Исходный уровень знаний и навыков
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Занятие 13 Классификация, биологические функции. Переваривание и всасывание. Обмен липопротеидов
Цель занятия: сформировать представления о строении, классификации основных липидов, их биологической функции, о молекулярных механизмах переваривания и всасывания липидов в желудочно-кишечном тракте. Изучить строение, химический состав, метаболизм и функциональную роль основных классов липопротеидов.
Исходный уровень знаний и навыков
Студент должен знать: 1 Строение и свойства основных классов липидов (жирные кислоты, их производные, производные изопрена). 2 Строение мембран, модели мембран.
Студент должен уметь: 1 Проводить качественные реакции на продукты гидролиза липидов.
Структура занятия Теоретическая часть 1.1 Липиды – их строение,классификации и биологическаяроль. · Жирные кислоты и их производные (PG, LT, TxA), а также: - простые липиды: воска, диолы, триацилглицерины (триглицериды); - сложные липиды: фосфоглицериды – фосфолипиды (фосфатиды: кефалины, лецитины, серинфосфатиды, инозитолфосфатиды, кардиолипины, плазмалогены); сфинголипиды (сфингомиелины, цереброзиды и ганглиозиды); гликолипиды, сульфолипиды, липопротеиды. · Производные изопрена; - стероиды (стерины и стериды); - каротиноиды (растительные пигменты, витамины); - терпены. 1.2 Роль липидов в построении мембран. Современные модели мембран, их биологическая роль. 1.3 Переваривание и всасывание липидов в желудочно-кишечном тракте (строение и функции желчных кислот). Механизм эмульгирования жира. Печеночно-кишечный цикл желчных кислот. Значение липаз. Особенности переваривания липидов у детей. Ресинтез ТГ в энтероцитах.
1.4 Липопротеиды (ЛП) – строение, классификация, химический состав, функциональная роль. Метаболизм ЛП в норме. Экзогенный и эндогенный пути транспорта липидов в организме. 1.5 Роль рецепторов ЛП в метаболизме липидов. Практическая часть 2.1 Решение задач. 2.2 Лабораторные работы. Задачи 1 Кардиолипины встречаются главным образом в составе мембран: а) лизосом; б) митохондрий; в) ядра; г) эритроцитов; д) микросом; е) аппарата Гольджи? 2 Желчные кислоты у человека представлены главным образом в виде: а) конъюгатов с глицином; б) конъюгатов с ацетил-КоА; в) конъюгатов с таурином; г) конъюгатов ссульфатом; д) метилированных производных; е) свободных желчных кислот? 3 Роль холестерина в структуре мембраны связана с превращением ее в: а) более "жидкую" – текучую; б) более "твердую" – инертную; в) более упругую и прочную; г) несущественна; д) менее упругую и прочную; е) более проницаемую? 4 ЛП-липаза обеспечивает гидролиз: а) пристеночный липидов пищи в кишечнике; б) липидов пищи в полости кишечника; в) внутриклеточный ЛП; г) ТГ, входящих в состав ХМ; д) ТГ, входящих в состав ЛПНП; е) ФЛ, входящих в состав ЛПВП? 5 Все глицеролсодержащие липиды синтезируются из: а) ТГ; б) кефалина; в) серина; г) фосфатиднойкислоты; д) моноглицеридов; е) кардиолипина? 6 ХМ: а) синтезируются энтероцитами; б) являются транспортной формой экзогенных ТГ; в) являются транспортной формой эндогенных ТГ; г) транспортируют ХС из периферических тканей в печень; д) транспортируют ТГ из печени в периферические ткани; е) являются атерогенными; ж) не являются атерогенными? 7 Превращение насцентных ХМ в ремнантные связано с действием: а) фосфолипазы А; б) ЛП-липазы; в) ТГ-липазы; г) ЛХАТ; д) фосфолипазы С; е) аденилатциклазы? 8 ЛПОНП: а) синтезируются в жировой ткани; б) синтезируются в печени; в) являются транспортнойформойэндогенныхТГ;
