Основные интеграционные экономические образования в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (АТР, АСЕАН, АТЭС, АНЗСЕРТА).
Азиа́тско-Тихоокеа́нский регио́н — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи). В регионе представлено большое разнообразие экономик и ресурсов: динамично развивающиеся Гонконг, Тайвань и Сингапур, высокие технологии Японии, Кореи, Тайваня и запада США, природные ресурсы Австралии, Канады, Филиппин и российского Дальнего востока, людские ресурсы Китая и Индонезии, высокая сельскохозяйственная производительность Чили, Новой Зеландии, Филиппин и США. Многие экономисты полагают, что с постепенным угасанием старых индустриальных центров в Европе и на востоке США центр мировой экономической активности может перенестись в Азиатско-Тихоокеанский регион. Международные отношения Развитие права, норм и механизмов регулирования международных отношений в АТР, как и в других регионах мира, связано с такими организациями как: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.. Велика их роль в создании прав и норм для либерализации экономического сотрудничества, экономической интеграции, внедрения демократических форм межгосударственного общения, обеспечения безопасности. Особенное внимание уделяется созданию организационных и правовых основ противодействия терроризму.
Россия и АТР В 2012 году Путин на саммите АТЭС обозначил планы и перспективы участия России в АТР, которые сводятся в основном к экономической кооперации. Однако ряд политологов считает, что кроме экономики есть и политические планы, которые президент не озвучил. «Экономическая кооперация — это всего лишь одна сторона интеграции. И вряд ли бы „Объединения угля и стали“ превратились бы в Евросоюз в том виде, в каком мы его знаем и видим сегодня (со всеми его минусами и плюсами), если бы европейцы не ставили бы и не решали бы сложные политические вопросы» — считает Сергей Маркедонов, сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Список стран Ниже приводится список стран, традиционно включаемых в Азиатско-Тихоокеанский регион. Австралия Бруней Вануату Восточный Тимор Вьетнам Гватемала Гондурас Гонконг Индонезия Камбоджа Канада КНДР КНР Колумбия Коста-Рика Макао Малайзия Маршалловы Острова Мексика Микронезия Науру Никарагуа Новая Зеландия Палау Панама Папуа — Новая Гвинея Перу Россия Китайская Республика Республика Корея Сальвадор Самоа Сингапур Соломоновы Острова Таиланд Тонга Тувалу США Фиджи Филиппины Французская Полинезия Чили Эквадор Япония АСЕАН Данная организация, полное название которой Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии, была создана в 1967 году и включает следующие страны: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже к ним присоединились Лаос, Камбоджа, Бруней, Мьянма и Вьетнам. Основные цели были определены Бангкокской декларацией в 1967 году. Содержание этих целей заключается в военно-политической стабилизации в Юго-Восточной Азии, создании таможенного союза, а также в содействии экономическому росту стран, входящих в группировку. Преследуя цель создания таможенного союза в будущем, в 1992 году на саммите в Сингапуре было принято решение о создании АФТА, зоны свободной торговли в рамках АСЕАН, в течение 15 лет, однако впоследствии для шести наиболее развитых стран датой был назван 2000 год. Стратегическая цель Соглашения о Свободной Торговли АСЕАН является экономической: это повышение международной конкурентоспособности стран-членов группировки за счёт устранения внутренних торговых барьеров, рост привлекательности для иностранных инвестиций, достижение экономической эффективности в регионе. Основными направлениями развития организации являются: снижение пошлинных ставок до 0-5% на промышленную и аграрную продукцию, за исключением некоторых отраслей экономики, введение так называемого тарифа СЕПТ (общего эффективного преференциального тарифа) для взаимной либерализации в сфере торговли, приведение локальных стандартов в соответствие с международными нормами, ликвидация квот на промышленные товары, введение принципа взаимного признания в области сертификатов качества, координация макроэкономической политики, а также либерализация во взаимной торговле услугами. В итоге в рамках АСЕАН была создана ЗСТ сперва для шести наиболее развитых стран в 2000 году, затем к ним присоединился Вьетнам в 2003 году, другие три страны присоединились к зоне свободной торговли в 2010 году. В рамках соглашения была реализована главная цель - снижение пошлин до 0-5%. Следующий этап - это полная ликвидация пошлин среди шести стран к 2015 году, для остальных - к 2018 году. В дальнейшем планируется полная либерализация сферы услуг, однако на данный момент результаты в этой области являются слабыми: по-прежнему существуют ограничения на присутствие иностранных компаний в сфере услуг.
