Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специализированные учреждения





Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

Цели ООН:

1. поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;

2. развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;

3. обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека и т.д.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

В настоящее время членами ОЭСР являются 29 стран. Более 20 лет (с 1973 года, когда в ОЭСР вошла Новая Зеландия, до 1994 года) состав ОЭСР не менялся и насчитывал 24 страны. В девяностые годы XX века к ней присоединились Мексика, Чехия, Венгрия, Польша и Корея.

Каких‑либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в члены организации, все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала: приверженность принципам рыночной экономики; приверженность принципам плюралистической демократии. Такое решение принимается единогласно Советом ОЭСР.

Принятию решения о членстве предшествует похожее по процедуре принятие решения о начале переговоров о вступлении. Такие переговоры длятся от одного до двух лет и служат для выяснения степени соответствия экономических правил, юридической и институциональной структуры страны‑претендента стандартам, достигнутым странами ОЭСР.

Основным органом, принимающим решения является Совет ОЭСР, в который входят постоянные представители всех стран‑членов в ранге послов и представитель Европейского союза. Раз в год Совет ОЭСР собирается на "министерском" уровне.

Обсуждения на уровне экспертов происходят в комитетах, специализирующихся на определенных областях экономики и социальной политики. Таких комитетов (вместе с рабочими группами) около 200. Решения комитетов конфиденциальны и принимаются консенсусом без голосования.

Организацией заседаний комитетов и подготовкой аналитических материалов занимается секретариат. В секретариат входят 11 специализированных директоратов, Центр по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР, 6 полусамостоятельных (с отдельным бюджетом и программой) организаций, из которых наиболее заметными является Международное энергетическое агентство (МЭА) и Агентство по атомной энергии.

Руководит работой Секретариата и председательствует на заседаниях Совета Генеральный секретарь. С 1 июня 2006 года Генеральным секретарем является Анхель Гурриа.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по‑настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР.

Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Билет 17


Мировая продовольственная проблема

Продовольствие — важнейший фонд жизненных функций человечества. Великий наш соотечественник, физиолог И. П. Павлов указывал, что «взаимоотношения живого организма с окружающей природой — есть взаимоотношения, опосредованные вопросами питания». Этот справедливый посыл наводит на мысль о том, что обеспечение продовольствием человечества выходит далеко за рамки природноестественных и производственных факторов. Еда, принадлежащая в своей первооснове среде обитания, используется человеком как продукт его культуры, занимая в системе «природа — культура» промежуточное место. Существует, например, широко известное выражение «цивилизация риса», из которого следует, что рису как продукту принадлежит значительное место не только в питании, но и во всей системе духовных связей между людьми и миром природы.

Мировая продовольственная проблема является одной из наиболее острых, хотя за последние полвека здесь достигнут существенный прогресс - численность недоедающих и голодающих сократилась вдвое.

Тем не менее абсолютную нехватку продовольствия по калориям испытывает каждый шестой-седьмой житель Земли. Наиболее остро эта проблема стоит в беднейших странах, таких, например, как Того, Монголия, где на каждого человека приходится менее 2000 ккал в день.

В то же время в таких развивающихся странах, как Бразилия. Мексика. Индонезия. Аргентина, Марокко. Сирия, Турция, эта величина превышает 3000 ккал (в России сегодня примерно 2600 ккал; в СССР 3300-3400 ккал). В США же каждый четверили страдает от ожирения (потребление килокалорий составляет здесь в день на каждого жителя 3600-3700).

В перспективе как неизбежная проблема голода не стоит в силу использования современных методов интенсификации сельскохозяйственного производства, современных биотехнологий и других достижений научно-технического прогресса.

Считается, что производство продовольствия в мире в течение ближайших 15-20 лет будет в целом способно удовлетворить спрос на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн человек.

Основными поставщиками продовольствия являются США. Канада. Германия, Нидерланды, Франция. Австралия, Аргентина. Новая Зеландия.

Треть закупок приходится на развивающиеся страны. Проводимая этими странами политика высоких внутренних цен приводит к избытку продовольствия и необходимости субсидирования его производства и экспорта.

Регулирование проблем демографии, голода и безработицы осуществляется как на международном, так и на национальном уровне.

На международном уровне эти вопросы решают следующие организации:

• Международная организация труда (МОТ);

• Комиссии и комиссариаты ООН но беженцам, продовольствию,

демографическим проблемам;

• Международная продовольственная ассоциация (ФАО).

Последней оказывается техническая помощь, содействие в подготовке кадров, предоставление консультаций, экспертиз, распространение новых высокоурожайных культур, передача достижений в области биотехнологий, помощь в строительстве инфраструктурных объектов.

На национальном уровне усилия правительств и местных органов власти направляются на проведение следующих мероприятий:

• интенсивное развитие крупных фермерских и коллективных хозяйств;

• развитие и широкое внедрение с помощью государства биотехнологий,

обеспечивающих резкое увеличение урожайности; оказание научно-технической и селекционной помощи:

• развитие системы государственных заказов на сельскохозяйственную

продукцию;

• масштабное строительство элеваторов, мукомольных комбинатов,

перерабатывающих предприятий;

• налоговое и иное стимулирование, регулирование количества рабочих

мест.
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ


Проведенный анализ позволяет заключить, что, с одной стороны, продовольственная проблема выступает как глобальная, затрагивая, так или иначе, все человечество, во всяком случае, – все крупнейшие государства мира. С другой стороны, она имеет ярко выраженный географический характер и проявляет себя на разных ступенях территориальной иерархии – региональной, страновой, районной, локальной. Причины, острота и масштабы распространения неправильного питания, недоедания и голода на земном шаре диктуются, прежде всего, социально-экономическими факторами, что должно определять и направление поисков выхода из существующего положения. Оно во многих случаях имеет давние исторические корни и цивилизационные истоки, но часто выглядит непосредственным порождением заблуждений и ошибок XX в. Отсюда – неизбежное многообразие и оправданная неоднозначность предлагаемых наукой рецептов по улучшению ситуации.

Вырабатывать политику обеспечения населения продуктами питания и стремиться к достижению искомого баланса с учетом внешнеторговых возможностей приходится, прежде всего, на уровне отдельных стран. Ключ к «снятию» продовольственной проблемы у каждой из них должен быть собственным. С подобных позиций оценка агроресурсного потенциала планеты – общетеоретическая задача, с которой связаны выход на конечные параметры – производственные и, как следствие, демографические. Прикладные же рекомендации реальны для исполнения лишь в разрезе конкретных государств как главных носителей суверенитета.

Перспективы дальнейшего вовлечения естественных ресурсов планеты в сферу сельскохозяйственной деятельности остаются предметом оживленных дискуссий. Это вызывается как недостаточной еще изученностью самих агроприродных факторов и вероятности более полноценного их использования в производстве, так и расхождениями в отношении перспектив агротехнического прогресса в отрасли.

К тому же, многое зависит от того, какую структуру питания принять в качестве производной: научно обоснованную или фактически сложившуюся. Но даже если взять за основу единый рацион, например, «среднего» европейца, разброс во мнениях специалистов касательно допустимой численности населения на планете оказывается очень большим: от уже реально возникшей на горизонте цифры 7 млрд. до гипотетических 50 млрд. человек. В последнем случае не только принимают в качестве необходимой посылки повсеместное распространение передовых интенсивных технологий, но отталкиваются от явно чрезмерного показателя верхнего уровня распаханности суши – до 70%.

Среди многих расчетов сельскохозяйственного потенциала Земли один из самых фундаментальных был выполнен в 70-х гг. группой голландских ученых. Они оценили всю пригодную для земледельческого освоения территории в 3714 млн. га. Это составляет 27,4% всей суши (без Антарктиды), из которых орошением в будущем реально охватить до 470 млн. га пахотных угодий. В свете этих показателей максимально возможная (с учетом тех ограничений, которые ресурсы фотосинтеза накладывать на естественный процесс формирования биомассы) биологическая продуктивность возделываемого клина была исчислена в зерновом эквиваленте в 49830 млн. т в год. Однако на практике весомую часть обрабатываемых площадей человеку всегда придется отводить под технические, тонизирующие, кормовые и другие непродовольственные культуры.

На современном этапе упор все больше переносится на необходимость подъема урожайности в развивающихся странах, которые располагают возможностями опереться на уже имеющиеся в мире агрономические и прочие научно-технические достижения. Однако при бесспорной в целом справедливости данного тезиса механические заимствования, увы, вряд ли окажутся эффективными. Иной, слабо еще познанный природный фон тропиков, крайне чувствительная реакция их естественных геосистем на антропогенные воздействия, избыток рабочих рук в деревне третьего мира, высокая энергоемкость прогрессивных агротехнологий – все это ограничивает возможности традиционного сельского хозяйства идти накатанной дорогой интенсификации.


Билет 18

.Демографическая проблема. Концепции демографического перехода.Экономические последствия современного демографического вызрыва.

Демографическая проблема в самом общем виде заключается в неблагоприятных дляэкономического развития динамике населения и сдвигах в его возрастнойструктуре. Данная проблема складывается по-разному в развивающихся и вразвитых, а также постсоциалистических странах.В ряде развивающихся стран суть демографической проблемы составляет резкийрост населения, который тормозит экономическое развитие, лишая данные странывозможности осуществлять производственное накопление в сколько-нибудьзначительных размерах.Другой аспект демографической проблемы составляет переход развитых стран кпростому воспроизводству населения, а во многих постсоциалистических странах– депопуляция вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью.