г) являются транспортной формой экзогенных ТГ; д) являются транспортной формой холестерин; е) являются атерогенным; ж) не являются атерогенным? 9 ЛППП: а) синтезируются в печени; б) образуются вкровяномрусле; в) синтезируются энтероцитами; г) имеют несколько фракций; д) являются транспортной формой эндогенных ТГ; е) являются атерогенными; ж) не являются атерогенными? 10 ЛПНП: а) синтезируются в печени; б) образуются в кровяном русле; в) являются транспортной формой холестерина; г) являются транспортной формой экзогенных ТГ; д) являютсяатерогенными; е) не являютсяатерогенными? 11 Жирные кислоты, мобилизуемые из жировойткани,циркулируют в крови в виде: а) ХМ; б) ЛПОНП; в) ЛПНП; г) ЛПВП; д) ЛПОВП; е) связанном с альбумином? 12 Превращение насцентных ЛПВП в ремнантные обусловлен действием: а) фосфолипазы А; б) ЛП-липазы; в) ТГ-липазы; г) ЛХАТ; д) насыщением эфирами холестерина; е) аденилатциклазы? 13 Апо В-100: а) образуется в печени; б) образуется в энтероцитах; в) является маркером ЛПНП; г) является маркером ЛПВП; д) активирует ЛХАТ; е) активирует ЛП липазу? 14 Апо В-48: а) образуется в печени; б) образуется в энтероцитах; в) активирует ЛХАТ; г) является маркером ЛПВП; д) является маркером ЛПНП; е) являетсямаркером ХМ? 15 Апо Е: а) образуется в печени; б) образуется в энтероцитах; в) маркер ремнантов ХМ; г) активирует ЛХАТ; д) является маркером ЛПВП; е) маркер насцентных ХМ?
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1. Влияние желчи на активность липазы Принцип метода. Липаза ускоряет гидролиз нейтрального жира на глицерин и жирные кислоты (см. уравнение), что приводит к снижению pH и исчезновению розовой окраски индикатора – фенолфталеина. Активность панкреатических липаз, определяемых титрометрически, резко возрастает при действии желчных кислот. Ход работы. Готовят три колбы – две опытные и одну контрольную. В них смешивают препарат липазы и субстрат (молоко или подсолнечное масло), как указано в таблице 1.
Приготовленные инкубационные смеси тщательно перемешивают. Затем из каждой колбы отбирают по 1 мл смеси в заранее приготовленные стаканчики для титрования. Добавляют в каждый стаканчик по 1-2 капли раствора фенолфталеина и титруют 0,01М раствором NaOH до слабо-розового окрашивания. При первом титровании нейтрализуются органические кислоты – молочная и другие, которые присутствовали в молоке до начала действия липазы.
Оставшуюся в колбах смесь помещают в термостат (при t = 40 °C) и через определенные интервалы времени (15, 30, 90 мин) отбирают из каждой колбы (не извлекая их из термостата) по 2 мл смеси и титруют 0,01М раствором NaOH. Время титрования и объем израсходованного NaOH фиксируют в таблице 2. Таблица 2
Результаты первого титрования, полученные до начала действия липаз, вычитают из результата последующих титрований. На основании полученных данных строят график, где по оси абсцисс откладывают время (в минутах), а по осиординат – активность липазы, выраженную объемом (мл) 0,01 М раствора NaOH, пошедшего на нейтрализацию жирных кислот, образовавшихся за данный отрезок времени. Сравнивают активность липазы в присутствии желчи и без нее. Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку. _______________________________________________________ _______________________________________________________
Лабораторная работа № 2. Эмульгирование жира Принцип метода. Эмульгирование жира различными амфифильными веществами происходит благодаря их адсорбции на границе раздела двух фаз – гидрофобной и гидрофильной. Ход работы. В пять пробирок вносят по 1 капле растительного масла. Затем в каждую пробирку соответственноприливают по 1-2 капли растворов NaOH, NaHCO3, яичного белка, моющего средства и желчи. Содержимое пробирок тщательно перемешивают и наблюдают образование эмульсии жира. Объясните механизм образованияэмульсии жира в этих растворах и значение процесса эмульгирования.
Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку. _______________________________________________________ _______________________________________________________
Рекомендуемая литература Основная 1 Материал лекций. 2.Кухта В.К.,Морозкина Т.С. Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. Бином –Асар 2008. –с.193-213. 3.Биохимия: под ред. чл.-корр. РАН, проф Е.С. Северина: М. Геотар-Медицина. 2006г. –с. 370-391. 4.Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина; 1998. С. 363–372, 574–577. 5.Николаев А. Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. с. 287-289, 297-307. 6.Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 2004г. Т. 1.- с. 151–164, 256–262.
7.Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М.: Флинта, 1999. с.370-390.
Занятие 14 Тканевой обмен липидов Цель занятия: изучить главные метаболическиепути основных классов липидов (ТГ, ФЛ, жирных кислот, кетоновых тел, ХС). Научиться определять содержание общих липидов крови. Исходный уровень знаний и навыков
Студент должен знать: 1 Характеристику основных классов ЛП. 2 Метаболизм ЛП в норме. 3 Пути передачи гормонального сигнала на клетку (аденилатциклазный, инозитолтрифосфатный). 4 ЦТК, его энергетический баланс. 5 Структуру и функцию полиферментных комплексов (на примере пируват-ДГ).
Студент должен уметь: 1 Проводить исследование на фотоэлектроколориметре.
Структура занятия
Теоретическая часть 1.1 Механизм мобилизации жира (роль гормонов, цАМФ и Ca2+). 1.2 Свойства и физиологическая роль свободных жирныхкислот (СЖК). Транспорт СЖК в крови. 1.3 Окисление ТГ в тканях, окисление глицерина, его энергетический баланс. 1.4 Этапы b-окисления насыщенных жирных кислот. Механизм активации и транспорта жирных кислот через митохондриальную мембрану. Роль карнитина. Особенности b-окисленияненасыщенных жирных кислот и жирных кислот с нечетным числом атомов. Энергетический баланс окисления C16, C15, C18:2. 1.5 Энергетический баланс окисления тристеарата. Физиологическая роль СЖК при стрессе. 1.6 Обмен ацетил-КоА (пути образования и утилизации). 1.7 Кетоновые тела – биосинтез, утилизация, физиологическая роль.
Практическая часть 2.1 Решение задач. 2.2 Лабораторная работа.
Задачи 1 Жирная кислота C15 будет вступать в ЦТК в виде: а) цитрата; б) сукцинил КоА; в) ацетил КоА; г) a-кетоглутарата; д) сукцината; е) малонил КоА? 2 Мембрана митохондрий проницаема для: а) ацил-АПБ; б) ацил-КоА; в) малонил-КоА; г) ацетил-КоА; д) ни одного из названных соединений; е) всех названных соединений?
