Русская культура XVI века
Стр 1 из 6Следующая ⇒ В конце XV и начале XVI веков Россия приглашала из Европы, особенно из Италии, выдающихся зодчих и других мастеров. Это заметно обогащало русскую культуру. Однако отмеченное стремление церкви противостоять «латинству» затрудняло приток свежих знаний и модернизацию культуры. Наиболее образованные и мыслящие люди пытались бороться с названными тенденциями, что проявилось в появлении демократических настроений и особенно религиозных «ересей». Однако эти явления были крайне слабы. Правление Ивана IV «Грозного», начавшееся в 1547 году, окончательно закрепило деспотично-самодержавный тип государства и особую роль бюрократии, основанную на насилии.
Русская культура XVII века XVII век для русской культуры несет приметы перехода от средневековья к Новому времени, правда, перехода весьма своеобразного, поскольку крепостное право не отменялось, а укреплялось еще больше (Соборное уложение 1649 г.). Однако началось развитие товарного производства, появились признаки всероссийского рынка. Соответственно в России появились зародыши буржуазии, начали формироваться буржуазные общественные отношения. Собственно, это означало начало формирования русской нации.
Билет 9-10 архитектура первой половины 18 века. Выдающиеся зодчие Главное направление - барокко. Характерен пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах. Петровское барокко - более сдержанное, проще, четче. Приглашенные иностраныне архитекторы Петра I: Доменико Трезини - итальянец. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710—1711), Петровские ворота (деревянные — 1708, каменные — 1714—1717) и Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722—1734) — теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726—1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них (Гостиный Двор на Васильевском острове). Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли - итальянского происхождения. Деревянный летний дворец в СПб, не сохранился. Большой дворец в Петергофе (остальное творчество - вторая половина века, т.к. родился в 1700 г.)
Джованни Мария Фонтанa - итальянец. Перестройка Лефортовского дворца в Москве, Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге, Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме, Дворец Гагарина на Тверской в Москве (не сохранился)Никола Микетти - итальянец. Летний сад, парк и фонтаны в ПетергофеЖан-Батист Леблон - француз. Автор Генерального плана СПб, с центром на Васильевском острове. Принимал участие в строительстве Петергофа, спроектировал «водный сад» в Стрельне.Занимался оформлением интерьеров Летнего дворца Петра I.Андреас Шлютер - немец. Работал над Летним дворцом, Петергофом, дворцами Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, Кикиными палатами. Георг Иоганн Маттарнови - немец. Единственное созранившееся здание - Кунтскамера.
Приезжие зодчие брали учеников, были и др. талантливые русские зодчие, напр. Михаил Земцов (Церковь Симеона и Анны, проект Аничкова Дворца), Иван Зарудный (Меншикова башня в Москве).
Архитектура второй половины 18 века. Выдающиеся зодчие.Характерно обращение к традициям античности.Русский классицизм. Постройки классицизма строго симметричны, монументальны, без изысков декора и архитектурных излишеств. Один из первых образцов - Академия художеств авторства Александра Кокоринова и француза Жан Батиста Мишеля Валлен-Деламота.Василий Баженов - Дом Пашкова, Царицынский дворцово-парковый ансамбль,проект Михайловского замка, Владимирская церковь в БыковоИван Старов - Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина-Таврического в Петербурге (1783— 1789 гг.), Колонный зал (или Большая галерея).Джакомо Кваренги - Здание Смольного института, Александровский дворец, Академия Наук, дрорец Юсуповых, деревянные Нарвские триумфальные ворота Чарлз Камерон - резиденция великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Фёдоровны в Павловске. Елизаветинское барокко = растреллиевскоеБартоломе́о Франче́ско Растре́лли - исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры. Основные - Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский Екатерининский дворец,Андреевская церковь в КиевеПри Екатерине один из фаворитов - Анто́нио Рина́льди (классицизм) - Большой Гатчинский дворец, Мраморный дворец, павильон «Катальная горка», Китайский дворец.
Билет №11. Живопись и скульптура 18 века.
Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности. Портретисты первой четверти 18 в. остро схватывают индивидуальный склад ума и характера человеческой личности, видя основное ее достоинство в активности, жизненной энергии. Портретисты начала столетия преодолевали ограниченность образного строя парсуны* (разновидность картины, характерная для переходного периода древнерусского искусства конца XVI—XVII в. Соединяет традиции иконописного мастерства и живописного портрета), так же как и условность ее художественного языка — относительную плоскостность изображения, статичность композиции, локальность колорита.
Развитие живописи 18 века. Иван Никитич Никитин (ок. 1690—1741), сын священника, преподавал арифметику и рисование, был послан Петром I в Италию с целью завершения его профессионального образования; по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист. Билет №12. Образование, просвещение и наука в 18 веке. Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Просвещение На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и ее отставание по сравнению с Западной Европой. В России в среднем училось лишь два человека из тысячи. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии. Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — училища для солдатских детей. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе. Второй тип школ - это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства. К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. В них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась. Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность. Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский. Крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. М. В. Ломоносов и русская наука Сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет. Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист. В это время русская наука, освобождалась от пут средневековья, переживала своеобразное Возрождение. Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но русская наука создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин — вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России. Ломоносов развил атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической химии. Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали правильное объяснение причин поднятия материков и горообразования, вековых колебательных движений Земли; ученый заложил основы сравнительно-исторического метода в геологии. Открытие Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой науки — астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб. Реформа русского стихосложения завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А. С. Пушкиным. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую. Основоположник русской минералогической школы, сын придворного музыканта В. М. Севергин много сделал для развития идей Ломоносова в минералогии и геологии. Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских языка. Имена С. И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались на географических картах Севера нашей Родины. Исследования выдающегося натуралиста, путешественника и этнографа И. И. Лепехина открыли для русской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири. Академик И. И. Лепехин участвовал в экспедициях, находил описание животного и растительного мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и сел, обычаев и быта народов. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же время исполнял в Академии наук ряд других обязанностей: он был членом комиссии для издания переводов, вел академическое издание сочинений Ломоносова, участвовал в составлении этимологического словаря. Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал — «Санкт-Петербургские врачебные ведомости». Во второй четверти XVIII в. крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев работает над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Российской истории» М. В. Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах XVIII в. свою «Историю Российскую от древнейших времен». «История» Щербатова проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и дворянские привилегии. Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.
БИЛЕТ 13. ТЕАТР, МУЗЫКА, ЖУРНАЛИСТИКА XVIII В. Театр: На первых порах театр представлял собою явление, занесенное иностранцами, начало его связано с именем царя Алексея Михайловича. После его смерти театр перестал развиваться до тех пор, пока к власти не пришёл Пётр I. 1702 – Петр I создал Публичный театр для массовой публики. В Москве на Красной площади специально построили здание – "Комедиальная храмина"→спектакли немецкой труппы Кунста: иностранные пьесы не имели успеха→1706 закрытие театра. Анна Иоановна→возобновление спектаклей и маскарадов; спектакли комического содержания ("крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно колотили друг друга"). Дворцовые спектакли с участием петербургской знати. Елизавета Петровна: начало становления профессионального театра, Петербург – изобилие и разнообразие зрелищ. Открытие театра в Шляхетском корпусе кадетов, 1749 впервые поставлена первая трагедия Сумарокова "Хорев". Екатерина II: придавала театру воспитательно-образовательное значение, но на самом деле театр оставался развлечением. При ней было 3 придворных труппы: итальянская оперная, балетная и русская драматическая + вольная немецкая. 1806 – открытие Императорского театра в Москве; любительские спектакли в Эрмитажном театре. В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актерах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных.
Музыка: Появление, возрождение, реформирование и взаимопроникновение многих музыкальных жанров, широкое распространение домашнего музицирования и использования в быту многих музыкальных инструментов, возникновение первых капелл, оркестров и оперных трупп, становление системы музыкального образования, большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, намечающийся размах концертной деятельности, созревание национальной школы композиторов подготовили расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|