Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры по совершенствованию пассивной политики занятости




 

В Республике Марий Эл главное внимание уделяется смягчению ситуации на рынке труда и обеспечению равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Для этого были приняты нижеследующие практические меры:

·   на заседании коллегии Департамента ежеквартально рассматриваются вопросы хода реализации Программы содействия занятости населения;

·   в целях повышения ответственности центров занятости населения на заседании коллегии заслушиваются отчеты директоров;

·   проводится мониторинг «Рынок труда и занятость населения в Республике Марий Эл»;

·   в рамках социального партнерства во всех городах и районах проводятся семинары-совещания с работодателями и их кадровыми службами. Разработаны методические рекомендации «В помощь администрациям муниципальных образований и органам местного самоуправления по вопросам занятости населения»;

·   расширен круг заинтересованных органов и организаций, с которыми заключены договоры на проведение общественных работ и временной занятости подростков;

·   совместно с Министерством экономического развития промышленности и торговли республики проводится мониторинг в населенных пунктах с высоким уровнем безработицы, итоги которого рассматриваются на заседании республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

·   проводится мониторинг состояния занятости на предприятиях военно-промышленного комплекса;

·   по инициативе Департамента территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл ежегодно делаются расчеты экономически активного населения, занятых и общей численности безработных в разрезе муниципальных образований;

·   регулярно проводится мониторинг ситуации на отрытом рынке труда, состояния занятости и неполной занятости, движения трудовых ресурсов [24, с. 86-87].

Кроме вышеперечисленных внутренних факторов, на рынок труда, как подсистему рыночной экономики, оказывают значительное влияние внешние факторы: экономические, социальные и демографические. В последние годы отмечается некоторый рост основных показателей социально-экономического развития по производству промышленной продукции, сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий, оборота розничной торговли, общий объем услуг связи, роста денежных доходов населения, заработной платы и инвестиций в основной капитал. Это позволяет ежегодно принимать на дополнительно введенные рабочие места от 3 до 5 тыс. человек. Наибольшее число принятых на дополнительно введенные рабочие места в следующих отраслях экономики: связи, промышленности, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве. В территориальном разрезе: в г. Йошкар-Оле, г. Звенигово и Медведевском районе [24, с. 87].

Вышеназванные проблемы определили направления действий органов службы занятости республики, главными из которых являются:

. Реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. Главный путь борьбы с бедностью - это повышение уровня занятости населения.

. Реализация основных положений Концепции действий на рынке труда, одобренной Правительством Российской Федерации.

. Выполнение Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл и Подпрограммы содействия занятости населения в населенных пунктах с высоким уровнем безработицы [22, с. 123].

 

Таблица 5 - Социальный состав безработных в Республике Марий Эл

Наименование показателей На 1.01.07 всего, % В том числе на селе На 1.01.08 всего, % В том числе на селе На 1.01.09 всего, % В том числе на селе
1. По социальному составу            
молодежь 16-29 лет 26,0 19,0 22,2 15,2 17,4 13,0
женщины 71,2 71,0 68,3 72,2 69,0  
2. По месту жительства            
город 69,6   679   70,0  
село 30,4   32,1   30,0  
3. По возрасту            
18-24 лет 23,7 18,2 17,7 12,8 9,6 6,6
25-29 лет 8,6 7,2 7,3 6,1 7,7 6,3
предпенсионного возраста 21,9 22,1 10,6 10,4 12,8 12,8
других возрастов 52,1 58,9 67,3 74,4 69,8 74,2
4. По образованию            
высшее, н. высшее 17,8 10,7 19,0 10,8 21,7 13,1
среднее профессиональное 24,1 20,9 23,3 21,0 24,0 21,4
начальное профессиональное 21,9 24,6 21,7 23,5 20,9 22,6
среднее общее 9,3 11,2 7,6 11,0 25,9 32,8
не имеющ. ср. образования 12,0 15,5 9,8 12,8 1,1
5. По причинам незанятости            
уволившиеся по собственному желанию 21,4 11,2 21,8 13,2 22,7 11,4
уволенные за нарушение трудовой дисциплины 0,1 0,0 0,1 0,0 0,2 0,2
высвобожденные по сокращению штатов 26,3 31,9 25,5 29,8 32,1 43,7
освобожденные из мест лишения свободы 0,2 0,0 0,2 0,2 0,2 0,3
выпускники общеобразовательных школ 1,8 1,3 1,3 0,5    
выпускники высших учебных заведений 1,7 0,5 1,2 0,8 од 0,3
выпускники средних спец. учебных заведений 1,6 0,9 1,1 0,6 од 0,1
выпускники проф.-технич. учебных заведений 0,8 0,7 0,8 0,7 0,0 0,1
Имеющие длит, перерыв в работе 22,8 30,5 26,0 34,5 19,7 26,7