3 Гормончувствительная липаза обеспечивает: а) гидролиз эфирных связей в гормонах; б) адреналин-зависимый гидролиз пищевых липидов; в) мобилизацию ТГ жировой ткани; г) гидролиз ТГ впечени; д) гидролиз ТГ в мозге? 4 Главным энергетическим субстратом для мозга в нормальных условиях является: а) глюкоза; б) аминокислоты; в) кетоновыетела; г) жирные кислоты; д) молочная кислота; е) ТГ? 5 При голодании окисление СЖК или кетоновых тел приводит к торможению гликолиза в мышцах, потому что: а) ацетил-КоА подавляет активность пируват-ДГ; б)увеличение отношения АТФ/АДФ лимитирует гексокиназу; в) гипоинсулинемия ограничивает потребление глюкозы мышцей; г) увеличение отношения NADH/NAD+ лимитирует 3-ФГА-ДГ; д) жирные кислоты обладают контринсулярным эффектом; е) активируется ГНГ? 6 Кофакторы, общие как для b-окисления СЖК, так и для аэробного гликолиза, включают: а) витамин B12; б) NAD+; в) АДФ; г) HS-KoA; д) аскорбат; е) биотин? 7 Мобилизация липидов из депо происходит при: а) уменьшении концентрации цАМФ; б) увеличении концентрации цАМФ; в) увеличении концентрации инсулина; г) уменьшении концентрации инсулина; д) увеличенииконцентрацииадреналина; е) увеличении концентрации ионизированного Ca2+ в крови? 8 Для транспорта CH3CO-SКоА из митохондрии в цитоплазму при биосинтезе пальмитиновой кислоты необходимо наличие: а) карнитин-ацилтрансферазы; б) ацетил-КоА-карбоксилазы; в) КоА-гидролазы; г) АТФ-цитратлиазы; д) цитратсинтетазы; е) малонил КоА? 9 Что является ключевым метаболитом при биосинтезе кетоновых тел в печени? а) ацетил-КоА; б) малонил-КоА; в) ацетоацетил-КоА; г) b-окси-метилглютарил-КоА; д) цитрат; е) NADH? 10 Какие из следующих ферментов необходимы дляпревращения ПВК в ацетил-КоА: а) пируват ДГ; б) цитратсинтетаза; в) пируваткарбоксилаза; г) ФЕПКК; д) АТФ-цитрат-лиаза; е) дигидролипоат ДГ?
Лабораторная работа. Определение концентрации триглицеридов в сыворотке (плазме) крови энзиматическим колориметрическим методом Принцип метода. Триглицериды → глицерин + жирные кислоты (липаза); Глицерин + АТФ → глицерил-3-фосфат + АДФ (глицерокиназа); глицерил-3-фосфат + О2 → диоксиацетон фосфат + 2 Н2О2 (ГФО) Н2О2 + 4-ААР + 4-хлорфенол → хинонимин + 4 Н2О (пероксидаза) Концентрация хинонимина, определяемая фотометрически, пропорциональна концентрации триглицеридов в пробе.
Ход работы. Готовят опытную пробу по схеме:
Реакционную смесь тщательно перемешивают и инкубируют в течение 5 минут в термостате при температуре 370С, измеряют оптическую плотность опытной пробы против дистиллированной воды в кюветах с толщиной поглощающего слоя 5мм при длине волны 490нм. Примечание: окраска стабильна не менее часа после окончания инкубации при предохранения от прямого солнечного света. Расчёт концентрации триглицеридов (С) производят по формуле:
где Еоп. – экстинкция опытной пробы, Ест. – экстинкция стандартной пробы, 10 мг/100мл (0,11 ммоль/л) – поправка на содержание свободного глицерина в сыворотке (плазме) крови.
Нормы. Нормальные величины: 13-160мг/100мл (0,14-1,82ммоль/л) Группы риска: 160-200мг/100мл(1,82-2,29ммоль/л) Патологические показатели: выше 200мг/100мл (более 2,29 ммоль/л) Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература Основная
1.Материал лекций. 2.Кухта В.К.,Морозкина Т.С. Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. Бином –Асар 2008. –с.229-241, 258-260. 3.Биохимия: под ред. чл.-корр. РАН, проф Е.С. Северина: М. Геотар-Медицина. 2006г. –с. 392-395, 399-409. 3 Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина; 1998. С. 373–381, 388-398, 574-577. 5.Николаев А. Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. с.289-291, 305-310 6.Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 2004г. Т. 1.- с. 262–273. 286–294. 7.Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М.: Флинта, 1999. с.387-410.
Занятие 15 Биосинтез липидов. Регуляция и патология липидного обмена
Цель занятия: изучить основные типы и механизмынарушений липидного обмена. Научиться определять уровень общего холестерина в крови.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|