любил длинные и напыщенные монологи. В итоге трагедии уже не были драматическинапряжёнными, а становились предметом для чтения. Однако влияние Сенеки на трагедию Англии переоценить нелегко — в его приверженности канонам, принадлежащим драмам греков и в пространных, которые были полны сентенций морали; в речах была притягательность. Десять трагедий Сенеки, которые в 1581 году были переведены на английский язык, получали оценку аристократов и простой публики; люди очень любили увидеть какое-либо страшное событие.

Творчество людей, имевших классическое образование, способствовало становлению английской драмы эпохи Возрождения; эти люди стремились к приспособлению античной формы к местному содержанию. К XVII веку драма Англии была на исключительных высотах, и это произошло благодаря тому, что в те времена четыре условия развития драматургии, имевшего успех, сошлись. Профессиональность артистов стала более высокой, закончилась постройка первого постоянного театра (1576), сложился широкий круг зрителей разных слоёв населения, молодые люди, имевшие талант, посчитали привлекательной драматургическую профессию.

Для превращения так называемой «тюдоровской драмы» в детище Елизаветинской эпохи больше всего внесла свой вклад группа просвещённой молодёжи — в то время этих людей называли «университетскими умами».

Английский театр

Английский театр XVIII века сыграл весьма заметную роль в истории развития всего европейского театра. Он не только стал родоначальником драматургии Просвещения, но и внес в нее немалый вклад. Несмотря на это, трагедия в английском театре эпохи Просвещения была замещена новым драматическим жанром – мещанской драмой, или, как ее еще называли, буржуазной трагедией. Именно в Англии возникли первые образцы мещанской драмы, которые позднее проникли в театры Германии, Франции и Италии. Не последнее место в репертуаре занимала и комедия. Ее форма и содержание самым радикальным образом реформировались со времен Возрождения.

Переход от театра Возрождения к театру Просвещения был долгим, бурным и довольно болезненным. Театр Возрождения постепенно угасал, но умереть своей смертью ему не дали. Последний удар по нему был нанесен свершившейся пуританской революцией. Ее древние традиции так называемой строгой жизни прекрасно подходили к обстановке нового времени. Англия, совсем недавно бывшая яркой, красочной и полной жизни, сделалась благочестивой, богомольной и одетой в униформу темного цвета. В такой жизни театру просто не нашлось места. Все театры были закрыты, а немного позднее сожжены.

В 1688—1689 годах в Англии произошла так называемая славная революция. После этого совершился переход в развитии театра от Возрождения к Просвещению. Стюарты, вернувшись к власти, восстановили театр, который имел значительные отличия от театра предшествующей эпохи.

Период Реставрации остался в истории Англии как время девальвации всех нравственных и этических ценностей. Аристократы, дорвавшись до власти и всего с нею связанного, предались полнейшему разгулу. Вполне естественно, что театр отражал новое состояние нравов. Героям пьес, идущих на театральных подмостках, не разрешалось одного: хоть чем-то быть похожими на ненавистных пуритан.

По мере того как режим Реставрации приходил в упадок, позиция драматургов стала резко меняться. В их произведениях начали появляться элементы буржуазной драмы и сатирическое изображение современников. Источником комического стали те отклонения от человеческой нормы, которые бытовали в обществе.

Родоначальником просветительской комедии стал Уильям Конгрив. Он прославился уже после написания своей первой комедии «Старый холостяк» (1692).

Еще ближе к Просвещению стоял Джордж Фаркер (1678—1707). Свое творчество он начал с написания пьес в русле комедии Реставрации. Но потом в его творчестве произошел поворот к политической и социальной сатире.

Комедия Фаркера «Офицер-вербовщик» (1706) критиковала методы вербовки солдат для английской армии. Комедия «Хитрый план щеголей» (1707) стала итогом всего развития комедии нравов XVII века. Драматург нарисовал такие интересные и правдивые картины провинциальных нравов, что его комедия явилась источником реализма XVIII века, а имена многих персонажей стали нарицательными.

