Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание Петром I системы научных учреждений




В ряду задуманных и осуществленных Петром I государственных реформ было создание системы учебных и научных заведений. С пер­вых лет XVIII в. в России одна за другой открываются новые школы: Пушкарская и Навшацкая школы, Московская и Петербургкая ар­тиллерийские школы, Медицинское училище, Инженерная школа, светские «цифирные» школы. Вопрос об организации единого научно-учебного центра Петр 1 уже с 1710-х годов обсуждал в беседах и переписке с крупными немецкими учеными, а в 1721 г. придворный библиотекарь И. Шумахер был послан за границу, чтобы вести пере­говоры с профессорами европейских университетов и академий «о сочинении социетета наук, подобно как в Париже, Лондоне, Берлине и прочих местax» и об условиях их переезда в Россию для участия в создании и деятельности Академии наук.

22 января 1724 г. Сенат в присутствии Петра 1 обсудил проект созда­ния Академии, представленный ее будущим президентом X. Блюментростом, а 28 января подписал протокол, где говорилось об учрежде­нии Академии наук, «в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили бы книги»; в протоколе были оговорены суммы, выделенные на содержание Академии. Про­ект предусматривал одновременное учреждение гимназии и универ­ситета для подютовки молодых людей к занятию науками.

Ученые, преподаватели и даже первые студенты были приглашены из Европы; им были установлены хорошие денежные оклады, выде­лены деньги на переезд и создание достойных условий для проживания в России. Организаторы Академии понимали, что только значи­тельный материальный интерес может заставить европейских уче­ных переехать из цивилизованных стран с налаженной работой науч­ных центров в Россию. Ученые и студенты начали съезжаться в Петербург в 1725 г. Некоторые из них надолго, а многие и на всю жизнь связали свою судьбу с развитием российской науки: это один из самых первых академиков математик Л. Эйлер, геолог И. Гмелин, математик Н. Бернулли, физиолог Д. Бернулли, астрономы И.-Н. Де-лиль и Л. Делиль де ла Кройер, историк Г. Миллер и др. В университет и гимназию были зачислены и русские студенты, представи гели разных сословий. Со временем Академия воспитала целый ряд оте­чественных ученых, в том числе М. В. Ломоносова, С. Е. Десницкого, С. П. Крашенинникова и т. д.

Академия, а потом и другие учебные заведения (Сухопутный шля-хетный корпус в Петербурге, Московский университет) стали средо­точием русской науки и культуры. Силами этих научных центров были основаны и получили систематическое развитие первые русские пе­риодические газеты и журналы. В рамках академической системы они обрели опыт, выработали свои принципы и традиции. Сотрудни­ками первых изданий — редакторами, составителями, переводчика­ми — были также академики, профессора, адъюнкты и студенты Ака­демии. Уклон периодических изданий в сторону академизма был предопределен самим составом сотрудников, в России тех лет Акаде­мия была единственным местом сосредоточения культурных сил и технических средств, необходимых для регулярного выпуска газет и журналов. Уже в 1728 г. в Академии наук стала складываться система периодических изданий, которая со временем расширялась:

— научные периодические издания — «Commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae» (1728-1751), «KpaiKoe описание Коммен­тариев Академии наук» (1 728-1 751), «Novi Commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae» (1750-1776), «Новые комментарии Петер­бургской Академии наук» (1750-1776), «Acta Academiae Scientiarum Petropolnanae» (1778-1786); «Nova Acta Academiae Scientiarum Petropolitanae» (1787-1806);

— газеты «St.Petersburgische Zeitung» (как академическое изда­ние: 1727-1774) и «Санкт-Петербургские ведомости» (как академи­ческое издание: 1728-1875);

— научно-популярные издания — «Месячные исторические, гене­алогические и географические примечания в Ведомостях» — прило­жение к «Санкт-Петербургским ведомостям» (1 728-1 742), «Ежеме­сячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755-1764),

«Академические известия» (1779-1781), «Новые ежемесячные сочи­нения» (1786-1796).

Значительным событием культурно-научной жизни России XV111 в. стало открытие в 1755 г. Московскою университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, хотя в официальных кругах и цар­ских указах основателем университета был назван граф И. И. Шува­лов. Университет получил право издавать книги и периодические из­дания. Академия наук передала университету типографское оборудование, и в 1756 г. в Москве начала выходить вторая русская периодическая газета — «Московские ведомости».

§ 2. Научные периодические издания

Научные периодические издания представляли собой сборники диссертаций или сокращенных изложений диссертаций (научных статей), написанных сотрудниками Академии наук, и давали полную картину достижений российской науки. Первый том научных трудов Академии на латинском языке «Commentani AcademiaeScientiarum Petropolitanae» явился полным отчетом за 1726 г., но работа над ним растянулась на два года, гак что он вышел лишь в 1728 г. Одновремен­но был издан его русский перевод под названием «Краткое описание Комментариев Академии наук», причем это не было буквальным аовторением латинского оригинала: «Краткое описание» не всегда приводило полный текст диссертаций, иногда довольствовалось их сокращенным изложением, зато давало более широкую картину трудов российских ученых. Параллельное издание «Комментариев» на латинском и русском языках продолжалось до 1751 г.; всего выш­ло 15 юмов. Это было первое научное периодическое издание, по форме и содержанию — научный журнал.

С 1750 г. сборники научных трудов Академии наук стали выходить под новым названием — «Novi Commentani Academiae Scientiarum Petropolitanae». Этот журнал также имел параллельное издание на русском языке — «Новые комментарии Петербургской Академии наук». Более поздние научные журналы Академии наук — «Acta Academiae Scientiarum Petropoluanae» и «Nova Acta Academiae Scientiarum Petropolitanae» — выходили только на латыни.

Научные периодические издания Академии наук были адресованы узкому кругу академиков, профессоров, студентов: тематика и специ­фический научный язык, насыщенный терминами, делали недоступ­ными для неподготовленного читателя даже те журналы, которые вы­ходили на русском языке, не говоря уже о журналах на латыни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...