Меры по совершенствованию пассивной политики занятости
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В Республике Марий Эл главное внимание уделяется смягчению ситуации на рынке труда и обеспечению равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Для этого были приняты нижеследующие практические меры: · на заседании коллегии Департамента ежеквартально рассматриваются вопросы хода реализации Программы содействия занятости населения; · в целях повышения ответственности центров занятости населения на заседании коллегии заслушиваются отчеты директоров; · проводится мониторинг «Рынок труда и занятость населения в Республике Марий Эл»; · в рамках социального партнерства во всех городах и районах проводятся семинары-совещания с работодателями и их кадровыми службами. Разработаны методические рекомендации «В помощь администрациям муниципальных образований и органам местного самоуправления по вопросам занятости населения»; · расширен круг заинтересованных органов и организаций, с которыми заключены договоры на проведение общественных работ и временной занятости подростков; · совместно с Министерством экономического развития промышленности и торговли республики проводится мониторинг в населенных пунктах с высоким уровнем безработицы, итоги которого рассматриваются на заседании республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; · проводится мониторинг состояния занятости на предприятиях военно-промышленного комплекса; · по инициативе Департамента территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл ежегодно делаются расчеты экономически активного населения, занятых и общей численности безработных в разрезе муниципальных образований;
· регулярно проводится мониторинг ситуации на отрытом рынке труда, состояния занятости и неполной занятости, движения трудовых ресурсов [24, с. 86-87]. Кроме вышеперечисленных внутренних факторов, на рынок труда, как подсистему рыночной экономики, оказывают значительное влияние внешние факторы: экономические, социальные и демографические. В последние годы отмечается некоторый рост основных показателей социально-экономического развития по производству промышленной продукции, сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий, оборота розничной торговли, общий объем услуг связи, роста денежных доходов населения, заработной платы и инвестиций в основной капитал. Это позволяет ежегодно принимать на дополнительно введенные рабочие места от 3 до 5 тыс. человек. Наибольшее число принятых на дополнительно введенные рабочие места в следующих отраслях экономики: связи, промышленности, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве. В территориальном разрезе: в г. Йошкар-Оле, г. Звенигово и Медведевском районе [24, с. 87]. Вышеназванные проблемы определили направления действий органов службы занятости республики, главными из которых являются: . Реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. Главный путь борьбы с бедностью - это повышение уровня занятости населения. . Реализация основных положений Концепции действий на рынке труда, одобренной Правительством Российской Федерации. . Выполнение Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл и Подпрограммы содействия занятости населения в населенных пунктах с высоким уровнем безработицы [22, с. 123].
Таблица 5 - Социальный состав безработных в Республике Марий Эл
На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что в ближайшее время на развитие рынка труда окажут воздействие следующие факторы: · последствия мирового финансово-экономического кризиса; · увеличение численности населения трудоспособного возраста; · сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом; · недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения; · сохранение высокого уровня неэффективной занятости; · рост напряженности на рынке труда в сельской местности; · сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан;
· дополнительная потребность в трудоустройстве специфичной возрастной и профессиональных категорий граждан в результате реформирования (сокращения) Вооруженных Сил; · введение альтернативной гражданской службы; · сокращение объемов финансирования активных форм занятости; · финансовое оздоровление (банкротство) неплатежеспособных предприятий [22, с. 145]. Для более объективной оценки результатов осуществления переданных полномочий Российской Федераций в области содействия занятости населения проанализировано внедрение административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В соответствии с данным регламентом социальными выплатами, на которые безработные граждане имеют право, являются: · пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, в период участия безработных граждан в общественных работах (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости населения, которые считаются согласно абзацу второму ст. 2 Закона о занятости населения занятыми и которым согласно абзацу второму п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного); · стипендию в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения), в том числе в период временной нетрудоспособности. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения по направлению государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) может оказываться материальная помощь [24, с. 101].
Органами службы занятости населения Республики Марий Эл проводится целенаправленная работа по внедрению вышеназванного административного регламента. Все социальные выплаты безработном гражданам осуществляются своевременно и в полном объеме, задолженности по социальным выплатам перед безработными гражданами нет. Для лучшего сравнения и восприятия результатов социальной поддержки безработных проанализируем их в динамике,) сделав акцент на 2006 г. (последний год до внедрения регламента) и 2007 г. (первый год работы в соответствии с регламентом). Динамика численности получателей государственных услуг по социальным выплатам представлена в таблице 7 [24, с. 101-102].
