Защитные мероприятия и способы защиты персонала и населения при аварии на химически опасных объектах
Объём и порядок осуществления мероприятий по защите во многом зависят от конкретной обстановки, которая может сложиться в результате химически опасной аварии, наличия времени, сил и средств для осуществления мероприятий по защите и других факторов. Прежде всего защита от СДЯВ организуется и осуществляется непосредственно на ХОО, где основное внимание уделяется мероприятиям по предупреждению возможных аварий. Они носят как организационный, так и инженерно-технический характер и направлены на выявление и устранение причин аварий, максимальное снижение возможных разрушений и потерь, а также на создание условий для своевременного проведения локализации и ликвидации возможных последствий аварии. Все эти мероприятия отражаются в плане защиты объекта от СДЯВ, который разрабатывается заблаговременно с участием всех главных специалистов объекта. Он состоит из нескольких разделов и определяет подготовку объекта к защите от СДЯВ и порядок ликвидации последствий аварии. В разделе организационных мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются: - характеристика объекта, его подразделений (цехов), имеющихся на объекте СДЯВ; - оценка возможной обстановки на объекте в случае возникновения аварии; - организация выявления и контроля химической обстановки на объекте в повседневных условиях и при аварии, порядок поддержания сил и средств химической разведки и химического контроля; - организация оповещения персонала объекта; - организация укрытия персонала объекта в защитных сооружениях, имеющихся на объекте, порядок поддержания их в постоянной готовности к укрытию людей; - организация эвакуации персонала объекта при необходимости;
- порядок оснащения и применения гражданских организаций Гражданской обороны на объекте для ликвидации последствий аварии; - организация оцепления очага поражения, порядок оказания медицинской помощи, привлекаемые для этой цели силы и средства; - организация управления силами и средствами объекта при ликвидации аварии и её последствий, порядок использования сил и средств, прибывающих для оказания помощи в ликвидации последствий аварии; - порядок представления донесений о возникновении химически опасной аварии и ходе ликвидации её последствий; - организация обеспечения персонала объекта и гражданских организаций Гражданской обороны средствами индивидуальной защиты и ликвидации последствий аварии, их накопления и хранения; - организация транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения работ по ликвидации последствий аварии. В разделе инженерно-технических мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются: - размещение (оборудование) устройств, предотвращающих утечку СДЯВ в случае аварии (клапаны-отсекатели, клапаны избыточного давления, терморегуляторы, перепускные или сбрасывающие устройства и т.д.); - планируемое усиление конструкций ёмкостей и коммуникаций со СДЯВ или устройства над ними ограждений для защиты от повреждения обломками строительных конструкций при аварии (особенно на пожаро - и взрывоопасных предприятиях); - размещение (строительство) под хранилищами со СДЯВ аварийных резервуаров, чаш, ловушек (аварийных амбаров) и направленных стоков; - рассредоточение запасов СДЯВ, строительство для них заглублённых или полузаглублённых хранилищ; - оборудование помещений и промышленных площадок стационарными системами выявления аварий, средствами метеонаблюдения и аварийными сигнализациями. Планом предусматриваются также мероприятия по устранению аварий на каждом участке, имеющем СДЯВ, с указанием ответственных исполнителей из руководящего состава объекта, привлекаемых сил и средств, их задач и отводимого на выполнение работ времени.
