Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос№52 Становление новой российской государственности в 90-е гг. ХХ века.




 

Вопрос№53 Радикальная экономическая реформа в России в 90-е гг. ХХ века: планы, достижения и просчеты.

В 1990—1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И. С. Силаевым, и подготовленная группой Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа».

Хронология

19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».

январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

29 января 1992 — Указ о свободе торговли.

11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»

июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

1 января 1998 — 1000-кратная деноминация рубля.

с 17 августа 1998 — экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля

. В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие.В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне стала сверхприбыльной.Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. 145 тыс. государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около $1 млрд. Из 500 крупнейших российских предприятий примерно 80 % были проданы по цене менее $8 млн каждое.В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.Реформы привели к значительному сокращению объёмов производства в сельском хозяйстве.[ За годы реформ произошло сокращение посевных площадей, сбора зерна, поголовья скота. Так, за 1990—1999 годы поголовье крупного рогатого скота сократилось с 45,3 до 17,3 млн, поголовье свиней — с 27,1 до 9,5 млн. «Либеральные» реформы, как отмечают исследователи, вызвали значительный рост преступности в России.Факторами роста преступности являлись, в частности, обнищание населения, ослабление милиции и судебной системы в результате недофинансирования, ослабление моральных норм. В 90-е годы произошло значительное ухудшение здоровья населения и роста смертности. Так, в докладе Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации «О современном состоянии смертности населения Российской Федерации» отмечалось: «С 1989 года по 1995 год число умерших увеличилось в России с 1,6 млн человек в 1989 году до 2,2 млн человек в 1995 году, то есть в 1,4 раза». В докладе говорилось: «Беспрецедентный рост смертности населения России в 90-е годы проходит на фоне резкого ухудшения здоровья населения». Как отмечалось в докладе, на ситуацию повлияли долговременные и современные факторы. Доклад резюмировал, что «наиболее ощутимой жертвой негативных сторон реформирования общества» стало население и его здоровье. В основе скачкообразного и обвального роста смертности в 90-е годы лежало ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом: ростом безработицы, длительными задержками выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, ухудшением качества питания, снижением доступности социальных услуг, затяжным психологическим стрессом, неуверенностью в своём будущем и будущем детей, ростом криминализации, алкоголизма и алкоголизации общества в целом, как реакции на устойчивое чувство незащищенности и неуверенности, наркомании

 

Вопрос№54 Приоритеты внешней политики современной России.

1. Основные тенденции в развитии международных отношений

 

- формирование нового многополярного миропорядка, который должен быть более демократичным, более устойчивым и соответствующим реалиям мира по окончании «холодной войны»;

- основная парадигма международных отношений более не определяется конфронтацией, а все больше основывается на сотрудничестве.

Соответственно этим тенденциям меняется и характер задач дипломатии, которые в России формулируются следующим образом:

- коллективные (в формате «сетевой дипломатии») решение крупнейших международных проблем и поиск ответов на глобальные вызовы;

- одним из главных приоритетов дипломатии становится выработка «объединительной повестки дня».

 

2. Приоритеты российской внешней политики на рубеже второго десятилетия XXI века

 

Обеспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития Российской Федерации и прежде всего политической, социально-экономической, научно-технической модернизации общества. Производным результатом этих усилий должно стать обеспечение достойного места России в новом формирующемся мироустройстве.

 

3. Главные направления развития международного сотрудничества

 

Приоритетным направлением российской внешней политики является углубление широкомасштабного сотрудничества с ближайшими соседями – партнерами по СНГ, которое было отмечено в прошедшем году весомыми результатами: создан и начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, наметилась реальная перспектива создания Евразийского экономического союза; координация в ОДКБ и ЕврАзЭС; сделаны серьезные шаги вперед в развитии партнерства с Украиной (включая вопрос о продлении аренды базы ЧФ), Белоруссией и Казахстаном.

 

Важнейшими вехами стали подписание российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), а также договора о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, согласование условий вступления РФ в ВТО и, в целом, – позитивная «перезагрузка» российско-американских отношений в партнерстве с администрацией президента Б.Обамы в различных областях (противодействие международному терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия, включая т.н. иранскую ядерную программу, начало пересмотра стратегической концепции взаимоотношений Россия-НАТО, ситуация на Корейском полуострове и т.д.).

 

По инициативе России была запущена широкая дискуссия по предложенному Президентом России Д.А.Медведевым проекту Договора о европейской безопасности (ДЕБ), а также по теме модернизации режима контроля за обычными вооружениями в Европе. Данный комплекс проблем имеет жизненно важное значение и для Молдавии, хотя в Москве до сих пор не получили от Кишинева развернутого ответа на наш проект ДЕБ. Мы выступаем за превращение ОБСЕ в универсальную региональную организацию в Европе, настаиваем на принятии ее Устава (проект внесен Россией).

 

По-прежнему актуальной сферой работы российской дипломатии остается вывод из тупика ситуации вокруг Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). В 2007 году Россия объявила и сохраняет мораторий на выполнение своих обязательств по адаптированному ДОВСЕ, она выполнила все свои т.н. «стамбульские обязательства» по этому договору в отношении Грузии и в отношении вооружений и военной техники в РМ (Молдавия при этом соглашение об адаптации ДОВСЕ не ратифицировала.) «Недовыполненным» осталось только намерение вывезти боеприпасы со складов в приднестровском с.Колбасна, поскольку из-за позиции Кишинева в 2003 году прекратились политические переговоры по приднестровскому урегулированию, а Тирасполь заявил о том, что воспрепятствует дальнейшей эвакуации боеприпасов. Выход из ситуации с ДОВСЕ мы видим на пути адекватного учета реалий, сложившихся на европейском континенте (расширение НАТО, создание американских баз в Румынии, Болгарии, Косово и т.д.), прежде всего, в плане отмены «фланговых ограничений» для РФ.

 

Евросоюз уже многие годы является стратегическим партнером России. В 2010 году между нами было заключено дополнительное соглашение «Партнерство ради модернизации». В активной фазе находятся переговоры об обновлении договора о стратегическом партнерстве, по теме энергетической безопасности, отмене визового режима и т.п.

 

В 2010 году подписано соглашение по разграничению континентального шельфа с Норвегией, переговоры о котором длились более 40 лет. Это явилось хорошей иллюстрацией настроя России на конструктивное разрешение сложных международных проблем в районе Арктики, который в обозримой перспективе в связи с глобальным потеплением может стать крупнейшим источником углеводородов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...