Расчёт зубчатых колес редуктора
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твёрдость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже - НВ 200. Разница твердости объясняется необходимостью равномерного износа зубьев зубчатых колес. Определим допускаемое контактное напряжение:
, (11) где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов, σHlimb=2 HB+70, [1, с. 34, табл. 3.2]; KHL – коэффициент долговечности, KHL=1, [1, с. 33]; [SH] – коэффициент безопасности, [SH] =1.1, [1, с. 33]. Для шестерни , (12) 482 МПа. Для колеса , (13) =428 МПа. Для непрямозубых колёс расчётное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле , (14) [σH]=0,45·([482 +428]) = 410 МПа. Требуемое условие выполнено. (Для прямозубых передач [σH]= [σH2]) Определяем межосевое расстояние. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости определяется по формуле , (15) где Ka– коэффициент для косозубой передачи, Ka=43, [1, с. 32], (Для прямозубых Ka=49,5); U1 – передаточное число редуктора, U1=3,15, (ПЗ, задание); М2– вращающий момент на ведомом валу, М2=156,2 Н·м, (ПЗ, табл.1); КНВ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки, КНВ=1, [1, с.32]; [σH] – допускаемое контактное напряжение, [σH]=410MПа; ψba – коэффициент ширины венца, ψba=0,4, (ПЗ, задание). аω= 43·(3,15+1)· =110 мм. В первом ряду значений межосевых расстояний по ГОСТ 2185-66 выбираем ближайшее и принимаем аω=125 мм, [1, с. 36]. Определяем модуль передачи Нормальный модуль зацепления принимают по следующей рекомендации: мм. Принимаем по ГОСТ 9563-60, =2 мм, [1, с. 36]. (В силовых передачах ≥1,5 мм.)
Определяем угол наклона зубьев и суммарное число зубьев Принимаем предварительно угол наклона зубьев β=9º, (ПЗ, задание) и определяем суммарное число зубьев , (16) где – межосевое расстояние, =125 мм; – нормальный модуль зацепления, =2 мм. Z∑ = =123,39. Принимаем Z∑=123. Определяем числа зубьев шестерни и колеса. Число зубьев шестерни равно: , (17) где U1 – передаточное число редуктора, U1=3,15; Z∑= 123 – суммарное число зубьев, Z∑= 123. = =29,64. Принимаем =30. Определяем число зубьев колеса: Z2= Z∑ -Z1, (18) Z2=123-30=93. Уточняем передаточное число (19) где Z1 – число зубьев шестерни, Z1=30; Z2 – число зубьев колеса, Z2=93. U1ф= 3,1. Уточняем угол наклона зубьев: , (20) где mn– модуль передачи, mn=2 мм; аω – межосевое расстояние, аω=125 мм. cos β = =0,984. Принимаем β=10º26'. Определяем диаметры колес и их ширину. Делительный диаметр шестерни: , (21) где mn – модуль передачи, mn=2 мм; Z1– число зубьев шестерни, Z1=30; – косинус угла наклона зубьев, =0,984. d1= 60,98 мм Делительный диаметр колеса: , (22) где Z2– число зубьев колеса, Z2= 93. d2= =189,02 мм Проверяем межосевое расстояние: aw= мм Определим диаметры вершин зубьев: , (23) da1=60,98 +2·2=64,98 мм; da2=189,02 +2·2=193,02 мм. Определим диаметры впадин зубьев: df1 = d1 -2,5 mn. df1 =60,98-2,5·2=55,98 мм; df2=189,02-2,5·2=184,02 мм. Определяем ширину колеса: , (24) где – коэффициент ширины венца, =0,4; аω– межосевое расстояние, аω=125 мм. b2=0,4·125=50 мм. Определяем ширину шестерни: , (25) b1=50+5=55 мм. Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру: , (26) ψba= . Определяем окружные скорости и значения степени точности изготовления шестерни и колеса. υ= , (27) где n1– частота вращения шестерни, n1=967 об/мин, (ПЗ, п.1); d1 – делительный диаметр шестерни, d1=60,98 мм.
υ = =3,09 м/с. При такой скорости для косозубых колес принимаем 8-ю степень точности, [1, с. 32]. Определяем коэффициент нагрузки, проверяем зубья на контактное напряжение
, (28) где KHB – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, KHB=1,[1, табл. 3.5]; KHα- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, KHα=1,12, [1, табл. 3.5]; KHV – динамический коэффициент, KHV=1,1, [1, табл. 3.6]. Кн=1·1,12·1,1=1,23. Проверяем зубья на контактные напряжения: (29) где aω – межосевое расстояние, aω=125 мм; M2 – передаваемый момент, M2=156,2 Н·м, (ПЗ, п.1); b2 -ширина колеса, b2=50 мм; U1 – передаточное число редуктора, U1=3,1; 270-коэффициент для непрямозубых колес (для прямозубых зубчатых передач 310) σH= =352,81МПа< =410 МПа. < . Определяем силы, действующие в зацеплении. Определяем окружную силу: Ft= , (30) где M1– вращающий момент на валу шестерни, M1= 52,2 H·м; d1– делительный диаметр шестерни, d1=60,98 мм. Ft= = 1712 Н Определяем радиальную силу: , (31) где - угол зацепления в нормальном сечении, = 20°, [1, с. 29]; - угол наклона зубьев, = 10° 26´. Fr= =633 Н Определяем осевую силу: , (32) Fa=1712·tg10º26´=295 Н. (Для прямозубых и шевронных передач Fa=0) Полученные данные приведем в таблице. Таблица 2
Продолжение таблицы 2
Методические указания Разница твердости зубьев шестерен и колеса для прямозубых передач 25 30 HB, для косозубых передач и шевронных 30 50 HB.
Фактическое передаточное число должно отличаться от заданного не более чем на 3%. Значения межосевого расстояния и нормального модуля рекомендуется выбирать из первого ряда. Угол наклона зубьев рассчитать с точностью до одной минуты, а для этого cosβ рассчитать до пятого знака после запятой. Диаметры шестерни и колеса рассчитать с точностью до сотых долей мм. Ширину зубчатых колес округлить до целого числа. Окружная скорость для прямозубой передачи должна быть не более 5м/с. Контактные напряжения, возникающие в зацеплении должны быть в пределе до 5% -перегрузка и до 20% недогрузка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|