 

Концепция демографического перехода С целью объяснения процессов роста населения мира была разработана концепциядемографического перехода. Согласно этой концепции, в традиционном обществерождаемость и смертность высоки, и численность населения растет медленно.Демографический переход начинается почти одновременно с формированиеминдустриального общества. Переход от традиционного к современному типувоспроизводства (низкая рождаемость – низкая смертность – невысокийестественный прирост) завершился в индустриальных странах Западной Европы иСеверной Америке в 50-х гг. ХХ в., а в последней четверти века он начинался вряде развивающихся стран и регионов (Китай, Юго-Восточная Азия, ЛатинскаяАмерика).В первой фазе снижение смертности (вследствие улучшения качества питания издравоохранения) происходит быстрее, чем снижение рождаемости, а результатечего резко увеличивается естественный прирост населения. В этой фазе –«демографический взрыв».Во второй фазе смертность продолжает снижаться, но рождаемость падает ещебыстрее, вследствие чего прирост населения постепенно замедляется.Для третьей фазы характерно замедление снижения рождаемости при некоторомповышении смертности, так что естественный прирост сохраняется на невысокомуровне. К завершению этой фазы в настоящее время близки промышленно развитыестраны.Наконец, в четвертой фазе показатели смертности и рождаемости становятсяпочти одинаковыми, и процесс демографической стабилизации заканчивается.Ожидается, что процесс демографического перехода продлится примерно до 2100г., когда произойдет стабилизация численности населения на уровне 10,5 млрд.человек.

 

Экономические последствия депопуляции связаны прежде всего с абсолютным сокращением рабочей силы, того трудового потенциала, который общество может вовлечь в производство и экономическую активность вообще, а также со старением населения. Это может привести к замедлению экономического роста, сужению возможностей технического уровня производства, появления новых технологий и т.п.

19билет

Финансовые ресурсы мира:понятие и механизм перераспределения.Структура мирового финансового рынка.Мировые финансовые центры.

 

Финансовые ресурсы мира:

- по широкому определению, являются суммой финансовых ресурсов всех стран, между-народных организаций и мировых финан-совых центров

-по узкому определению – это только те финансовые ресурсы, которые используются в международных экономических отношениях, т.е. между резидентами и нерезидентами

 

 

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков.
К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.
Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги.
Финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Принято выделять несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок и рынок капиталов.
На валютном рынке совершаются валютные сделки через банки и другие кредитно-финансовые учреждения.
На рынке капиталов аккумулируются и образуются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

 

Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — действующий международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др. Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно — финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом.

 

Билет 20

Транснациональные корпорации (ТНК) – международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата – получения прибыли.

Основные направления влияния ТНК на мировую экономику.

- ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

- ТНК контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах.

- ТНК играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных и финансовых возможностей именно они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства.

- Международные корпорации являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за прямыми зарубежными инвестициями.

Под транснациональными банками и финансовыми транснациональными корпорациями понимаются корпорации, действующие в кредитно-финансовой сфере мирового хозяйства и имеющие те же признаки, что и производственные либо сбытовые ТНК. По сути они отличаются от традиционных ТНК только сферой деятельности и специфическими инструментами, соответствующими данной сфере.

В начале XXI в. масштабы деятельности финансовых ТНК и ТНБ значительно увеличились благодаря открытию восточноевропейского и постсоветского пространств, росту Китая как мировой фабрики по производству электроники, обуви и текстиля, а теперь и легковых автомобилей и крупнейшего рынка сбыта, либерализации международной торговли и движения капитала прежде всего в форме ПИИ в акционерный капитал. По статистике общее количество финансовых ТНК и ТНБ оценивается более чем в 150 единиц. Они располагают более чем 5 тыс. отделений.

В 2005 г. перечень 50 крупнейших транснациональных банков возглавляет компания “Ситигрупп” (США), за ней следует “ЮБС” (Швейцария) и “Альянц” (Германия). В совокупности финансовые ТНК из Франции, Германии, Японии, Великобритании и США занимают 74% ведущих позиций списка.

В Клубе 500 транснациональным банкам принадлежат 74 позиции. Их совокупная капитализация составляет свыше 3 трлн. долл. США. Здесь первенство также держат банки США, но транснациональные банки расположены сегодня на всех континентах земного шара. В Европе крупнейших из них насчитывается 32, в Северной Америке — 21, в Юго-Восточной Азии — 10, в Африке -5, в Австралии — 4, в Южной Америке — 2. Кроме того, в Клуб 500 включены 18 компаний, оказывающих специализированные финансовые услуги. Общая их капитализация составляет почти 570 млрд. долл. Из них 14 финансовых ТНК принадлежат США и по одной — Италии, Японии и Тайваню (провинция Китая).

