БИЛЕТ 17: Живопись и скульптура в XIX веке. Основные направления, представители.
Живопись.
Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. Значительную роль классицизм играл в самом начале XIX века. Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства.
Основные представители
Карл Па́влович Брюлло́в (1799 - 1852г.г. произведения-Последний день Помпеи,Итальянский полдень(изображена девушка на фоне виноградных листьев с гроздью в руке)
Александр Андреевич Иванов (1806-1858г.г. произведения-Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, Явление воскресшего Христа Марии Магдалине,Явление Христа народу.)
В 20-30-е гг. в живописи, так же как и в других видах искусства, наблюдается отход от эстетических установок классицизма, что было связано с растущим интересом к человеческой личности, к внутреннему миру человека. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.Это нашло отражение в живописи романтического направления, ярким представителем которого был
О.А.Кипренский (1782-1836г.г. портретист,работы-Портрет Е.В. Давыдова,Молодой садовник, Портрет А.С. Пушкина)
Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776,— 3 (15) мая 1857, стили-романтизм,реализм.произведения-Портрет А.С. Пушкина,Кружевница,Портрет сына)
Сильвестр Феодосиевич Щедрин ((2 (13) февраля 1791— 27 октября (8 ноября) 1830.,произведения-Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега»)
Иван Константинович Айвазовский (17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года.,произведения-Девятый Вал,Лунная ночь в Босфоре,Черное море,Волна)его творчество выделяют в отдельное течение-маринизм.
В первой половине XIX века в русскую живопись входит бытовой сюжет. Рождение бытового жанра в русской живописи связано с именем А.Г.Венецианова (1780-1847). Картины Венецианова («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» и др.) явились новацией в русской живописи, поскольку их сюжетами стали обыденные явления крестьянской жизни: крестьяне за чисткой свеклы; помещица, дающая девушкам «урок» на день; пастушок, заснувший у дерева; сцены пахоты, жатвы и сенокоса.
В 30-40-е годы в русском изобразительном искусстве появляется и развивается новое художественное направление — реализм. Одним из основоположников реалистического направления стал П.А.Федотов (1815-1852)Его работы-Сватовство майора,Жена-модница,Вдовушка)
Вторая половина 19 века ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства.Утверждается реализм как истинное направление,появление которого связано с упорной борьбой между представителями академизма и передвиниками.Передвижники-творческое объединение русский художников в конце XIXв.14 человек,допущенных до соревнования за первую золотую медаль в Академии Художеств,отказались писать картины на сюжет скандинавской мифологии и покинули здание.Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати».После они и сформировали данное общество,основными направлениями которого стали реализм и импрессионизм.
представители-И.Е.Репин,И.И.Шишкин,А.И.Куинджи,И.И.Левитан(После дождя.Плес,Вечерний звон,Сумерки).
Скульптура.
Русская скульптура первой трети 19 века
Мартос И.П. – монументальная скульптура
Демут-Малиновский В.И., Пименов С.С. (монументально-декоративная скульптура, синтез с архитектурой)
Ф.Щедрин – монументальные скульптурные группы
Теребенев И.И. – монументально-декоративная скульптура
Гальберг С.И. – скульптурный портрет
Толстой Ф.П.- медальерное искусство
- период расцвета русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм).
- скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств. Академия являлась не только центром подготовки будущих ваятелей, но и средоточием наиболее видных скульпторов, чье творчество определило собой наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма.
- мастерам первой половины XIX века свойственно постоянное, упорное стремление изучать и познавать натуру.
- темы героики и национального торжества по случаю победы над врагом, посягнувшим на независимость России, надолго становятся ведущими в монументальной скульптуре.
- большой интерес к простолюдину, способствовавший усилению демократических начал в русской скульптуре (барельефы И. И. Теребенева для здания Адмиралтейства, статуя «Русский Сцевола" В. И. Демут-Малиновского)
- в скульптуре высокого классицизма происходит дальнейшее укрепление реалистических начал (постепенное расширение тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности, в тяготении скульпторов к более непосредственной передаче натуры).
- синтез скульптуры с архитектурой - органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач (при широком размахе строительства в начале XIX века приводит к тому, что из среды скульпторов выделяются. мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами (Демут-Малиновский и Пименов)).
- В творчестве скульпторов начала XIX века, которые работали в основном в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры, портрет занимал относительно второстепенное место.
- подъем русской скульптуры в начале XIX века нашел выражение и в так называемых малых формах, например, в медальерном искусстве (Ф. П.Толстой)
Русская скульптура второй трети 19 - начала 20 века
Развитие русской скульптуры тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве.
- утрата монументальности, потеря связи с архитектурой, преимущественное развитие станковой скульптуры.
- монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение.
- установка монементов личностям имеющим большое общественное занчение - деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям.
- в станковой скульптуре - подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки.
- 1851 г. - упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени "по части ваяния фигур и орнаментов".
- рождение скульптуры реалистического плана.
Каменский Ф.Ф. (1838-1913), бытовые сюжеты. "Мальчик-скульптор" (ГРМ, мрамор, 1866), "Первый шаг (ГРМ, мрамор), портретные бюсты
Иванов С.И. (1828-1903) - "Мальчик в бане" (мрамор, ГТГ),
Антокольский М.М. (1842-1902) - историческая тематика. "Иван Грозный, "Петр 1,созерцательная, философская направленность- "Христос перед народом", "Мефистофель",Умирающий Сократ»,
Микешин М.О. (1835-1896) - памятник 1000-летию России (Новгород), проект памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, памятник русским воинам в Ташкенте.
Шредер И.Н. (1835-1908) - памятник Петру 1 в Петрозаводске, Пржевальскому, Крузенштерну в СПб, Беллинсгаузену в Кронштадте, Корнилову, Тотлебену, Нахимову в Севастополе.
Опекушин А.М. (1841-1923) - памятник Пушкину в москве (1880), вариант - СПб на Пушкинской ул., Лермонтову в пятигорске, естествоиспытателю Бэру в Тарту, Александру 2 и Александру 3 в Москве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: