Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пассивная политика занятости




Пассивная политика занятости

 


Введение

занятость пассивный экономика

Структурная перестройка экономики привела к высвобождению работников из различных сфер экономической деятельности и тем самым к появлению безработицы. Увеличиваются не только открытые формы безработицы, но и скрытая безработица растет за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, а также находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день и т.п. В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытых форм составляет 10-15%.

В этих условиях резко возрастает роль государства в достижении наиболее полной и эффективной занятости как важнейшей социальной гарантии. Центральным направлением стабилизации общества и эффективного развития экономики на основе научного и социального прогресса становится формирование адекватной системы управления во всех сегментах экономики [19, с. 56].

Особую значимость для России государственное регулирование приобретает в настоящее время в период: экономических реформ, глобализации экономики, международного финансового кризиса и в условиях разграничения полномочий органов государственной власти всех уровней.

Стержнем современной системы управления является стратегическое планирование на основе программно-целевого подхода. Использование целевого подхода способствует поддержанию необходимых пропорций между спросом и предложением на рынке труда, поскольку с его помощью обеспечивается согласование целенаправленных действий по регулированию безработицы на основе применения активных и пассивных мероприятий. Данный подход зарекомендовал себя как один из самых действенных инструментов современного менеджмента.

В то же время в результате использования программно-целевого метода в управлении рынком труда и занятостью возник ряд проблем, решение которых зависит от уровня разработки программ содействия занятости и эффективности работы служб занятости населения, как проводников политики занятости.

Это относится к обоснованности тактического и стратегического выбора активных и пассивных мер по регулированию безработицы.

Активная политика на рынке труда предусматривает совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы в стране.

Активная политика занятости включает: осуществление мероприятий по созданию новых рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение профессиональной квалификации безработных; активный поиск и подбор для безработных подходящих должностей; субсидирование создания новых рабочих мест; организацию рабочих мест для безработных через систему общественных работ; проведение мер по предупреждению увольнений работников [25, с. 64].

Пассивная политика в области занятости направлена на сглаживание негативных последствий безработицы. Пассивная политика на рынке труда предполагает следующие действия: выплату пособий по безработице; оказание материальной помощи безработным; осуществление доплат на иждивенцев; выдачу малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости; организацию питания безработных в специальных столовых.

Актуальность темы состоит в исследовании роли государства в повышении эффективности занятости населения.

Многие важнейшие теоретические и методологические проблемы осуществления политики занятости остаются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей разработке.

В настоящее время в большинстве стран мира центр тяжести в решении проблемы занятости смещается в сторону усиления активных мер. Но нельзя отказываться от пассивной политики в области занятости [25, с. 66].

Исследованию данных направлений в области политики занятости посвящены научные работы таких ученых, как Ю. Аверьянова [8], В.С. Буланова [12], А. Виссарионова [15], А. Дадашева [18], Л.М. Низовой [22, 23].

Многие важнейшие теоретические и методологические проблемы осуществления политики занятости остаются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей разработке. Актуальность темы состоит в исследовании роли государства в повышении эффективности занятости населения.

Объектом исследования является формирование занятости населения в условиях новой России, а предметом - формы и методы государственного регулирования (пассивная политика занятости).

Цель исследования состоит в изучении особенностей осуществления пассивной политики занятости в российских экономических условиях.

В соответствии с целью исследования в работе ставились и решались следующие задачи:

-  уточнить содержание понятий «политика занятости», «активная и пассивная политика занятости»;

-  раскрыть содержание процесса регулирования рынка труда;

-  проанализировать динамику занятости и безработицы;

-  обосновать систему пассивных мер политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения и списка использованной литературы, включающего 27 наименований.

 


Сущность политики занятости

Виды политики занятости

 

Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости [15, с. 19].

Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают: Конституция Российской Федерации; Кодекс законов о труде Российской Федерации; Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.; Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.; Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года; Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.; Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. и др. [15, с. 22].

Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении мероприятий, оказывающих воздействие на развитие занятости, руководствуются Концепцией действий на рынке труда на 2008-2010 гг., одобренной Правительством Российской Федерации 15 августа 2008 г. [5]. В этом документе определены предпосылки разработки концепции, включая вопросы социально-экономического развития Российской Федерации и перспективы его ускорения, перспективные демографические тенденции, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В Концепции определена стратегическая цель государственной политики в области регулирования рынка труда - это создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения. При этом основными задачами являются:

) содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

) обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

) обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

) содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации [20, с. 125].