Важной особенностью АСЕАН является то, что в дальнейшем в её планы входит создание Сообщества АСЕАН в качестве не только экономического, но и социально-политического объединения. Если говорить о перспективах развития этой организации, то существует ряд дезинтегрирующих факторов, мешающих созданию Сообщества АСЕАН. Один из таких факторов, являющийся основным, - это невысокий уровень взаимозависимости (исключение - взаимные связи между Таиландом и Сингапуром, а также Сингапуром и Таиландом). Кроме того, существуют многочисленные исключения в рамках СЕПТ, сохраняются различия в пошлинных ставках, применяются нетарифные ограничения в сфере взаимной торговли, сохраняется протекционистская политика в отношении некоторых сегментов внутреннего рынка. Тем не менее, прогресс в движении к Сообществу АСЕАН налицо, поэтому страны-участницы вполне способны в намеченные сроки достичь заданной цели.
Одной из перспектив данной интеграционной группировки является создание ВАС - Восточно-Азиатского Сообщества. Идея создания группировки в Восточной Азии берёт своё начало ещё в 60-х годах двадцатого века, а в 1997 году идея начала реализовываться путём участия в ежегодном саммите АСЕАН руководителей Японии, Китая и Южной Кореи. А в 2005 году было принято решение о проведении саммита ВАС с участием стран АСЕАН, вышеперечисленных стран, а также Индии, Австралии, Новой Зеландии. На том саммите принимала участие в качестве наблюдателя и Россия. АТЭС Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Содружество является первой в АТР межправительственной организацией, которая была основана в 1989 году. Съезд глав государств или их представителей происходит раз в год в форме форума. Первоначальный состав включал 12 стран: США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Японию, Республику Корея, а также наиболее развитые страны АСЕАН - Сингапур, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Индонезию и Бруней. Однако затем форум был расширен до 21 страны, приняв также и КНР, Гонконг, Тайвань, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинею, Мексику, Перу, Чили и Россию. В таком составе организация функционирует и по сей день. Организация имеет консультативный статус, за это её часто и называют Форумом АТЭС. В 1991 году в ходе Сеульского раунда была подписана декларация между странами-участницами, в которой были закреплены три основные цели создания этой организации: ·Содействие экономическому развитию стран; ·Укрепление многосторонней торговли с учётом высокой взаимозависимости на экономическом уровне;
·Проведение либерализации, как торговой, так и инвестиционной. В 1996 году страны-участницы АТЭС договорились о создании зоны свободной торговли к 2010-2020 годам. Основой для этого должно было стать сокращение средневзвешенных ставок пошлин до 0-5% и ликвидация нетарифных барьеров, что является проблемой, заслуживающей отдельного внимания, поскольку в регионе развиты преференциальные отношения. Однако внедрение ЗСТ на базе АТЭС сильно осложнено дезинтегрирующими факторами, в первую очередь, сильными различиями в экономическом развитии стран-участниц, а также политики США и Японии, которые заявили о проведении либерализации лишь на основе взаимных уступок, что, в свою очередь, негативно отразится на экономиках других стран, входящих в объединение. Второстепенными уже являются идеологическая разность стран-участниц, неразвитость взаимной торговли и прочие факторы. Стоит отметить, что в итоге США и Япония отказались от либерализации в рамках АТЭС, сконцентрировавшись на участии в других интеграционных объединениях: ВАС (Япония) и ФТАА (США). Однако в 2006 году на очередном саммите АТЭС американская сторона возобновила интерес к созданию зоны свободной торговли. Причиной тому стала озабоченность США в отношении создания Восточноазиатского Сообщества без их участия. Такое внимание со стороны крупнейшей экономики в мире может дать новый толчок для развития этой организации. Однако не только активизация США оказывает влияние на будущее развитие Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества, но и основные принципы объединения, принятые в 1989 году, а также декларация, подписанная в 1993 году и отражающая видение лидеров стран-участниц АТЭС её будущего. К основным принципам АТЭС относят: -основная цель Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества состоит в том, чтобы поддерживать рост и развитие региона и, таким образом, способствовать росту и развитию мировой экономики; -при сотрудничестве необходимо учитывать неоднородность региона, включая различия социально-экономических систем и уровней развития; -сотрудничество должно осуществляться в тех областях экономики, где оно будет отвечать общим интересам и будет взаимовыгодным; -в интересах экономик Азиатско-Тихоокеанского региона сотрудничество должно быть направлено на усиление открытой многосторонней торговой системы; оно не должно вести к формированию торгового блока; -сотрудничество должно быть нацелено на увеличение выгод от взаимозависимости, как в рамках региональной, так и мировой экономики, в том числе посредством расширения потоков товаров, услуг, капиталов и технологий;
