Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос№36 Причины, ход и последствия Гражданской войны в России. Политика « военного коммунизма».




 

Раскол российского общества наметился еще во время первой революции, а после октябрьского переворота он дошел до крайней точки – гражданской войны. Гражданская война – масштабное противоборство между различными группами населения единого государства.

 

Главные причины Гражданской войны:

1) крайнее обострение борьбы между антагонистическими классами – трудящимися и их эксплуататорами (буржуазией города и деревни, помещиками);

2) после Октябрьской революции, радикально расправившейся с прошлым укладом жизни страны, военное противостояние социальных сил страны стало нарастать;

3) отказ России от подписания мира в Бресте (февраль 1918 г.) с Германией на аннексионистских условиях;

4) выход Советской России из Первой мировой войны не устраивал страны Антанты.

 

В ходе Гражданской войны обычно выделяют следующие основные этапы:

1) начальный период (октябрь 1917 г. – февраль 1918 г.);

2) развертывание Гражданской войны и военной интервенции (май 1918 г. – март 1919 г.);

3) решающие победы советской власти (март 1919 г. – март 1920 г.);

4) борьба против польских и врангелевских армий (апрель – ноябрь 1920 г.);

5) завершающий период, который окончился победой революционных сил (1920–1922 гг.).

 

В начальный период Гражданской войны главной целью революционных сил было установление и утверждение советской власти на местах. За очень короткий срок советская власть установилась на большей части территории бывшей Российской империи. В литературе этот период получил название триумфального шествия советской власти. Взятие власти повсеместно происходило главным образом мирным путем, вооруженная борьба развернулась только в 15 из 84 губернских городов, так как к концу 1917 г. большевиков поддерживали радикально настроенные слои населения, прежде всего солдаты, которые требовали немедленного прекращения империалистической войны. Большая популярность большевиков среди трудящихся связана также с первыми декретами советской власти (Декрет о мире, Декрет о земле).

 

Ситуацию осложнили введение в стране непопулярных экономических мер, особенно продразверстки, и раскол между большевиками и революционными демократами. Это способствовало началу крестьянских мятежей против советской власти. В 20 губерниях России произошло 245 массовых выступлений. В 1918 г. Гражданской войной была охвачена вся страна.

 

Против советской власти боролись объединенные антиреволюционные силы, Белое движение:

1) национальная буржуазия;

2) помещики;

3) деятели либеральных и меньшевистских партий;

4) иные вооруженные силы, включая войска Германии и других стран, которые начали вторжение в Россию.

 

Сложной оставалась обстановка и в 1919 г. Только ценой предельной концентрации всех сил Советской России удалось переломить ситуацию на фронтах Гражданской войны и успешно завершить ее. Однако победу в Гражданской войне нельзя назвать триумфом, так как она являлась великой трагедией для всего народа страны, общество которой раскололось на две части. Сумма экономического ущерба, который нанесла Гражданская война, составляла более 50 млрд золотых рублей.

Вопрос №37 НЭП: содержание и итоги.

НЭП: сущность и итоги. НЭП представлял собой политику советского государства по выходу из военно-мобилизационной модели экономики периода гражданской войны и по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства.

Осенью 1922 г. был принят новый Земельный кодекс РСФСР, по которому крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора формы землепользования, ограниченного права на аренду земли, а также на использование наемного труда. Государством поощрялось развитие потребительской и промысловой кооперации. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами, а к 1925г. осуществлен переход к денежному обложению деревни. Легализация рыночных отношений на селе повлекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. В ходе преобразования экономики на принципах нэпа. В 21-24гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовая и денежная реформы и др. В феврале 1921 г. создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Проводится разгосударствление промышленности. Частным владельцам передаются мелкие и частично средние предприятия. В руках государства остаются крупные фабрики и заводы в добывающей и перерабатывающей отраслях, металлургия, топливно-энергетический комплекс, частично, транспорт. Исключительно в государственном управлении находилась внешняя торговля. Уравнительная оплата труда заменена новой тарифной сеткой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов; "пайковая" система снабжения вытесняется денежной формой оплаты, что позволило отменить карточную систему снабжения. Отменяются всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского рынка. Воссоздаются ярмарки: Нижегородская, Киевская и др. Открываются торговые биржи.

В 1921-1924 гг. создается банковская система: Государственный банк СССР, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли и др. НЭП тормозился неустойчивостью денежного обращения, инфляцией. В 1922 г. правительство приступило к денежной реформе. В 1922-23 гг. проводятся две номинации. В конце 1922 г. была выпущена устойчивая конвертируемая советская валюта - червонец, он обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Введение твердой валюты укрепило "смычку" индустрии с сельским хозяйством в сфере товарооборота, но не смогло устранить противоречий между крупной, централизованной промышленностью и раздробленным сельским хозяйством. Решением 14 партийной конференции был снят ряд препятствий на пути укрупнения производства в аграрном секторе, облегчен найм рабочей силы, разрешена свободная аренда земли.

Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы нэпа являлся рост национального дохода. Рост национального дохода создал условия для улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. Годы нэпа характеризуются повышением реальной заработной платы рабочих. Восстановление сельского хозяйства привело к росту доходов крестьянства. Но значительные темпы экономического роста в годы нэпа, нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран.

По мере завершения восстановительного периода обострялись присущие нэпу противоречия. Загрузка производственных мощностей потребовала значительных инвестиций для обновления машинного парка, создания новых производств, но жесткая политика в вопросах уплаты дореволюционных долгов, компенсаций за национализированную собственность препятствовали притоку капиталов извне. Перелив внутренних частнокапиталистических накоплений блокировался законодательным путем. Индустриальный рост потребовал увеличения товарности крестьянского хозяйства, однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупнотоварных хозяйств. Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом.

 

Вопрос №38 Образование СССР.

Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны. Всё остальное принадлежало к сфере управления республик. Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Причины образования СССР. Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу. Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

 

Вопрос№39 Формирование сталинской модели «государственного социализма»: индустриализация, коллективизация, культурная революция.

 

Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.

Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б), после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть:

1)Сталину удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным);

2) партийная власть в рамках государственно-политической системы давала ему абсолютный контроль над всеми рычагами управления обществом;

3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии – партноменклатура. Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 г. на X съезде РКП (б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей.

 

Сущность процесса коллективизации:

1) ликвидация единоличных хозяйств;

2) раскулачивание;

3) разгром хлебного рынка;

4) фактическое огосударствление деревенской экономики.

Основные причины коллективизации:

1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун;

2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация.

 

Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса.

 

Итоги и значение коллективизации:

1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок;

2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной;

3) коллективизация нанесла огромный удар по русской деревне (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей). В то же время государственные заготовки зерна возросли в 2 раза, а размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза. В этом противоречии наблюдается подлинная трагедия российского крестьянства;

4) крупные, технически оснащенные хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жесткие плановые задания, подлежали директивному управлению;

5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения;

6) индустриализация была проведена за счет сельского хозяйства;

7) коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы;

8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями.

 

Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.:

1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.);

2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.);

3) ряд правительственных декретов.

Новая система образования строилась на демократических принципах:

1) единая трудовая школа;

2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование;

3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ;

4) бесплатное обучение;

5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.

 

К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).

 

Развитие народного образования в условиях индустриализации страны:

1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной;

2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше;

3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.

 

Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).

 

Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.

Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...