К началу 1730-х годов возник жанр, названный мещанской драмой. Его появление оказалось сильным ударом по сословной эстетике жанров. Театральные подмостки начал отвоевывать простой человек. Немного позднее он сделался ее единственным обладателем. Утверждению буржуазной трагедии на сцене помог ошеломляющий успех пьесы Джорджа Лилло (1693—1739) «Лондонский купец, или История Джорджа Барнвела» (1731). Объектом для подражания стала другая пьеса Лилло – трагедия в стихах «Роковое любопытство» (1736). Порой он был близок к тому, чтобы показать в своих произведениях преступление как норму буржуазного общества. Но идеализаторская тенденция превосходит тенденцию критическую. Бесконечные проповеди образцово-добродетельного купца Торогуда в «Лондонском купце» и призыв безропотно нести свой крест, которым оканчивается «Роковое любопытство», придают пьесам Лилло довольно ханжеский оттенок. Драматург, конечно, приблизился к «маленькому человеку», но только затем, чтобы предостеречь его от дурных мыслей и поступков.

Через двадцать с лишним лет после написания «Лондонского купца» в Англии была создана еще одна знаменитая буржуазная трагедия – «Игрок» (1753). Ее автором был Эдвард Мур (1712—1757). Эта пьеса имела немало драматических достоинств, но отличалась просто поразительной узостью социального горизонта. Автор поставил перед собой единственную цель – отвратить современников от пагубной страсти к карточной игре. Последующая социальная критика на сцене связана в первой половине XVIII века с именами других драматургов.

Наиболее радикально настроенная часть английских писателей видела в человеческих пороках не только наследие прошлого, но и результат нового порядка вещей. Признанным главой этого направления стал великий английский сатирик Джонатан Свифт, а наиболее верными его последователями в театре – Джон Гей (1685—1732) и Генри Филдинг (1707—1754).

В XVIII веке в английском театре начинается расцвет малых жанров. Огромной популярностью пользуются пантомима, балладная опера и репетиция. Два последних жанра выражали наиболее критическое отношение к существующим порядкам.

Расцвет балладной оперы, да и вообще критического направления, связанного с малыми жанрами, начался с постановки в 1728 году «Оперы нищего» Джона Гея. Спектакль имел потрясающий успех. Тексты песенок из спектакля вывешивали в витринах магазинов, писали на веерах, распевали на улицах. Известен случай, когда две актрисы подрались за право исполнять роль Полли Пичем. У входа в театр больше двух месяцев подряд изо дня в день происходило настоящее столпотворение.

Генри Филдинг также был очень известным драматургом 1730-х годов. Он написал 25 пьес. Среди них такие произведения, как «Судья в ловушке» (1730), «Опера Граб-стрита, или У жены под башмаком» (1731), «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквин» (1736) и «Исторический календарь за 1736 год» (1737).

Начиная с 1760-х годов критические тенденции все больше проникают в область так называемой правильной комедии. Впервые после Конгрива и Фаркеравоссоздается полноценная реалистическая комедия нравов. С этого времени сентиментальной комедии противопоставляется веселая комедия.

Этот термин придумал Оливер Гольд-смит (1728—1774). Он является автором трактата «Опыт о театре, или Сравнение веселой и сентиментальной комедии» (1772) и двух комедий: «Добрячок» (1768) и «Ночь ошибок» (1773).

Школа веселой комедии предопределила приход крупнейшего английского драматурга XVIII века – Ричарда Бринсли Шеридана (1751—1816). В возрасте 24 лет он поставил свою первую комедию «Соперники» (1775). За ней последовало еще несколько пьес, в том числе «Дуэнья» (1775). В 1777 году Шеридан создал свою знаменитую пьесу «Школа злословия». Два года спустя на свет появилась его последняя комедия – «Критик». Все творчество Шеридана-комедиографа уместилось в неполные 5 лет. Только через 20 лет он вновь вернулся к драматургии и написал трагедию «Писарро» (1799). Начиная с периода Реставрации английское сценическое искусство тяготело к классицизму. Первый, но очень решительный шаг в сторону реализма сделал Чарльз Маклин (1699—1797). Он был комическим характерным актером. В 1741 году он получил роль Шейлока (в то время эта роль считалась комической). Но Маклин сыграл эту роль как трагическую. Это стало огромным эстетическим открытием, которое далеко выходило за рамки трактовки отдельно взятой роли. Маклин понял, что настало время реализма, и предугадал многое из его особенностей.

В области сценического искусства большое значение имела деятельность Давида Гаррика (1717—1779). Гаррик был учеником Маклина, но учеником просто гениальным. Давид был сыном офицера, француза по национальности, и ирландки. Театр в его семье любили, но сына готовили к иной карьере – карьере юриста. Однако студентом Гаррик оказался нерадивым. Весной 1741 года благодаря счастливой случайности он попал на сцену театра Гудменс-Филдс. После этого участвовал с этой труппой в гастролях, во время которых пользовался советами Маклина, а уже в октябре блистательно сыграл роль Ричарда III, сделавшую его знаменитым.