-сотрудничество должно дополнять, а не подменять, деятельность существующих в регионе организаций, включая межгосударственные организации, такие как АСЕАН, и неформальные консультативные организации, такие как СТЭС; Особое внимание хотелось бы уделить последнему пункту: то есть, изначально среди участников АТЭС не было сильного желания создавать конкурирующую группировку, целью являлось создание консультативного органа, с помощью которого будет происходить обмен мнениями среди представителей стран-участниц с учётом экономической разнородности этих стран. Этот факт является одним из определяющих дальнейшее развитие организации. В 1993 году состоялся первый саммит АТЭС, в котором принимали участие непосредственно лидеры стран-участниц объединения. Съезд Форума проходил в Сиэтле. В ходе саммита главами государств была подписана сиэтловская декларация, отражающая взгляды самих лидеров на дальнейшее развитие интеграционного объединения. Одни из ключевых пунктов той декларации приведены далее: ·усиление духа открытости и партнерства, который позволяет находить совместные решения проблем, вызванных быстро меняющимися условиями региональной и мировой экономики; ·поддержка открытой многосторонней торговой системы; ·сокращение барьеров на пути торговли и инвестиций; ·повышение благосостояния населения; ·развитие образования и науки; ·развитие средств телекоммуникаций и транспорта; ·защита окружающей среды. АНЗСЕРТА Данная межстрановая организация действует и находится на юге Тихоокеанского бассейна и включает две страны - Австралию и Новую Зеландию. Эти две страны являются близкими с точки зрения географии, истории, политики, поэтому сближение между ними является вполне логичным и естественным процессом. Процесс взаимной интеграции начался ещё в 1966 году на основе отмены пошлин во взаимной торговле товарами. Уже к концу 70-х годов 80% взаимной торговли было беспошлинным. В 1983 году была подписана декларация, давшая название этой организации, а к 1990 году было подписано несколько новых соглашений, которые сделали эффективной либерализацию в сфере торговли услугами и перемещении рабочей силы, а также соглашение о свободной торговле. Всё это стало возможным благодаря ликвидации пошлин и квот, эффективному урегулированию нетарифных барьеров, ликвидации антидемпинговой политики и импортных лицензий, либерализации сферы услуг (за исключением телекоммуникаций, морского транспорта и финансов). В настоящее время АНЗЕРТА является таможенным союзом, который проводит согласованную внешнюю политику в сфере сельхозпродукции. Эти две страны являются лидерами по производству и экспорту мяса, в частности говядины, на мировой рынок. При этом внутренний продовольственный рынок у Австралии и Новой Зеландии является одним из самых либеральных среди стран-членов ОЭСР. Благодаря созданию таможенного союза и эффективному торговому сотрудничеству странам удаётся поддерживать и стимулировать рост на внутренних рынках и противостоять внешним факторам. Примером тому может послужить коровье бешенство, разразившееся на территории Австралии в 1997 году, вследствие чего многие страны наложили временный запрет на импорт говядины из Австралии. Несмотря на то, что коровье бешенство было успешно преодолено в достаточно короткие сроки, многие страны не торопились снимать эмбарго на импорт австралийского мяса, что грозило серьёзным внутренним кризисом для Австралии. Однако, выход нашёлся довольно быстро: новозеландские бизнесмены импортировали австралийское мясо и реэкспортировали его в другие страны. Именно благодаря тесному сотрудничеству и взаимопомощи страны смогли эффективно противостоять внешним факторам, грозящим внутреннему рынку серьёзными последствиями. Цели АНЗСЕРТА закреплены в соглашении, подписанном в 1983 году и являются следующими: ·Укрепление взаимоотношений между Австралией и Новой Зеландией; ·развитие более тесных экономических связей на основе взаимовыгодной свободной торговли; ·ликвидация барьеров в торговле; ·содействие расширению взаимной торговли на условиях свободной конкуренции. За время существования организации в качестве ЗСТ, соглашение о свободной торговле между двумя странами пересматривалось трижды. Основными направлениями пересмотров стали: 1) ускорение формирования зоны свободной торговли товарами, в результате чего к 1 января 1988 г. партнеры ликвидировали все таможенные пошлины, а к 30 июня 1995 г. - импортные квоты; 2) расширение соглашения за счет включения сферы услуг; 3) углубление интеграции на основе гармонизации нетарифных барьеров, в том числе санитарно-ветеринарных норм, промышленных стандартов, таможенных процедур и законодательных норм. Перспективами данной организации является создание общего рынка по модели ЕС, также есть в планах создание единой валюты двух стран: такие предложения были ещё выдвинуты ещё в 1988 и 1992 годах, однако в связи с низкой взаимодополняемостью и взаимозависимостью экономик такие предложения были отклонены, хотя правительства двух стран не отказались от них полностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|