Реализация этих задач должна обеспечиваться через повышение эффективности рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий, модернизации механизмов и внедрение инновационных методов государственного регулирования занятости населения.

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - это:

-  совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

-  мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

-  обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

-  активный поиск и подбор рабочих мест;

-  финансирование создания новых рабочих мест;

-  организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы:

выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты - социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.

Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест [16, с. 88].

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

 

Пассивная политика занятости

 

Переходя к рассмотрению мер социальной защиты людей, пострадавших от безработицы (пассивной политики занятости), заметим, что и здесь крайне важна осмотрительность правительства - при определении форм и размеров социальной защиты (пособий по безработице, гарантированного минимума заработной платы и т.п.), а также способов ее распределения. Всякая социальная политика дает реальный эффект лишь в случае, если она строится на основе действительных экономических возможностей общества, исключая ускорение инфляции и рост институциональной безработицы (зарплата должна в любом случае оставаться главным стимулом к труду).

Пособие по безработице - это возмещение утраты работником заработка в связи с вынужденной временной потерей работы на период поиска нового рабочего места [25, с. 150].

Пособия по безработице преследуют две основные цели - стабилизацию потребления и стабилизацию занятости. Поскольку работники, как правило, не могут правильно оценить вероятность потери работы, а следовательно, не прибегают к «самострахованию» (накопление средств «на черный день»), государство препятствует резкому падению уровня потребления через введение обязательного страхования. Предполагается, что пособия по безработице могут облегчить трудоустройство, так как высвобождают время на поиск новой работы. С этой точки зрения, задача системы пособий и одновременно критерий ее эффективности (как и других программ поддержки безработных) - повышение вероятности выхода из состояния безработицы (сокращение ее продолжительности или периода поиска работы).

Двойственная (социальная и экономическая) роль пособий порождает опасность: человек, получающий пособие, удовлетворится им и не будет искать постоянную работу, либо интенсивность поиска будет недостаточной. По этой причине принципиально важно, что пособия по безработице не могут рассматриваться как единственное или главное средство возвращения к работе. Они лишь создают временную и материальную возможность для поиска работы. Поэтому конечная результативность пособий непосредственно связана с наличием навыков самостоятельного поиска рабочего места у безработных, развития систем информирования о вакансиях, других программ и услуг службы занятости, направленных на снятие квалификационных и других препятствий на пути возвращения к работе.

Необходимость связи между материальной поддержкой безработных и активными программами основывается на существовании зависимости между размером пособия, периодом его получения и продолжительностью безработицы. Высокий уровень пособий позволяет получателю быть более избирательным в подборе нового места работы и снижать интенсивность его поиска. Считается, что 10-процентное повышение возмещения увеличивает продолжительность безработицы на 5%. По этой причине повышение размера пособия (уровня возмещения) оправдано при адекватном росте интенсивности поиска работы. Так же можно указать на то, что в период роста безработицы и ограниченного числа вакансий эффект от повышения размера пособия снижается, так как конкуренция уменьшает вероятность подбора хорошей вакансии, а граждане снижают интенсивность поиска. Продление потенциального периода выплаты пособий также может увеличить длительность безработицы, а мягкие условия их предоставления могут оказать эффект, противоположный цели стабилизации занятости [25, с. 151].

Эффективная система пособий по безработице балансирует цели стабилизации потребления и занятости за счет регламентации трех основных компонентов: критериев получения права на пособие; уровня возмещения потерянного заработка; ограничения потенциального периода получения пособия.

Государственная социальная помощь безработным должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какому классу безработных относится человек: пособия по безработице не должны поступать ни к добровольным безработным, ни к представителям фрикционной безработицы. Их могут получать только вынужденные безработные.

Социальная поддержка безработных включает следующие меры:

-  компенсации незанятым за потерю работы, которые в дальнейшем (в США через 26 недель) сменяются пособиями по безработице. Данное пособие получают лица, зарегистрированные на бирже труда, ведущие более или менее активный поиск работы, имеющие определенный стаж работы и вносившие соответствующее время страховые взносы.

Фонд страхования по безработице формируется из 3 источников: обязательные взносы предпринимателей в бюджет; взносы работников; средства налогоплательщиков, аккумулируемые в бюджете.

-  помощь по безработице. Во Франции - твердая ставка, в ФРГ - доля прежнего заработка (56-58%). В США, Японии и многих других странах такая помощь отсутствует.

Если безработные не получают ни пособие, ни помощь (или срок получения истек), то государство может выдать еще некоторые денежные средства, оплатить пользование безработными общественным транспортом, частично погасить квартплату и т.д.

