Кризис мирового хозяйства и проблемы экономики России
Кризис, который начался, как финансовый в США, охватывает все больше государств и быстро приобрел черты глобального кризиса мирового хозяйства. Существующая мировая экономическая модель возникла как реакция на кризис 70-х годов прошлого века. Это был кризис избытка капитала. Как известно, классики политэкономии еще в 19 веке отмечали, что капитал растет быстрее, чем получает свое возмещение труд. Отсюда проблемы недостаточного спроса. В классическом варианте капитализм решает это за счет кризиса перепроизводства. В эпоху империализма – за счет вывоза капитала. Эти способы исчерпали себя во 2-ой половине 20 века. Дальнейшее развитие научно-технического прогресса потребовали от США, как лидера мировой экономики, принятия адекватных мер, в том числе, связанных со стимулированием не только капитала, но и совокупного спроса домохозяйств, в основном, за счет государства и эмиссии денег, выдавая домохозяйствам все больше кредитов, тем самым, создавая избыточный спрос. США вынуждены были проедать ресурсы, которые должны были обеспечить спрос в будущем. Происходило накопление долгов. Так, если сравнить рост долгов домохозяйств и всего совокупного долга США и американского ВВП, то экономика в этот период растет со скоростью 2-3%, максимум 4 % в год, а долги – со скоростью 8-10% в год. В итоге, долги домохозяйств превысили объем экономики страны и составили более 14 трлн. долларов. Кризисные явления начались еще в 90-е годы прошлого века. Как известно, доллар является не просто мировой резервной и торговой валютой, около 70% международных транзакций – все банковские операции в долларах. После 1971 года доллар становится единой мерой стоимости. Современная модель хозяйствования, построенная на долларе, как главной мировой валюте, привела к тому, что Америка играет уникальную роль в мировой экономике. Она производит около 20% мирового ВВП, который составляет порядка 60 трлн. долл., а потребляет около 40% мирового ВВП. В конечном итоге, «вина» в мировом экономическом кризисе лежит на американских заемщиках, точнее на тех, кто позволил им набрать кредиты в банках на такие суммы, которые они заведомо не могли вернуть. Невозврат долгов по ипотеке США достиг критической массы. Была запущена цепная реакция. США должны были срочно спасать кредитные организации, увеличивая свою долю в крупнейших из них и выделяя 700 млрд.долл. на поддержку финансовой системы, расширяя, тем самым, государственное воздействие. Устаревшая система глобального бизнес - порядка, в том числе межгосударственные правила кредитования и оказания финансовой помощи показывают, что нынешняя мировая финансовая система не была готова к кризису. Попытки поиска выхода изданной ситуации были предприняты лидерами 20 крупнейших экономик мира, производящих более 80 % мирового ВВП. На встрече в Вашингтоне в ноябре 2008 года был намечен ряд мер. Среди них:
• Усиление контроля за финансовой системой. Не допускать спекуляции на фондовых рынках и создать для надзора за 30 крупнейшими банками мира специальную комиссию. • Не допускать протекционизма. Двадцатка договорилась соблюдать принципы свободной торговли, не мешать движению капиталов и товаров. • Использовать налоги для поддержки спроса на внутреннем рынке. • Оказать содействие беднейшим странам мира, пострадавшим от финансового кризиса (Россия уже выделила на эти цели порядка 1 млн. долл.) Россия не осталась в стороне от финансовых потрясений. Крупные бизнес – структуры предпочитали брать дешевые кредиты зарубежьем и под высокий процент выдавать их российским хозяйственным структурам. Это привело к значительному росту внешнего долга, который по данным центрального банка составил
Таким образом, общий внешний долг компаний и банков достиг критической величины, способной обрушить экономику. Зарубежные инвесторы в условиях кризиса стали срочно выводить свои средства с российского рынка (за первые 2 месяца кризиса за рубеж было выведено порядка 50 млрд. долл.). У российских банков и корпораций отсутствовали средства для выплаты по долгам перед иностранными кредиторами. В экономике возник кризис ликвидности. Реальный сектор экономики испытывает острую нехватку денежных ресурсов для хозяйственной деятельности. Государство было вынуждено расширить воздействие на экономику. Запланировано выделение 5 трлн. руб. на поддержку бизнес - структур России. Выделено порядка 50 банков, которым будет оказана финансовая помощь. Однако вызывает тревогу, что банки, которым оказывается господдержка, получают финансовые ресурсы под 8% (при ставке рефинансирования – 12%, кстати, подобная ставка в США чуть более 1%, в Японии – около 0%), а выделяют эти средства нуждающимся структурам под 15 и более %, что затрудняет получение так необходимых денежных ресурсов производителям. К тому же, увеличился вывоз капитала за рубеж, в том числе и со стороны тех финансовых организаций, которые получают государственную поддержку. Население страны, в первую очередь, озабочено россом цен. Особую тревогу вызывает рост с 2009 года платы за холодную, горячую воду, канализацию, электричество, газ и отопление. Федеральная служба по тарифам утвердила предельно-максимальные уровни тарифов с ростом в среднем на 25%. К тому же, собрав высокий урожай зерна - 103 млн. тонн мы имеем падение цен на зерно и рост цен на хлебопродукты. Необходимо устанавливать предельную норму рентабельности для производителей хлеба. Серьезную озабоченность вызывает рост безработицы, особенно среди квалифицированной рабочей силы, при этом, например, среди десяти самых востребованных в Санкт-Петербурге профессий присутствуют вакансии на места, требующие невысокой квалификации: водитель автомобиля, подсобный рабочий, уборщик служебных помещений, охранник, повар, грузчик, продавец непродовольственных товаров, маляр, медсестра, сварщик.