В деятельности ТНБ немало проблем. Одна из самых острых — проблема внешней задолженности, которая проявляется для них более болезненно, чем для ТНК. Решать они ее пытаются, проводя в странах-должниках специфическую кредитную политику (вплоть до кредитной дискриминации и блокады). В современном развитии транснациональных банков прослеживаются две взаимосвязанные тенденции. Одна из них — все более тесное сотрудничество с транснациональными корпорациями, из которой они вышли, создание союзов. Вторая тенденция, подмеченная Р. И. Хасбулатовым состоит во все более интенсивной транснационализации банковского капитала, выражающаяся, в частности, в переплетении банковских институтов ведущих стран мира. Эта тенденция реализуется через взаимные инвестиции банков в акции и другие активы друг друга. Таким образом, в деятельности ТНБ, их союзов и ТНФО отражается поступательное развитие процесса мировой финансовой глобализации, основными носителями которого как раз они и выступают.

 

Билет 21

Золотовалютные резервы

Золотовалютные резервы, принадлежащие казначействам и центральным банкам запасы золота в слитках и монетах, средства в иностранных валютах на счетах банков за границей и иностранные банкноты и монеты. Страны — члены Международного валютного фонда (МВФ) включают в сумму своих З. р. также свободный остаток лимита, в пределах которого они пользуются безусловным правом истребовать у Фонда иностранную валюту. Общая сумма этого лимита определяется размером взноса страны золотом в капитал Фонда в счёт своей квоты, а с начала 1970 — сверх того ещё установленной для страны суммой её участия в специальных правах на получение валюты в Фонде. З. р. выполняют в основном функции запасного фонда международных платёжных средств и используются в необходимых случаях для покрытия дефицита платёжного баланса, а также для интервенции на валютном рынке в целях поддержания курса национальной валюты страны. З. р. страны не представляют собой постоянной величины. Оптимальным является поддержание их на уровне, обеспечивающем внешнюю ликвидность, т. е. способность страны своевременно, без перебоев погашать причитающиеся др. странам платежи. Истощение З. р. свидетельствует о неблагоприятном валютном положении страны. Относительное же сокращение общей суммы З. р. стран капиталистического мира по отношению к совокупной стоимости их импорта, являющегося основной статьей использования резервов, характеризует в известной мере состояние международной ликвидности, которая, по данным МВФ, за послевоенные годы непрерывно ухудшается (см. табл.).

Резкое снижение уровня международной ликвидности вызвано в основном недостаточным притоком золота. Это связано с нерентабельностью его добычи в ряде стран при низкой официальной цене 38 долл. (до марта 1972—35 долл.) за тройскую унцию и скупкой вновь добытого золота и даже части золота из централизованных резервов промышленниками, тезавраторами и спекулянтами. В результате золотые резервы капиталистических стран в целом, возросшие к концу 1965 до 42,0 млрд. долл., снизились до 36,2 млрд. долл. на конец сентября 1971. Недостаточный рост З. р. и опасность дальнейшего снижения международной ликвидности вынудили участников МВФ под нажимом США пойти на создание искусственных международных резервных средств в форме специальных прав заимствования валюты в Фонде, которые не имеют самостоятельной стоимости или реального обеспечения и предназначены для урегулирования сальдо платёжных балансов и расчётов с МВФ. Общая сумма З. р. распределена между капиталистическими странами крайне неравномерно. В сентябре 1971 приходилось (в %) на долю ФРГ 14, Японии 11, США 10, Италии, Франции и Швейцарии по 6, Великобритании и Канады по 4, а на все остальные страны всего 39. Доля золота в резервах стран также резко колеблется в зависимости от того, насколько их правительства поддавались нажиму США не предъявлять доллары к обмену на золото. В сентябре 1971 в З. р. Франции доля золота составляла 48%, Швейцарии 44%, Италии 43%, ФРГ 24%, Великобритании 16%, Канады 16%, Японии 5%.

В СССР и др. социалистических странах З. р. являются частью народно-хозяйственных резервов, накапливаемых и используемых в плановом порядке в соответствии с интересами строительства социализма и коммунизма и повышения материального благосостояния народов этих стран.

М. Г. Поляков.

Состояние международной ликвидности промышленно развитых капиталистических стран и развивающихся стран

Годы Общая сумма импорта, млрд. долл. Сумма золото- валютных резервов, млрд.долл. Покрытие импорта золото-валютными резервами, %
всего в т.ч. золото всего в т.ч. золото
  27,3 27,6 25,3    
  59,1 48,0 33,1    
  97,5 56,1 36,1    
  124,6 62,4 38,9    
  255,9 78,2 39,1    
  292,3 92,4 37,2    
  347,1 129,8 39,2    

Билет 21

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...