Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория перцептивных гипотез




Карл Роджерс (1902 – 1987)

Цель каждого человека – достижение аутентичности, что означает следовать своему собственному пути, а не чужим указаниям.

Клиент-центрированная, или личностная терапия.

Фундаментальным компонентом структуры личности является «Я-концепция», формирующаяся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющаяся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения.

Структура «Я-концепции» и отражает понятие личности.

У каждого человека есть свое «истинное я» или его «внутренняя сущность» -- это и есть аутентичность; она является уже полностью развитой и доступностью ему. Потребность в саморазвитии при этом отпадает. Чтобы достичь самоактуализации, человек должен актуализировать свою личность, живя в согласии со своей внутренней сущностью. Это скорее вопрос раскрытия своего истинного «Я», чем его создания.

«… вы можете стать лишь тем, чем ваш природный потенциал позволяет вам стать, и ничем иным».

Каждое направление включает в себя некую антропологическую теорию. Гуманистическая психология предполагает изменение субъекта познания: познавая, я изменяю себя.

Представление о себе – «идеал Я» должно совпадать с представлением реальным о себе.

Человек не создает чего-то, чтобы быть здоровым, он просто расчищает путь для проявления здорового. Принцип: не мешать здоровому. Человек утверждает свою уникальность. У человека нет потребности быть чем-то иным, чем он есть на самом деле. Кризис среднего возраста во многом связан с проблемой нахождения себя среди многих ролей, в которых человек старался походить на кого-то. Нахождение собственной уникальности – проблема кризиса среднего возраста.

Теория личности Роджерса предполагает наличие «феноменального поля», составляющего опыт всей жизни индивида.

Одной из областей этого поля является «Я», включающее отношение к себе и другим людям и сформированные на основе этого отношения ценности. «Я» постоянно оценивает различные области феноменального поля и является наиболее здоровым тогда, когда находится в соответствии с «идеальным Я», то есть когда «Я», каким оно хотело бы быть, максимально совпадает с тем, каково оно есть».

«Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стерты».

Целостность человека – этот тезис сохраняется в том числе и в религиозных концепциях. Ненужность разделения между чувствами и интеллектом.

Недирективная, или клиент-центрированная (личностно-центрированная) терапия, разработанная Карлом Роджерсом, позволяла индивидууму самому определять путь к своему выздоровлению и наиболее полному выражению себя. При таком подходе психотерапевт принимает на себя роль консультанта, а не руководящей инстанции, и предлагает клиенту в процессе его принятия как личности, честность (открытость) и понимание, что позволяет последнему устранить социальные преграды на пути собственного роста. Именно клиент, а не терапевт наделен интуицией, касающейся его собственного роста.

Терапевтические условия:

1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Не просто функции какие-то сошлись. Личность лечит личность. Должен быть акт события личностного.

2. Пациент находится в состоянии несоответствия (я-идеального я-реальному), он уязвим и тревожен.

3. Психотерапевт гармоничен и интегрирован. Это свидетельство того, что для клиента возможно исцеление. Вредно, если терапевт будет считать себя идеальным, что он образчик здоровья… Это уже оценочное отношение.

4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту.

5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту.

6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Клиент должен ощущать, что любое его переживание не отметается.

 

Установка гуманистической психологии: клиента нужно освободить.

 

 

52-53. Формирование и развтиие новых психологических направлений:Когнитивная психология.Миллер,Брунер,Найссер.

 

Влияние гештальт-психологии на возникновение когнитивной психологии: в центре внимания ГП с самого начала стояла организация, структура, связи, активная роль субъекта, а также важная роль восприятия в процессе научения и запоминания.

Жан Пиаже – психология ребенка с позиций исследования стадий когнитивного развития.

Когнитивизм основан на философии немецкого рационализма, согласно которой врожденные способности к организации определяют психические события, а также на картезианском дуализме «разум-тело».

Когниции помещаются именно в нейронной структуре.

Джордж А. Миллер (1920)

Один из основателей когнитивной психологии.

«Язык и общение» (1951) – работа написана на бихевиористских позициях.

«Власть, почести, авторитет, учебники, деньги, -- все в психологии принадлежало представителям бихевиористской школы… Никто всерьез не мог помышлять о противостоянии. Вы бы просто не смогли найти никакой работы».