 

На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что в ближайшее время на развитие рынка труда окажут воздействие следующие факторы:

·   последствия мирового финансово-экономического кризиса;

·   увеличение численности населения трудоспособного возраста;

·   сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;

·   недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения;

·   сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

·   рост напряженности на рынке труда в сельской местности;

·   сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан;

·   дополнительная потребность в трудоустройстве специфичной возрастной и профессиональных категорий граждан в результате реформирования (сокращения) Вооруженных Сил;

·   введение альтернативной гражданской службы;

·   сокращение объемов финансирования активных форм занятости;

·   финансовое оздоровление (банкротство) неплатежеспособных предприятий [22, с. 145].

Для более объективной оценки результатов осуществления переданных полномочий Российской Федераций в области содействия занятости населения проанализировано внедрение административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В соответствии с данным регламентом социальными выплатами, на которые безработные граждане имеют право, являются:

·   пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, в период участия безработных граждан в общественных работах (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости населения, которые считаются согласно абзацу второму ст. 2 Закона о занятости населения занятыми и которым согласно абзацу второму п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного);

·   стипендию в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения), в том числе в период временной нетрудоспособности. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения по направлению государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) может оказываться материальная помощь [24, с. 101].

Органами службы занятости населения Республики Марий Эл проводится целенаправленная работа по внедрению вышеназванного административного регламента. Все социальные выплаты безработном гражданам осуществляются своевременно и в полном объеме, задолженности по социальным выплатам перед безработными гражданами нет.

Для лучшего сравнения и восприятия результатов социальной поддержки безработных проанализируем их в динамике,) сделав акцент на 2006 г. (последний год до внедрения регламента) и 2007 г. (первый год работы в соответствии с регламентом). Динамика численности получателей государственных услуг по социальным выплатам представлена в таблице 7 [24, с. 101-102].

 

Таблица 7 - Показатели получателей государственных услуг по осуществлению социальных выплат, человек

№ п/п Направления социальной господдержки 2006 г. 2007 г. Изменения (+,-)
1 Численность получающих пособие по безработице (в среднемесячном исчислении) 4687 3514 - 1173
2 Численность получающих стипендию 1557 1584 +27
3 Численность получающих материальную помощь 230 302 +72
4 Численность граждан получающих досрочные пенсии (на начало года) 201 215 + 14

 

На социальную поддержку в 2007 г. израсходовано 70249,9 тыс. руб. (в 2006 г. - 81228,9 тыс. руб.), в том числе: на выплату пособий - 58047,1 тыс. руб. (2006 г. - 76083,3 тыс. руб.), материальной помощи - 228,2 тыс. руб. (2006 г. - 122,9 тыс. руб.), досрочных пенсий - 6791,5 тыс. руб. (2006 г. - 5022,7 тыс. руб.) и стипендий - 4869,2 тыс. руб. (2006 г. - 4583,2 тыс. руб.).

Освоение средств федерального бюджета, направленных на социальную поддержку безработных граждан, представлено в таблице 8 [24, с. 102].