Растет курса доллара, так в июле 2008 года он был 23 руб.56 коп., в сентябре 25 руб. 43 коп, в конце ноября 27 руб. 57 коп. Будоражит мысль о грядущей девальвации рубля. Фундаментальная стоимость рубля – это соотношения постоянно колеблющихся денежной массы и денежной базы к золотовалютным резервам страны, сейчас находится в пределах 9-27 рулей к доллару. Пока курс находится в этих рамках о девальвации речь не идет. К примеру, в 1998 году это соотношение составляло 7-22 рубля за доллар, а текущий курс центрального банка был – 6 рублей, т.е тогда наша валюта была переоценена, от того и рухнула. Однако, снижение курса рубля возможно и в будущем. Об этом, кстати, свидетельствует принятый бюджет страны до 2011 года.
В ноябре 2008 года руководство страны предложило ряд срочных мер по преодолению Россией мирового финансового и экономического кризиса, среди которых меры социального характера, связанные с повышением зарплаты, увеличение пособий по безработице, пенсий. Государство намерено выкупить на рынке жилья свыше 40 тыс. типовых квартир уже готовых, либо находящихся в высокой степени готовности. Но эти цели выделяется дополнительно почти 83 млрд. руб. Это поможет не только строительным компаниям, но и тем людям, которые вложили свои собственные деньги в строительство квартир. Предусмотрена оптимизация с 2009 года порядка начисления НДС по авансовым платежам, увеличение с 2010 г. размера амортизационной премии до 30% и снижение на 4% ставки налога на прибыль. Цена вопрос – около 600 млрд. руб. Предусмотрено выделение средств на поддержку малого бизнеса. Будет направлено 30 млрд. руб. на кредитование, субсидирование процентных ставок и госгарантий, на развитие инфраструктуры малого бизнеса, на гранты и обучающие программы. Процессы, происходящие в социально-экономической сфере государств мира, свидетельствуют о серьезных испытаниях. Мы вступаем в эпоху перехода от однополярного мира к многополярному, к перестройке финансово-экономического механизма мирового хозяйства, к усилению воздействия государства на экономику. Начавшийся глобальный кризис по оценкам охватит период 1,5 – 2 года, и только скоординированные усилия многих стран позволят преодолеть его с потерями, не сдерживающими поступательное развитие мировой экономики.
Билет 7 международных рейтингов конкурентоспособности. Проблема конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более актуальной. Это ее значение возрастает вместе с ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации. В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства приобретает в наши дни – в условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные конструкции многих стран. Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место [1]. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место [2]. Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет). Российская Федерация заметно проигрывает в уровне качества государственных институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности заработной платы, производительности труда и налогов, показателям сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды.
Столь низкие места России объясняются как объективными российскими трудностями в данной области, так и определенной условностью и ангажированностью существующих рейтингов [3]. О недостаточной корректности, к примеру, свидетельствует тот факт, что в рейтингах не учитывается геополитический фактор, имеющий немаловажное значение для реальной конкурентоспособности государств, поскольку от уровня конкурентоспособности геополитики страны в немалой степени зависит создание необходимых условий для конкурентоспособности экономики и в целом государства в жесткой конкурентной среде глобализирующегося мира. На наш взгляд, в отсутствии этого и некоторых других значимых параметров заключается некая условность и недостаточная объективность существующих рейтингов. Например, в первую десятку могут не попасть такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, но может попасть Исландия или Эстония. Даже если брать во внимание только экономический аспект, то непопадание Китая даже в число 20 первых стран рейтинга вовсе не говорит о том, что его товары, все больше заполняющие полки американских и европейских супермаркетов, не конкурентоспособны 8 билет Постиндустриализация означает быстрый рост так называемого третичного сектора — сферы слуг. Доиндустриальное общество базировалось на первичном секторе в экономике (сельское хозяйство, охота, рыболовство). В индустриальном обществе главным сектором стал вторичный, к которому относятся промышленность и строительство. Третичный сектор отличается тем, что его отрасли в значительно большей степени ориентированы на производство и распространение знаний и обслуживание людей, чем. на обслуживание отраслей материального производства. Важнейшие черты постиндустриального общества: изменение структуры производства и потребления; рост уровня образования; повышенное внимание к окружающей среде. Предпосылки к формированию единого мирового хозяйства возникают в условиях перехода к научно-индустриальному производству, когда национальные рамки начинают препятствовать развитию производительных сил. На современном этапе мирохозяйственные связи приобретают качественно новые черты, связанные с развитием международного сотрудничества. Билет 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|