Пример выполнения анализа внешней среды предприятия
Проведение анализа рассмотрим на примере ООО «Х», основной деятельностью которого является торговля мебелью: кухонными гарнитурами, детскими наборами и мягкой мебелью. Реализация через розничную сеть осуществляется через собственные магазины, а также путем заключения договоров комиссии с мебельными магазинами. Доставка товара, согласно договорам с поставщиками- производителями, может осуществляться как самим покупателем (ООО «Х»), так и транспортом фирмы-продавца на различных условиях. Для обеспечения бесперебойности данного направления предприятие имеет парк автомобилей. Ценовая политика формируется исходя из анализа покупательского спроса и сезонности. Анализ внешней среды. Для ООО «Х» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения. В настоящее время в зоне функционирования организации и всей России в целом, действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговлей мебелью. Среди них можно выделить: конкурентов-гигантов, занимающихся продажей различных видов мебели, как импортной, так и отечественной; фирмы, занимающиеся реализацией только одного вида продукции; магазины, реализующие продукцию только одного производителя, часто они подотчетны фирме-производителю, либо мебельной фабрике принадлежит часть акций или уставного капитала таких фирм; средние предприятия, как ООО «Х», имеющие разносторонние интересы на рынке; выставочные организации; фирмы, которые сами занимаются производством мебели, и сами ее реализуют; для таких фирм характерна работа на заказ и под размеры клиента с выездом мастеров на дом для замера помещений и в последующем установки мебели.
Таким образом, мебельных производителей можно подразделить по принципу географического местоположения: на отечественных (чаще всего Москва, Московская область и Санкт-Петербург), из стран СНГ (Белоруссия), зарубежных (Италия, Испания, Польша, Чехия); В зависимости от используемого сырья мебельных производителей можно подразделить: производящие мебель из натурального дерева, использующие ДСП, МДФ и искусственные материалы. В зависимости от производимой продукции мебельных производителей можно подразделить на следующие категории: узко специализированные на одном виде продукции, производители большого разнообразного ассортимента. Структуру потребительского рынка мебели в России составляют все семьи, имеющие собственное жилье и стремящиеся приобрести добротную и надежную мебель. Их предпочтения следующие: 1/3 часть покупателей мебели – предпочитают продукцию им- портного производства, 2/3 покупателей мебели – приобретают мебель отечественного производства, ориентируясь на ее относительную дешевизну. Существенно, что мебельный сегмент рынка в России постоянно растет, особенно доля мебели средней стоимости, что обусловлено: стабильным качеством мебели, особенностями структуры потребительского рынка, доступной ценой. ООО «Х» занимает на рынке среднее положение, т.е. оно реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества непосредственно на пред- приятиях-изготовителях представителями компании. В целом, мебельная отрасль находится в стадии зрелости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все предприятия поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким пара- метрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В мебельной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.
Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, т.к. отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие в отрасль предприятия предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для ООО «Х». Для преодоления такой негативной ситуации, крупные «предприятия- лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести: экономию средств при крупномасштабных поставках, создание единой торговой марки и предпочтений покупателей к ней; объединение капиталов для расширения в качественно новых направлениях. Такой фактор внешней среды как возможность создания товаров- субститутов определяется в первую очередь предпочтениями моды в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и т. д. Уровень конкуренции с товаром-субститутом определяется степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть его данному товару. Здесь решающим является такой показатель, как «стоимость переключения покупателя». Способность покупателей диктовать свои условия в ООО «Х» выражается как: продажа продукции отдельными частями (а не целыми комплектами) по желанию заказчика, осуществление доставки и монтажа; предоставление товарного кредита. Для улучшенного понимания запросов покупателей, выявления направленности моды, покупательной способности населения, интереса, про- являемого к продукции нашей предприятия, в деятельности предприятия используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей мебельного салона компании, информация обрабатывается, систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии предприятия.
Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними. Любая фирма в данной отрасли стремится к снижению действия рас- смотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредством своей стратегии. На основе проведенного анализа внешней среды сформируем список возможностей: 1. Улучшение уровня жизни населения. 2. Изменение рекламных технологий. 3. Появление новых поставщиков. 4. Снижение налогов и пошлин. 5. Разорение и уход фирм-продавцов. 6. Развитие информационной отрасли. 7. Снижение цен на сырье и готовую продукцию. 8. Совершенствование менеджмента. 9. Уменьшение императивных норм законодательства. 10. Снижение безработицы. 11. Неудачное поведение конкурентов. 12. Изменения моды. 13. Совершенствование технологии производства. 14. Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей. Аналогично, сформируем список факторов внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы): Изменение правил ввоза продукции. 1. Сбои в поставках продукции. 2. Рост темпов инфляции. 3. Появление товаров-субститутов; 4. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; 5. Скачки курсов валют; 6. Снижение уровня жизни населения; 7. Рост налогов и пошлин; 8. Ужесточение законодательства; 9. Появление принципиально нового товара; 10. Рост безработицы; 11. Появление новых фирм на рынке; 12. Усиление конкуренции; 13. Национализация бизнеса; 14. Ухудшение политической обстановки. ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|