 

Таблица 8 - Социальная поддержка безработных граждан (за счет субвенций федерального бюджета)

№ стр. Направления социальной поддержки 2006 г. 2007 г. Изменения (+,-)
1 Израсходовано всего, тыс. руб. 81228,92 70249,9 -10979,02
1.1 в том числе: пособия по безработице 76083,33 58047,1 -18036,23
1.2, материальная помощь 122,94 228,2 + 100,12
1.3 досрочные пенсии 5022,65 6791,5 +1768,85
1.4 стипендии 4583,2 4869,2 +286,00
1.5 на оплату% банку 399,93 313,9 -372,03
2 Средний размер социальных выплат, руб.:      
2.1 пособия по безработице 1277,4 1214,0 -63,40
2.2 досрочные пенсии 2393,4 2739,3 +345,90
2.3 стипендии на профобучение 912,8 923,8 +11,00

 

Из общей суммы субвенций федерального бюджета на социальную поддержку безработных в 2007 г. направлено 44,6% (2006 г. - 65,7%), в том числе на выплату пособий по безработице и досрочных пенсий - 41,3% (в 2006 г. - 51,3%) и стипендии - 3,09% (2006 г. - 2,89%).

В связи со снижением уровня регистрируемой безработицы с 1,41% на 1.01.2007 г. до 1,0% на 1.01.2008 г., уменьшились объемы средств субвенций из федерального бюджета, направляемые на социальные выплаты. Количество граждан, поставленных на учет за год сократилось с 14597 до 11689 человек, соответственно уменьшилось число безработных граждан, получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении с 4687 человек на 01.01.2007 г. до 3514 человек на 01.01.2008 года. Уменьшился и средний размер пособия по безработице с 1277,4 рублей в 2006 г. до 1214,0 рублей в 2007 году. Снижение произошло из-за увеличения доли безработных граждан получающих пособие по безработице в минимальном размере, которая составила 65,5% (в 2006 г. 60,8%), а доля безработных граждан, уволенных по собственному желанию без уважительных причин в общем количестве безработных граждан, получающих пособие составила 22,6% (в 2006 г. - 27,2%) [24, с. 103].

В 2007 г. оформлено на досрочную пенсию 208 человек (в 2006 г. 209 человек), получали досрочную пенсию по состоянию на 01.01.2008 г. 215 человек (на 01.01.2007 г. - 201 человек). Доля безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию в 2007 г. составляет 1,8% (в 2006 г. - 3,9%). Средний размер досрочной пенсии составил 2739,3 рубля (в 2006 г. этот показатель равнялся 2393,4 рубля).

В 2007 г. выплачено стипендии 1584 гражданам, направленным на профобучение органами службы занятости населения. Средний размер стипендии составил 923,8 рубля (в 2006 г. - 912,8 рубля).

Численность безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказана материальная помощь составила 302 человека (в 2006 г. - 230 человек) и 1018 граждан ее получили в период прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения.

Таким образом, итоги реализации вышеназванного административного регламента показали:

. Численность получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении снизилась на 35%, а численность безработных уменьшилась на 24,2%.

. Увеличилось число безработных граждан получающих пособие в минимальном размере (65,5% против 60,8%).

. Возрастает среднемесячный размер досрочной пенсии и стипендии в период профессионального обучения, в то же время незначительно снижается средний размер пособия по безработице (-63,4 руб.).

. Снизилась доля безработных, оформленных на досрочную пенсию с 3,9% в 2006 г. до 1,8% в 2007 году.

. Уменьшились объемы федеральных субвенций на выплату пособия почти на 11 млн рублей.


Заключение

 

Государственное управление регулированием занятости осуществляется на трех уровнях: федеральный, региональный, муниципальный. Главными предпосылками для усиления государственного регулирования занятости населения являются: макроэкономические факторы и реализация национальных проектов, демографические изменения и снижение численности населения трудоспособного возраста, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы.