В 1747 году Гаррик купил театр Друри-Лейн, который возглавлял почти 30 лет. Все эти годы он был центральной фигурой театрального Лондона. В своем театре он собрал лучших актеров английской столицы. Несмотря на то что все актеры пришли из разных театров, Гаррику удалось создать единую труппу. Большое значение он придавал репетициям, на которых старательно искоренял декламацию, добивался естественности в игре актеров и тщательной отделки роли. Создаваемые характеры должны были быть сколь возможно многосторонними. Репетиции Гаррика были многочасовыми и подчас мучительными для актеров, но результаты они приносили просто великолепные.

Многообразное, захватывающее области трагедии и комедии актерское и режиссерское творчество Гаррика имело огромное значение. Он остался в истории английского театра как величайший его представитель

Творчество Шекспира

Дошедшие до нас произведения Шекспира могут быть разделены на две

неравные группы. Одну, очень небольшую, группу образуют произведения

недраматические, относящиеся к раннему периоду его творчества. Это две поэмы

на античные сюжеты: "Венера и Адонис" (издана в 1593 году) и "Обесчещенная

Лукреция" (издана в 1594 году), несколько менее значительных стихотворений

и, наконец, одна из вершин шекспировской поэзии - сборник 154 сонетов.

Эти сонеты, напечатанные лишь в 1609 г., без сомнения, были написаны

Шекспиром еще в 90-х годах. Содержание их очень разнообразно. Помимо

преобладающих в них, традиционных для сонетов того времени, тем любви,

ревности, дружбы, мы находим трактовку многих других мотивов - рассуждения о

своей судьбе, различные философские и моральные проблемы общего характера. В

некоторых сонетах Шекспир восхваляет благородство своего друга (думают, что

это граф Саутемптон, которому посвящены обе названные поэмы Шекспира), дает

ему добрые советы, сетует о пренебрежении, которым окружено в обществе

избранное им ремесло актера, негодует на царящую вокруг него неправду и т.

п. Обстоятельства, в каких возникли сонеты Шекспира, и возможность в них

автобиографического содержания вызвали много споров. Одни критики считают их

непосредственным выражением подлинно пережитого поэтом, другие - сплошным

поэтическим вымыслом в стиле чрезвычайно распространенного в поэзии того

времени "петраркизма". Без сомнения, живое личное переживание и отвлеченные

поэтические обобщения соединены здесь очень сложным образом. Выяснить

автобиографический элемент в сонетах Шекспира не представляется возможным.

Ценность шекспировских сонетов - не в их биографическом смысле, а в огромном

идейно-художественном содержании, облеченном в удивительную по гармоничности

форму. Это делает сонеты Шекспира одним из высших образцов

западноевропейской поэзии XVI-XVII веков.

Драматургическое наследие Шекспира неизмеримо значительнее. Его пьесы

(общим числом 37) очень разнообразны по своему внутреннему характеру, в

зависимости от времени, когда они были написаны. Мы различаем три периода

творчества Шекспира-драматурга, причем в каждый из этих периодов наблюдается

преобладание определенных жанров.

Первый период (1591-1601) характеризуется глубоким оптимизмом,

господством светлых, жизнерадостных тонов. Сюда прежде всего относится ряд

веселых и живописных комедий, нередко окрашенных тонким лиризмом: "Комедия

ошибок" (1592-1593), {Двойная дата при пьесах объясняется тем, что их легче

датировать не календарным, а театральным годом, длившимся от осени до лета.

Необходимо добавить, что точная датировка некоторых пьес Шекспира очень

затруднительна и колеблется иногда в пределах 2-3 лет. Мы даем даты, которые

нам представляются наиболее вероятными.} "Укрощение строптивой" (1593-1594),

"Два веронца" и "Бесплодные усилия любви" (1594-1595), "Сон в летнюю ночь"

(1595-1596), "Венецианский купец" (1596-1597), "Много шуму из ничего"

(1598-1599), "Как вам это понравится" и "Двенадцатая ночь, или Что угодно"

(1599-1600).

Одновременно с этим Шекспир пишет серию своих хроник (исторических пьес

на сюжеты из недавнего национального прошлого): три части "Генриха VI"

(1590-1592), "Ричард III" (15921593), "Ричард II" (1595-1596), "Король Джон&

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...