Таблица 7 - Показатели получателей государственных услуг по осуществлению социальных выплат, человек
На социальную поддержку в 2007 г. израсходовано 70249,9 тыс. руб. (в 2006 г. - 81228,9 тыс. руб.), в том числе: на выплату пособий - 58047,1 тыс. руб. (2006 г. - 76083,3 тыс. руб.), материальной помощи - 228,2 тыс. руб. (2006 г. - 122,9 тыс. руб.), досрочных пенсий - 6791,5 тыс. руб. (2006 г. - 5022,7 тыс. руб.) и стипендий - 4869,2 тыс. руб. (2006 г. - 4583,2 тыс. руб.). Освоение средств федерального бюджета, направленных на социальную поддержку безработных граждан, представлено в таблице 8 [24, с. 102].
Таблица 8 - Социальная поддержка безработных граждан (за счет субвенций федерального бюджета)
Из общей суммы субвенций федерального бюджета на социальную поддержку безработных в 2007 г. направлено 44,6% (2006 г. - 65,7%), в том числе на выплату пособий по безработице и досрочных пенсий - 41,3% (в 2006 г. - 51,3%) и стипендии - 3,09% (2006 г. - 2,89%). В связи со снижением уровня регистрируемой безработицы с 1,41% на 1.01.2007 г. до 1,0% на 1.01.2008 г., уменьшились объемы средств субвенций из федерального бюджета, направляемые на социальные выплаты. Количество граждан, поставленных на учет за год сократилось с 14597 до 11689 человек, соответственно уменьшилось число безработных граждан, получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении с 4687 человек на 01.01.2007 г. до 3514 человек на 01.01.2008 года. Уменьшился и средний размер пособия по безработице с 1277,4 рублей в 2006 г. до 1214,0 рублей в 2007 году. Снижение произошло из-за увеличения доли безработных граждан получающих пособие по безработице в минимальном размере, которая составила 65,5% (в 2006 г. 60,8%), а доля безработных граждан, уволенных по собственному желанию без уважительных причин в общем количестве безработных граждан, получающих пособие составила 22,6% (в 2006 г. - 27,2%) [24, с. 103].
В 2007 г. оформлено на досрочную пенсию 208 человек (в 2006 г. 209 человек), получали досрочную пенсию по состоянию на 01.01.2008 г. 215 человек (на 01.01.2007 г. - 201 человек). Доля безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию в 2007 г. составляет 1,8% (в 2006 г. - 3,9%). Средний размер досрочной пенсии составил 2739,3 рубля (в 2006 г. этот показатель равнялся 2393,4 рубля). В 2007 г. выплачено стипендии 1584 гражданам, направленным на профобучение органами службы занятости населения. Средний размер стипендии составил 923,8 рубля (в 2006 г. - 912,8 рубля). Численность безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказана материальная помощь составила 302 человека (в 2006 г. - 230 человек) и 1018 граждан ее получили в период прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения. Таким образом, итоги реализации вышеназванного административного регламента показали: . Численность получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении снизилась на 35%, а численность безработных уменьшилась на 24,2%. . Увеличилось число безработных граждан получающих пособие в минимальном размере (65,5% против 60,8%). . Возрастает среднемесячный размер досрочной пенсии и стипендии в период профессионального обучения, в то же время незначительно снижается средний размер пособия по безработице (-63,4 руб.). . Снизилась доля безработных, оформленных на досрочную пенсию с 3,9% в 2006 г. до 1,8% в 2007 году. . Уменьшились объемы федеральных субвенций на выплату пособия почти на 11 млн рублей. Заключение
Государственное управление регулированием занятости осуществляется на трех уровнях: федеральный, региональный, муниципальный. Главными предпосылками для усиления государственного регулирования занятости населения являются: макроэкономические факторы и реализация национальных проектов, демографические изменения и снижение численности населения трудоспособного возраста, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы. Приоритетными направлениями государственного регулирования занятости в условиях транзитивной экономики разграничения полномочий должны стать: на федеральном уровне - совершенствование нормативно-правового регулирования, стратегического планирования, контроля и надзора за осуществлением переданных полномочий в области содействия занятости населения; на региональном уровне - координация территориальных программ содействия занятости населения с региональными программами социально-экономического развития, повышение эффективности и качества государственных услуг по содействию в трудоустройстве и конкурентоспособности безработных и незанятых граждан; на муниципальном уровне - участие в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поисках работы и временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу. Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. Двойственная роль пассивной политики порождает опасность: человек, получающий пособие, удовлетворится им и не будет искать постоянную работу, либо интенсивность поиска будет недостаточной. По этой причине принципиально важно, что пособия по безработице не могут рассматриваться как единственное или главное средство возвращения к работе. Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: (публ. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. п. 7-ФКЗ) // Рос. газета. - 2009. - 21 января. . О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 32 с. . Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2003-2006 годы / Департамент ФГСЗН по РМЭ. - Йошкар-Ола, 2004. - 138 с. . Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2007-2009 годы / Департамент ГСЗН РМЭ. - Йошкар-Ола, 2007. - 70 с. . Концепция государственной политики занятости населения Республики Марий Эл / Департамент ФГСЗН по РМЭ. - Йошкар-Ола, 1998. - 26 с. . Конституция Республики Марий Эл: по сост. на 10.02.2009 г. - Йошкар-Ола, 2009. - 30 с. . Трудовой кодекс Российской Федерации: по сост. на 5 апреля 2009 года: офиц. текст. - М.: Юрайт, 2009. - 227 с. - (Сер. «Правовая библиотека»). . Аверьянов, Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Ю. Аверьянов, И. Калашникова // Человек и труд. - 2005. - №5. - С. 45-49. . Агитаев, Е.В. Проблемы занятости населения: этнорегиональный аспект / Е.В. Агитаев // Регионология. - 2000. - №2. . Ананьев, А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А. Ананьев // Вопросы экономики. - 1995. - №5. - С. 39-47. . Бочарова, И. Программы содействия занятости / И. Бочарова // Экономист. - 2005. - №5. - С. 77-83. . Буланов, B.C. Современные проблемы занятости и безработицы / B.C. Буланов. - М.: РАГС, 1996. . Васильев, В.П. Занятость населения и ее регулирование: учеб, пособие / Map. гoc. ун-т; В.П. Васильев, Л.М. Низова. - Йошкар-Ола, 2003. - 166 с. . Викторов, И.С. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения / И.С. Викторов // Трудовое право. - 2004. - №8. - С. 71-75. . Виссарионов, А. Особенности государственного регулирования экономики / А. Виссарионов // Проблемы, теории и практика управления. - 1996. - №6. - С. 19-20. . Государственное регулирование рыночной экономики / под общ ред. НА. Волгина, В.И. Кушлина, А.Н. Фоловьева. - М.: РАГС, 1998. . Государство в переходной экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №2. - С. 20-31. . Дадашев, А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации: региональный аспект / А. Дадашев // Вопросы экономики. - 1993. - №12. - С. 80-85. . Зущина, Г.М. Занятость и безработица на рынке труда России / Г.М. Зущина, P.M. Султанова. - М.: АТиСО, 1996. . Малахов, С.А. Когда необходимо вмешательство государству / С.А. Малахов // ЭКО. - 1998. - №9. - С. 123-137. . Население и трудовые ресурсы / сост. А.П. Новицкий и др. - М.: Мысль, 1990. - 338 с. . Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование Ч 1. Население и занятость: учеб. пособие / Л.М. Низова. - Йошкар-Ола: MaрГТУ, 2008. - 232 с. . Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование. Ч. 2. Рынок труда и безработица: учеб. пособие / Л.М. Низова. - Йошкар-Ола: MapГТУ, 2009. - 340 с. . Низова, Л.М. Государственное регулирование занятости населения в транзитивной экономике / Л.М. Низова. - Йошкар-Ола, 2009. - 280 с. . Прокопов, Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда / Ф.Т. Прокопов. - М., 1999. - 311 с. . Семенов, А.С. Макроэкономический прогноз занятости / А.С. Семенов // Человек и труд. - 1996. - №1. - С. 30-37. . Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин // Вопросы экономики. - 1997. - №6. - С. 135-140.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|