Приоритетными направлениями государственного регулирования занятости в условиях транзитивной экономики разграничения полномочий должны стать:

на федеральном уровне - совершенствование нормативно-правового регулирования, стратегического планирования, контроля и надзора за осуществлением переданных полномочий в области содействия занятости населения;

на региональном уровне - координация территориальных программ содействия занятости населения с региональными программами социально-экономического развития, повышение эффективности и качества государственных услуг по содействию в трудоустройстве и конкурентоспособности безработных и незанятых граждан;

на муниципальном уровне - участие в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поисках работы и временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

Двойственная роль пассивной политики порождает опасность: человек, получающий пособие, удовлетворится им и не будет искать постоянную работу, либо интенсивность поиска будет недостаточной. По этой причине принципиально важно, что пособия по безработице не могут рассматриваться как единственное или главное средство возвращения к работе.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: (публ. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. п. 7-ФКЗ) // Рос. газета. - 2009. - 21 января.

.   О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 32 с.

.   Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2003-2006 годы / Департамент ФГСЗН по РМЭ. - Йошкар-Ола, 2004. - 138 с.

.   Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2007-2009 годы / Департамент ГСЗН РМЭ. - Йошкар-Ола, 2007. - 70 с.

.   Концепция государственной политики занятости населения Республики Марий Эл / Департамент ФГСЗН по РМЭ. - Йошкар-Ола, 1998. - 26 с.

.   Конституция Республики Марий Эл: по сост. на 10.02.2009 г. - Йошкар-Ола, 2009. - 30 с.

.   Трудовой кодекс Российской Федерации: по сост. на 5 апреля 2009 года: офиц. текст. - М.: Юрайт, 2009. - 227 с. - (Сер. «Правовая библиотека»).

.   Аверьянов, Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Ю. Аверьянов, И. Калашникова // Человек и труд. - 2005. - №5. - С. 45-49.

.   Агитаев, Е.В. Проблемы занятости населения: этнорегиональный аспект / Е.В. Агитаев // Регионология. - 2000. - №2.

.   Ананьев, А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А. Ананьев // Вопросы экономики. - 1995. - №5. - С. 39-47.

.   Бочарова, И. Программы содействия занятости / И. Бочарова // Экономист. - 2005. - №5. - С. 77-83.

.   Буланов, B.C. Современные проблемы занятости и безработицы / B.C. Буланов. - М.: РАГС, 1996.

.   Васильев, В.П. Занятость населения и ее регулирование: учеб, пособие / Map. гoc. ун-т; В.П. Васильев, Л.М. Низова. - Йошкар-Ола, 2003. - 166 с.

.   Викторов, И.С. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения / И.С. Викторов // Трудовое право. - 2004. - №8. - С. 71-75.

.   Виссарионов, А. Особенности государственного регулирования экономики / А. Виссарионов // Проблемы, теории и практика управления. - 1996. - №6. - С. 19-20.

.   Государственное регулирование рыночной экономики / под общ ред. НА. Волгина, В.И. Кушлина, А.Н. Фоловьева. - М.: РАГС, 1998.

.   Государство в переходной экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №2. - С. 20-31.

.   Дадашев, А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации: региональный аспект / А. Дадашев // Вопросы экономики. - 1993. - №12. - С. 80-85.

.   Зущина, Г.М. Занятость и безработица на рынке труда России / Г.М. Зущина, P.M. Султанова. - М.: АТиСО, 1996.

.   Малахов, С.А. Когда необходимо вмешательство государству / С.А. Малахов // ЭКО. - 1998. - №9. - С. 123-137.

.   Население и трудовые ресурсы / сост. А.П. Новицкий и др. - М.: Мысль, 1990. - 338 с.

.   Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование Ч 1. Население и занятость: учеб. пособие / Л.М. Низова. - Йошкар-Ола: MaрГТУ, 2008. - 232 с.

.   Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование. Ч. 2. Рынок труда и безработица: учеб. пособие / Л.М. Низова. - Йошкар-Ола: MapГТУ, 2009. - 340 с.

.   Низова, Л.М. Государственное регулирование занятости населения в транзитивной экономике / Л.М. Низова. - Йошкар-Ола, 2009. - 280 с.

.   Прокопов, Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда / Ф.Т. Прокопов. - М., 1999. - 311 с.

.   Семенов, А.С. Макроэкономический прогноз занятости / А.С. Семенов // Человек и труд. - 1996. - №1. - С. 30-37.

.   Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин // Вопросы экономики. - 1997. - №6. - С. 135-140.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...