По мере необходимости план защиты объекта от СДЯВ корректируется. Следует отметить, что эффективность перечисленных мероприятий защиты от СДЯВ во многом зависит от степени подготовки к защите сил и средств ликвидации последствий аварии. На ХОО заблаговременно создаются локальные системы оповещения персонала объектов. Системы оповещения включают в себя аппаратуру оповещения и обслуживающий персонал. Оповещение о факте химически опасной аварии (подача сигнала "Химическая тревога") осуществляется операторами, диспетчерами и дежурными ХОО. Системы оповещения должны иметь возможность в зависимости от обстановки передавать сигналы избирательно: - для отдельных подразделений (цехов) ХОО; - для всего ХОО. Заранее разработанные схемы оповещения должны определять порядок оповещения персонала объектов, как в рабочее, так и в нерабочее время. Для оповещения персонала работающей смены объекта, на котором произошла авария, используются электросирены, радиотрансляционная сеть и внутренняя телефонная связь. Организация ликвидации химически опасных аварий зависит от их масштабов и последствий. Химически опасные аварии, исходя из протяжённости границ распространения СДЯВ и их последствий, предлагается подразделять на следующие типы: локальная, местная и общая. Локальная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются одним сооружением (агрегатом, установкой) предприятия, приводят к заражению в этом сооружении воздуха и оборудования и создают угрозу поражения работающего в нём производственного персонала. Местная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются производственной площадкой предприятия или его санитарно-защитной зоной и создают угрозу поражения производственного персонала всего предприятия. Общая авария - авария, химические последствия которой распространяются за пределы производственной площадки предприятия и его санитарно-защитной зоны с превышением пороговых токсодоз.
Ликвидация последствий локальной аварии осуществляется силами и средствами предприятия, на котором произошла авария. Для этого на предприятиях крупнотоннажного производства и потребления СДЯВ имеются специальные штатные газоспасательные отряды и невоенизированные формирования (сводные отряды, команды, группы). Газоспасательный отряд, как правило, состоит из трёх взводов: оперативного, несущего постоянное четырехсменное дежурство и предназначенного для ликвидации аварий и спасения людей; обеспечения безопасности, занимающегося проверкой соблюдения требований безопасности на рабочих местах, в цехах и оказанием помощи в выполнении этих задач на предприятии; технического, задачей которого является обеспечение цехов предприятия средствами защиты и их проверка. В каждом цехе предприятия, связанном с производством или потреблением СДЯВ, имеются нештатные аварийные команды (группы). Руководство ликвидации последствий локальной аварии на предприятии осуществляет штаб проведения аварийных работ во главе с главным инженером предприятия. Комплекс мероприятий по ликвидации последствий химически опасных аварий включает: - прогнозирование возможных последствий химически опасных аварий; - выявление и оценку последствий химически опасных аварий; - осуществление спасательных и других неотложных работ; - ликвидацию химического заражения; - проведение специальной обработки техники и санитарной обработки людей; - оказание медицинской помощи поражённым. Прогнозирование возможных последствий химически опасных аварий осуществляется расчётно-аналитическими станциями. Полученные данные используются для принятия неотложных мер защиты, организации выявления последствий аварии, проведения спасательных и других неотложных работ. Выявление последствий аварии осуществляется проведением химической и инженерной разведки. Состав сил и средств, привлекаемых для выполнения задач разведки, зависит от её характера и масштабов. Данные разведки собираются в штабе руководства ликвидации аварии (чрезвычайной комиссии). На их основе производится оценка последствий аварии, разрабатывается план их ликвидации.
Спасательные и другие неотложные работы проводятся с целью спасения людей и оказания помощи поражённым, локализации и устранения повреждений, создания условий для последующего проведения работ по ликвидации последствий аварии. Ликвидация химического заражения проводится путём дегазации (нейтрализации) оборудования, зданий, сооружений и местности в районе аварии, заражённых СДЯВ, и осуществляется с целью снижения степени их заражения и исключения поражения людей. Специальная обработка техники и санитарная обработка людей проводятся на выходе из зон заражения и осуществляются с целью предотвращения поражения людей СДЯВ. Эффективность этих мероприятий зависит от своевременности и качества их проведения. Медицинская помощь поражённым оказывается с целью уменьшения угрозы их здоровью, ослабления воздействия на них СДЯВ. Осуществление комплекса мероприятий по ликвидации последствий химически опасных аварий требует чёткой организации и уверенного руководства их проведением. При химически опасной аварии руководитель работ по ликвидации её последствий обязан: - оценить химическую обстановку, определить границы зоны заражения, принять меры по её обозначению и оцеплению; - выявить людей, подвергшихся воздействию СДЯВ, и организовать оказание им медицинской помощи; - разработать план ликвидации последствий аварии, в котором в зависимости от масштабов и характера химического заражения изложить: краткую характеристику последствий аварии и выводы из оценки химической обстановки; очерёдность работ и сроки их выполнения; способы дегазации (нейтрализации) СДЯВ; организацию контроля за полнотой дегазации (нейтрализации) местности, техники, зданий, сооружений и транспорта; организацию медицинского обеспечения; требования безопасности; организацию управления и порядок представления донесений о ходе работ. Как правило, работы начинаются с рекогносцировки района аварии, в ходе которой определяются: - масштаб аварии и общий порядок её ликвидации; - возможные масштабы распространения жидкой и паровой фаз СДЯВ; - противопожарное состояние района предстоящих работ; - объём работ по эвакуации; - потребное количество сил и средств для проведения работ; - места сосредоточения сил и средств ликвидации последствий аварии; - задачи по расчистке путей подхода и подъезда к месту аварии; - метеорологические условия и места организации базы, пунктов управления, выдачи средств защиты, питания и т.д.