Положительная сторона страхования по безработице заключается в том, что она создает у рабочих уверенность в получении определенного дохода. Кроме того, позволяя рабочим отказываться от непривлекательной работы, эта политика способствует установлению более точного соответствия между характеристиками рабочей силы и структурой рабочих мест (некоторые вакансии без привлечения дешевой рабочей силы иммигрантов просто невозможно заполнить). В то же время эмпирическими исследованиями доказано, что развитие системы страхования по безработице сопровождается ростом институциональной безработицы.

Исторический пример: безработица в Великобритании между двумя мировыми войнами постоянно находилась на высоком уровне - от 9 до 14% активного населения. Изучавшие ее причины экономисты высказали идею о том, что одна из главных причин этого состоит в щедрых пособиях по безработицы. Аргументы: увеличение выплат данных пособий с 1920 по 1938 гг. сопровождалось ростом уровня безработицы; уровень безработицы среди подростков, которые получали меньшие пособия или вообще их не получали, был гораздо ниже, чем среди взрослого населения; когда в 1932 г. пособия замужним женщинам были снижены, уровень безработицы среди них заметно упал [26, с. 31].

Однако связь между размером пособий по безработице и уровнем безработицы является, скорее всего, взаимной, причем одно направление такой взаимосвязи отражает экономическую сторону проблемы (чем больше размер пособия, тем больше вероятность того, что безработный откажется от непривлекательного рабочего места, что способствует росту уровня безработицы), а другое - политическую сторону (чем выше уровень безработицы, тем большее воздействие она оказывает на политиков, склонных - особенно перед выборами - увеличивать размеры пособий).

Эмпирические исследования показывают, что по истечении установленного срока получения пособия вероятность нахождения безработным рабочего места резко возрастает.

Эксперимент в штате Иллинойс в 1985 г. - состоявший в выплате вознаграждения в 500 $ тем из безработных, которые найдут работу до истечения установленного срока выплаты пособия - подтвердил то интуитивно угадываемое обстоятельство, что страхование по безработице искусственно увеличивает ее уровень [26, с. 32].

Поэтому экономисты, изучающие вопросы страхования по безработице, часто предлагают пути реформирования этой системы для сокращения числа безработных. Одно из распространенных предложений состоит в требовании, чтобы фирма, увольняющая рабочего, уплачивала за него пособие по безработице в полном объеме. Внедрение такой системы стопроцентной компенсации позволило бы достичь соответствия между взносами каждой фирмы на страхование по безработице и масштабами безработицы, переживаемой ее собственными рабочими. Пока же большинство действующих программ основано на системе лишь частичной компенсации фирмой затрат правительства на выплату пособий по безработице.

Большое значение имеет работа службы занятости.

К основным направлениям пассивных программ относятся:

-  регистрация граждан, обратившихся в поисках работы;

-  определение статуса безработного;

-  изучение конъюнктуры рынка труда;

-  формирование банка вакансий;

-  тестирование граждан, желающих получить работу или профессию;

-  социальная поддержка безработных в период активного поиска работы: выплата пособий по безработице, оказание материальной помощи, выплата стипендий, досрочных пенсий [23, с. 177].

Такие же неоднозначные вопросы, как выплата пособий по безработице, вызывает выплата досрочных пенсий.

Основная цель программы досрочного (за 2 года до обычного срока) выхода на пенсию - расширить возможности работников более молодых возрастов по поиску рабочего места за счет их освобождения участниками программы, а также снизить численность безработных старших возрастов за счет вывода из рабочей силы работников, не имеющих перспективы на рынке труда. В силу того, что данная программа имеет цели, отличные от программ обучения, оценка влияния досрочного выхода на пенсию также обладает рядом особенностей.

Особых сомнений в позитивном влиянии досрочного выхода на пенсию на индивидуальном уровне сомнений не вызывает, хотя бы в силу того, что участник этой программы, получая пенсию в обычном размере, как правило, повышает и уровень своих доходов.

Влияние программы на групповом уровне и на рынок труда в целом оценить более сложно. Ключевые направления такой оценки могут быть следующие. Во-первых, насколько ощутим эффект снижения давления на имеющиеся вакансии за счет выхода работников на досрочную пенсию для всех зарегистрированных незанятых. Во-вторых, насколько весом это же эффект для всех безработных предпенсионного возраста.

Таким образом, в целом пассивная политика занятости является несравненно менее результативной, нежели активная, так как она нацелена не на устранение причин безработицы, а лишь на борьбу с ее следствиями.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...