Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие выручки от реализации. Сопоставление выручки и затрат.




Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) - это выручка, полученная организацией при осуществлении обычных видов деятельности. Она рассчитывается с учетом всех предоставленных покупателям скидок или надбавок, а также отрицательной или положительной суммовой разницы.

Показатель выручки уменьшается на величину косвенных налогов и экспортных пошлин.

В состав выручки не включаются:

- суммы, поступившие комиссионерам (агентам) для перевода их комитентам (принципалам);

- суммы, поступившие агентам от принципалов для осуществления поручения;

- авансы, полученные в счет предварительной оплаты продукции;

- стоимость задатка;

- стоимость имущества, поступившего в залог;

- суммы, поступившие в погашение ранее выданного займа или кредита.

В целях изучения зависимости между изменениями выручки и затрат проводят анализ безубыточности производства. При этом осо­бое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические («мертвые») точки объема про­изводства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков.

Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение коротко­го промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.

В международной практике используют три метода определения критической точки: уравнение, маржинальный доход, графическое изображение.

Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:

Выручка от Переменные затраты Постоянные затраты Чистая

реализации = за этот же объем + в общей сумме + прибыль от

продукции реализации реализации

продукции

Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относитель­ных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

Маржинальность продукта — это маржинальный доход, приходя­щийся на единицу продукции, выраженный в процентном отношении к выручке (цене).

Маржинальный доход, лежит в основе управленческих решений,

Связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведения рекламной компании и других маркетинговых операций.

Графический метод выявляет теоретическую зависимость сово­купного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема про­изводства на основе построения графиков экономической и бухгал­терской моделей безубыточности.

Бухгалтерская модель безубыточности - это график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изме­нения объема производства. Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки). Зона прибыли и зона убытков распространяется направо и налево от критической точки.

Бухгалтерская модель показывает измене­ние совокупных издержек и доходов при уровне производства, ко­торый запланирован на будущее.

В реальных условиях поведение затрат зависит не только от физического объема производства. Взаимодействуют с ними цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производитель­ность труда, изменение технологии и законодательства, кризис эко­номики и т.д. Поэтому в анализе поведения прибыли, затрат и объема используются допущения, ограничивающие точность и на­дежность расчетов. К ним относятся: совокупные затраты и выручка от реализации продукции жестко определены и являются линейными; все затраты делятся на переменные и постоянные; постоянные расходы остаются независимыми от объема в преде­лах исследуемого диапазона производства; переменные расходы прямо пропорциональны объему в преде­лах исследуемого диапазона производства; цена реализации продукции не меняется; цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;

отсутствуют структурные сдвиги;

Объем производства равен объему реализации, или изменения начальных и конечных запасов нереализованной продукции незна­чительны.

54. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли.

Основным финансовым результатом деятельности предприятия, как известно, является прибыль. Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующе­гося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стои­мость, осуществив стадию обращения, принимает денежную фор­му. Она является частью выручки от реализации продукции (ра­бот, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, до­ход предприятия представляет собой реализованную вновь соз­данную Стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).

Прибыль как экономическая категория выступает:

— в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;

— результативным оценочным показателем деятельности пред­приятия;

— источником развития предприятия и финансирования его деятельности.

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует со­вокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические ин­тересы государства, предприятия, работников и собственников.

В экономической практике различают множество видов прибы­ли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максималь­ная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д.

Номинальная прибыль характеризует фактический размер по­лученной прибыли.

Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспе­чивает предприятию минимальный уровень доходности на вло­женный капитал. Величина минимального уровня доходности при­нимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.

Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необхо­димая для удержания предприятия в определенной отрасли.

Максимальная прибыль определяет целевую установку при пла­нировании деятельности предприятия. Ее достижение означает сни­жение издержек производства и реализации до минимума.

Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, ус­танавливается в точке, в которой достигается равенство предельно­го дохода и предельных издержек.

Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгал­терской отчетности о деятельности и финансовых результатах от­дельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность приме­нения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.

Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).

Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выруч­кой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тожде­ственна балансовой прибыли.

Чистая прибыль - это та сумма прибыли, которая остается в рас­поряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономичес­ких санкций и прочих обязательных отчислений.

Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, ин­новационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законода­тельства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).

Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.

Прибыль на предприятии рассматривается не только как ос­новная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактиче­ски полученной.

С учетом этого различают следующие функции прибыли:

инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

результативная фактически полученная прибыль оценива­ет эффективность деятельности предприятия;

финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибы­ли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибы­ли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

За счет прибыли формируется доходная часть федерального и местных бюджетов. Это осуществляется через систему налогов и сборов, уплачиваемых торговыми предприятиями.

Механизм формирования прибыли следующий: прибыль формируется путем сложения поступлений доходов поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений.

Механизм формирования показателей прибыли представ­лен на рис. 1.2.

Основным источником получения предприятием при­были от продаж является валовой доход.

Валовой доход от продажи товаров представляет собой сумму выручки от продажи товаров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.

Валовой доход предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в про­центах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).

Распределение прибыли является составной неразрывной части общей системы распределительных отношений и, пожалуй, на ровне с распределением дохода физических лиц самой главной.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.

Особенности распределения прибыли зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и от формы собствен­ности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на прибыль и местные сборы и налоги. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остаю­щаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распреде­ления этой части прибыли устанавливается собственником.

При распределении прибыли выделяют:

прибыль, полученную от видов деятельности, облагаемых налогом на доходы;

прибыль, облагаемую налогом на прибыль;

льготируемую прибыль.