По результатам рекогносцировки ставятся задачи силам, привлекаемым к работам. При этом предусматривается выполнение следующих задач, перечень которых в зависимости от конкретной обстановки может уточняться: - выявление и контроль зоны распространения паров СДЯВ; - оповещение и эвакуация из зоны заражения; - оказание медицинской помощи поражённым; - организация оцепления зоны аварии и распространения опасных концентраций СДЯВ; - ликвидация пожаров, обеспечение взрыво - и пожаробезопасности проводимых работ; - расчистка и освобождение подходов и подъездов к месту аварии; - устранение или ограничение течи СДЯВ из повреждённых ёмкостей и их растекания на местности; - перекачка или сбор СДЯВ в резервные ёмкости; - организация дегазации (нейтрализации) СДЯВ в очаге аварии; - организация дегазации (нейтрализации) техники, участвовавшей в работах; - санитарная обработка лиц, принимающих участие в работах. Для руководства силами и средствами, принимающими участие в ликвидации последствий химически опасной аварии, создаётся система связи. Следует отметить, что работы по ликвидации последствий химически опасных аварий должны проводиться при любых метеорологических условиях, в любое время суток, а при необходимости круглосуточно. В этом случае работы организуются посменно. При применении химического оружия возможным противником проводятся многие из защитных мероприятий и способов защиты, используемых при возникновении химически опасных аварий. Но специфика химического оружия, точнее его применения, заключается во внезапности. Что же касается химического оружия, то в апреле 1997 г. вступила в силу международная конвенция о запрещении его разработки, производства, накопления и применения, а также об его уничтожении. В соответствии с ней в течение 10 лет 180 стран мира, в том числе и Россия, должны уничтожить все свои запасы химического оружия и отравляющих веществ. По оценкам 1997 г., общий объем последних в России составляет около 40 000 т. 11 декабря 1996 г. Государственная Дума России одобрила во втором чтении закон «Об уничтожении химического оружия». В ст. 7 государство берет на себя «обеспечение опережающего развития инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия». Но ни слова об обеспечении законодательного права населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, о человеческой «социальной инфраструктуре» в этом законе не содержится. Впрочем, признания права этих людей на отселение от опасного соседа он тоже не содержит (поправка к ст. 18, регламентирующая это право, была отвергнута). На самом деле весь закон регламентирует правоотношения на случай только лишь чрезвычайных ситуаций, как если бы утечки отравляющих веществ при нормальной работе отсутствовали. Таким образом, люди, пострадавшие при «нормальной» работе объектов хранения и уничтожения химического оружия, лечения не получат, равно как и возмещения ущерба своему здоровью. Итог: Дума приняла этот закон, но Совет Федерации России его отклонил (с результатами голосования: за - 26,4%, против - 36,0%, воздержалось - 8,4%). Затем Думой было принято постановление: считать закон ОТКЛОНЕННЫМ, создать согласительную комиссию по данному вопросу (за постановление проголосовало 69,7%). Итак, хотя и надо решать проблему уничтожения химического оружия, но наша страна пока не готова к этому. Нет хорошо разработанного закона, не хватает материальной и технической базы. К сожалению, Россия на сегодняшний день не в состоянии уничтожить то, что произвела.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|