Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеграционные процессы в Центральной и Восточной Европе и на постсоветском пространстве (ЦЕИ, СНГ).




На постсоветском пространстве экономическая интеграция сопряжена со значительными противоречиями и трудностями. Множество принятых политических решений по различным аспектам интеграции в СНГ не смогло в силу объективных причин стимулировать интеграционные процессы. Нельзя недооценивать вклад СНГ в упорядочение размежевания бывших союзных республик и предотвращение глубоких геополитических потрясений при распаде СССР. Однако вследствие серьезных различий в уровнях развития экономик, методах управления ими, темпах и формах перехода от планового к рыночному хозяйству и действия ряда других факторов, в том числе различной геополитической и внешнеэкономической ориентации стран бывшего СССР, их боязни зависимости от России, бюрократизма и национализма, экономическая интеграция на постсоветском пространстве с середины прошлого десятилетия приняла многоформатный и разноскоростной характер, что нашло свое выражение в создании в рамках СНГ нескольких, более ограниченных по количеству участников и глубине взаимодействия интеграционных группировок.

В настоящее время СНГ представляет собой региональную организацию, перспективы эволюции которой в сторону интеграционного объединения оцениваются в диссертации скорее как неблагоприятные. В работе отмечается, что в рамках Содружества наблюдается тенденция разделения азиатского и европейского блоков СНГ наряду с усилением взаимодействия между странами Центральной Азии и Закавказья, что ставит под сомнение вопрос о сохранении целостности данной организации в долгосрочном периоде.

Интеграционные инициативы в регионе предпринимаются в рамках более локальных образований постсоветских государств. Так, существенно более узкоформатным объединением, нежели СНГ, является созданное в 2000 г. Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), находящееся пока на начальном этапе интеграции. Стремление политических элит стран-участниц Сообщества форсировать переход к более высокому уровню интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС проявляется в декларировании создания к концу 2007 г. тремя членами Сообщества (Россией, Казахстаном и Белоруссией) таможенного союза.

Создание в 1999 г. Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ) имело целью углубление разделения труда и кооперационных связей данных стран в различных отраслях народного хозяйства, упразднение таможенных барьеров, сближение национальных законодательств в области регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и др. По некоторым направлениям сотрудничества, в частности в области развития кооперационных связей, либерализации торговых режимов, были достигнуты определенные положительные результаты. К сожалению, в области торгового взаимодействия страны нередко применяют изъятия из режима свободной торговли, не скоординировано введение общего таможенного тарифа. Договоренности об объединении энергетических и транспортных систем подверглись серьезному испытанию в связи с ситуацией, сложившейся в сфере поставок российского газа в Белоруссию и его транспортировки в страны ЕС через ее территорию. Намеченный с 2005 г. переход к единой валюте не был реализован, в частности, в связи с неурегулированностью вопросов о едином эмиссионном центре и степени самостоятельности центральных банков обоих государств в проведении кредитно-денежной политики.

Экономическую интеграцию двух стран во многом тормозит нерешенность концептуальных вопросов строительства Союзного государства. Россия и Белоруссия до сих пор не достигли согласия по вопросу о модели объединения. Принятие Конституционного акта, первоначально намечавшееся на 2003 г., постоянно откладывается ввиду серьезных разногласий между странами-партнерами. Основная причина разногласий - нежелание стран поступиться своим суверенитетом в пользу Союзного государства, без чего невозможна реальная интеграция в высших, наиболее развитых формах. Дальнейшая интеграция СГРБ в сторону экономического и валютного союза сдерживается и различной степенью зрелости рыночных хозяйств и демократических институтов гражданского общества в РФ и РБ.

Важным условием развития интеграционного сотрудничества России с Белоруссией является взвешенный, прагматичный подход к взаимодействию двух государств, основанный на учете реальных возможностей и национальных интересов обеих стран. Баланс национальных интересов может быть достигнут только в процессе поступательного развития интеграции двух экономик на основе рыночных принципов. Поэтому представляется нецелесообразным искусственно форсировать интеграционный процесс.

Новым этапом на пути поиска действенных взаимовыгодных интеграционных форм и гармонизации отношений между странами Содружества стало подписание Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной соглашения о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Юридическое оформление данной договоренности состоялось еще в конце 2003 г.

Для интеграции экономик «четверки» имеются реальные предпосылки: на эти страны приходится подавляющая часть экономического потенциала стран постсоветского пространства (при этом доля России составляет 82% совокупного ВВП, 78% промышленной продукции, 79% инвестиций в основной капитал); 80% внешнеторгового оборота в СНГ; общий огромный евразийский массив, связанный единой транспортной системой; по преимуществу славянское население; удобные выходы на внешние рынки; общность исторического и культурного наследия и многие другие общие черты и преимущества, создающие реальные предпосылки для эффективной экономической интеграции[2].

Однако приоритет Евросоюза в интеграционной политике Украины в значительной мере тормозит процесс реализации проекта формирования ЕЭП-4. Серьезным фактором, сдерживающим развитие экономических отношений России и Украины, является несогласованность сроков и условий присоединения каждой из них к ВТО. Украина демонстрирует свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли и принципиальную неготовность к участию в формировании таможенного союза на Едином экономическом пространстве. Политическая нестабильность на Украине также является препятствием на пути реализации данного интеграционного проекта.

В диссертации также отмечается, что постсоветское пространство становится зоной острейшей международной конкуренции за сферы влияния, где Россия выступает не как безусловный лидер, а, наряду с США, ЕС, Китаем, является лишь одним из политических центров силы и экономических игроков, причем далеко не самым влиятельным. Анализ современного состояния и тенденций эволюции интеграционных группировок на постсоветском пространстве показывает, что его конфигурация

определяется противоборством как центростремительных, так и центробежных сил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...