Совместно с Джеромом Брунером (1915) в 1960 г. создают при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления.

В 1956 г. выпускает свою знаменитую работу «Магическое число семь плюс-минус два». Эта работа является самой читаемой из когнитивных источников и содержит в себе результаты исследований кратковременной памяти.

В 1976 г. – «Язык и восприятие», в ней содержится подробная гипотеза о способе, которым лексическая информация хранится в долгосрочной памяти человека.

В 1986 г. учреждает в Принстонском университете Лабораторию Когнитивистики.

Этот человек, который поднимает проблемы когнитивной психологии. В большей степени является «звездой», которая заявила легитимность направления в связи с образованием лабораторий, институтов. Это означает признание направления, возможность его субсидировать. Признается практическая значимость данного направления.

 

Джером Брунер (1915)

Теория перцептивных гипотез

 

1. Восприятие – это процесс принятия решений. Независимо от характера задачи, стоящей перед индивидом, он (или его нервная система) приходит к решению, что воспринимаемый объект есть та, а не иная вещь окружающего мира. Отрезок оказывается длиннее или короче эталона, конкретный объект – змеей, а не упавшей веткой; неполное слово «л-пит» в контексте «скульптор л-пит голову» – «лепит», а не «лупит».

2. Процесс принятия решений при восприятии предполагает использование различительных признаков, как любой процесс принятия решений. Другими словами, свойства входных раздражителей дают возможность распределять их по категориям.

 

3. Процесс использования признаков включает операцию вывода. Учет признаков предполагает усвоение вероятностей тех или иных событий в окружающей среде, а также постоянных соотношений, связывающих одни признаки с другими и признаки с вытекающими из них формами поведения.

 

Ульрик Найссер (1928)

«Когнитивная психология»

Книга является попыткой определить самого себя как психолога, каким он есть или хотел бы быть.

Познание определяется как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные сигналы подтвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются… Познание присутствует при любом акте человеческой деятельности».

Мы не взаимодействуем, например, со страницей печатного текста. Вместо этого наш мозг реконструирует страницу в виде входных сигналов, передает их от одной системы обработки к другой, и таким образом мы получаем репрезентацию страницы в виде своего рода внутреннего образа, который кажется нам страницей текста, находящегося где-то «вне нас».

Эта редукция позволяет нам строить модели для понимания процесса познания. (редукция – это упрощение, например, у Фрейда редукция – сведение любой активности до сексуальной, в когнитивной психологии – все есть информация, воспринимаемая мозгом). Информационный подход – это один из планов рассмотрения человека. Он не единственный. Человек работает и с информацией, и со смыслами, для него существуют и коммуникация, и общение (нахождение общего смысла). Мы можем сосредотачиваться на одной стороне и через нее объяснять все.

«Познание и реальность» (1976): критика когнитивной психологии за исследования искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изучению реальных жизненных случаев. Эту критику он сформировал, будучи уже приверженцем другого подхода – экологического (семьи Гибсонов).

Компьютерная метафора (от греч. перенесение) – аналогия между процессами переработки информации человеком и в универсальном вычислительном устройстве.

И человек, и компьютер получают из окружающей среды огромные массивы информации (стимулов или данных). Далее эта информация подвергается обработке, накоплению, на ее основе принимаются определенные решения.

Компьютер – модель для понимания процессов обработки информации в человеческой психике.

Существует опасность перейти к пристальному изучению идеи компьютерной метафоры, отвлекаясь от реальных фактов. Хотя моделирование в некоторых случаях эффективный способ познания той или иной реальности. Математическое моделирование очень распространено в психологии. Когнитивная психология не объясняет причин тех или иных явлений, она описывает или понимает процессы.

Свою главную цель когнитивное направление видит в том, чтобы раскрыть «те совокупности программ, накопленных в памяти человека, при помощи которых индивид понимает звуки речи и сам создает новые слова и предложения, приобретает определенный опыт, способен решать совершенно новые проблемы». (Howard, 1983)

 

Когнитивная психология заканчивается, там, где заканчивается индивидуальная жизнь человека. Она исследует одного познающего субъекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...