За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

55. Методы планирования прибыли. Влияние налогов на формирование прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

П. как главный ре­зультат предпринимательской деятельнос­ти обеспечивает удовлетворение потребно­стей самого предприятия и государства в целом. Поэтому важно определить состав общей (валовой, балансовой) П. предпри­ятия и ее величину в абсолютном выраже­нии.

Общая (валовая) П. планируется раздель­но по всем видам: а) от реализации товар­ной продукции; б) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; в) от реализации основных фондов и дру­гого имущества; г) от внереализационных доходов и расходов.

Объектом планирования П.являются пла­нируемые элементы балансовой П., где подавляющую часть составляет П. от реали­зации товарной продукции.

Основные методы планирования П.: ме­тод прямого счета; аналитический метод; метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных ус­ловиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортимен­те выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что П. исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее се­бестоимостью.

Расчет ведется по формуле:

П = (В х Ц) - (В х С), где П — плановая П.; В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в нату­ральном выражении; Ц - цена за единицу

продукции (за вычетом НДС и акцизов): С - полная себестоимость единицы про­дукции.

Расчету П. предшествует определение выпуска товарной продукции в планируе­мом году по полной себестоимости и в текущих ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгружен­ных на начало и конец планируемого года

П. по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой опреде­ляется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп – Стп,

где Птп - П. по товарному выпуску плани­руемого периода; Цтп - стоимость товар­ного выпуска планируемого периода в дей­ствующих ценах реализации (без НДС, ак­цизов, торговых и сбытовых скидок): Стп - полная себестоимость товарной про­дукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализа­цию продукции).

Следует отличать плановый размер П. в расчете на товарный выпуск от П., плани­руемой на объем реализуемой продукции. П. от реализуемой продукции (Прп) рассчи­тывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,

где Врп - планируемая выручка от реализа­ции продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых ски­док); Срп - полная себестоимость реализу­емой в предстоящем периоде продукции.

Так как объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в нату­ральном выражении определяется как сум­ма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (Пон) и объе­ма выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реа­лизованы в конце периода (Пок), то плано­вая сумма от реализации продукции (Прп) определяется так:

Прп = Пон + Птп - Пок.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирова­ния П., когда легко определить объем реа­лизуемой продукции в ценах и по себе­стоимости.

Другая разновидность метода прямого счета - метод поассортиментного плани­рования П. В этом случае П. суммируется по всем ассортиментным позициям. К по­лученному результату прибавляется П. в ос­татках готовой продукции, не реализован­ных на начало планируемого периода.

Кроме П. от реализации товарной про­дукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитываются П. от реали­зации прочей продукции и услуг нетовар­ного характера, П. от реализации основных фондов и другого имущества, а также пла­нируемые внереализационные доходы и расходы.

П. от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, ав­тохозяйств, услуг непромышленного ха­рактера для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планирует­ся методом прямого счета. Лишь при не­значительной доле этой продукции (ус­луг) П. от реализации определяется, ис­ходя из запланированного ее объема в предстоящем году и рентабельности от­четного года.

Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицатель­ным.

П. (убытки) от традиционных статей вне­реализационных доходов и расходов (штра­фы, пени, неустойки и пр.) определяет­ся, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в арен­ду, дивиденды, проценты по акциям, об­лигациям и другим ценным бумагам, при­надлежащим предприятию, то они плани­руются в зависимости от прогнозов разви­тия предпринимательской деятельности дан­ного хозяйствующего субъекта.

Аналитический метод планирования П. применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как до­полнение к методу прямого счета в це­лях его проверки и контроля. Преимуще­ство этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую П. При аналитичес­ком методе П. определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продук­ции в целом. Исчисление П. аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

определяется базовая рентабельность как частное от деления ожидаемой П. за отчетный год на полную себестоимость сравни­мой товарной продукции за тот же период;

исчисляется объем товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определяется П. на товар­ную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

учитывается влияние на плановую П. раз­личных факторов: снижения себестоимости сравнимой продукции, повышения каче­ства ее и сортности, изменения ассорти­мента, цен и т.д.

П. по несравнимой продукции определя­ется отдельно.

План по П. на следующий год разрабаты­вается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и про­гнозные данные по выполнению плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

П. в отчетном периоде определяется в со­ответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение ис­текшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную сто­имость и акцизов, повлиявшие на сумму П., то они учитываются при определении ожидаемой П. за весь отчетный период не­зависимо от времени изменений. Если,.на­пример, цены были повышены с 1 октяб­ря отчетного года, то это повышение сле­дует распространить на весь период до 1 октября, так как иначе уровень рентабель­ности отчетного года не сможет служить базовым для планируемого года.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и плани­руемого объема товарной продукции по се­бестоимости отчетного года исчисляется П. планируемого года с учетом влияния од­ного фактора - изменения объема срав­нимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабель­ности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассорти­мента, сортности, то на следующем эта­пе планирования определяется влияние этих факторов на плановую П. Для окон­чательного расчета плановой П. от реали­зации продукции учитывается П. по ос­таткам готовой продукции и товаров, от­груженных на начало и конец планируе­мого года.

Кроме изложенных выше способов пла­нирования П. - методом прямого счета и аналитическим - существует так называе­мый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую П. таких факторов, как измене­ние себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и т.д., — с помощью аналитического метода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...