Понятие выручки от реализации. Сопоставление выручки и затрат.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) - это выручка, полученная организацией при осуществлении обычных видов деятельности. Она рассчитывается с учетом всех предоставленных покупателям скидок или надбавок, а также отрицательной или положительной суммовой разницы. Показатель выручки уменьшается на величину косвенных налогов и экспортных пошлин. В состав выручки не включаются: - суммы, поступившие комиссионерам (агентам) для перевода их комитентам (принципалам); - суммы, поступившие агентам от принципалов для осуществления поручения; - авансы, полученные в счет предварительной оплаты продукции; - стоимость задатка; - стоимость имущества, поступившего в залог; - суммы, поступившие в погашение ранее выданного займа или кредита. В целях изучения зависимости между изменениями выручки и затрат проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков. Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями. В международной практике используют три метода определения критической точки: уравнение, маржинальный доход, графическое изображение.
Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле: Выручка от Переменные затраты Постоянные затраты Чистая реализации = за этот же объем + в общей сумме + прибыль от продукции реализации реализации продукции Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции. Маржинальность продукта — это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентном отношении к выручке (цене). Маржинальный доход, лежит в основе управленческих решений, Связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведения рекламной компании и других маркетинговых операций. Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности. Бухгалтерская модель безубыточности - это график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства. Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки). Зона прибыли и зона убытков распространяется направо и налево от критической точки. Бухгалтерская модель показывает изменение совокупных издержек и доходов при уровне производства, который запланирован на будущее. В реальных условиях поведение затрат зависит не только от физического объема производства. Взаимодействуют с ними цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность труда, изменение технологии и законодательства, кризис экономики и т.д. Поэтому в анализе поведения прибыли, затрат и объема используются допущения, ограничивающие точность и надежность расчетов. К ним относятся: совокупные затраты и выручка от реализации продукции жестко определены и являются линейными; все затраты делятся на переменные и постоянные; постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах исследуемого диапазона производства; переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах исследуемого диапазона производства; цена реализации продукции не меняется; цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;
отсутствуют структурные сдвиги; Объем производства равен объему реализации, или изменения начальных и конечных запасов нереализованной продукции незначительны. 54. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли. Основным финансовым результатом деятельности предприятия, как известно, является прибыль. Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную Стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции). Прибыль как экономическая категория выступает: — в качестве целевого ориентира деятельности предприятия; — результативным оценочным показателем деятельности предприятия; — источником развития предприятия и финансирования его деятельности. Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.
Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д. Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли. Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период. Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли. Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума. Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек. Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности. Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек). Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.
Чистая прибыль - это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике). Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции. Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной. С учетом этого различают следующие функции прибыли: инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений; результативная фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия; финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия; стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала. За счет прибыли формируется доходная часть федерального и местных бюджетов. Это осуществляется через систему налогов и сборов, уплачиваемых торговыми предприятиями. Механизм формирования прибыли следующий: прибыль формируется путем сложения поступлений доходов поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений. Механизм формирования показателей прибыли представлен на рис. 1.2. Основным источником получения предприятием прибыли от продаж является валовой доход. Валовой доход от продажи товаров представляет собой сумму выручки от продажи товаров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров. Валовой доход предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена). Распределение прибыли является составной неразрывной части общей системы распределительных отношений и, пожалуй, на ровне с распределением дохода физических лиц самой главной.
Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно. Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли. Особенности распределения прибыли зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на прибыль и местные сборы и налоги. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником. При распределении прибыли выделяют: прибыль, полученную от видов деятельности, облагаемых налогом на доходы; прибыль, облагаемую налогом на прибыль; льготируемую прибыль. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. 55. Методы планирования прибыли. Влияние налогов на формирование прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. П. как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает удовлетворение потребностей самого предприятия и государства в целом. Поэтому важно определить состав общей (валовой, балансовой) П. предприятия и ее величину в абсолютном выражении. Общая (валовая) П. планируется раздельно по всем видам: а) от реализации товарной продукции; б) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; в) от реализации основных фондов и другого имущества; г) от внереализационных доходов и расходов. Объектом планирования П.являются планируемые элементы балансовой П., где подавляющую часть составляет П. от реализации товарной продукции. Основные методы планирования П.: метод прямого счета; аналитический метод; метод совмещенного расчета. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что П. исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Расчет ведется по формуле: П = (В х Ц) - (В х С), где П — плановая П.; В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов): С - полная себестоимость единицы продукции. Расчету П. предшествует определение выпуска товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в текущих ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года П. по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода: Птп = Цтп – Стп, где Птп - П. по товарному выпуску планируемого периода; Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок): Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции). Следует отличать плановый размер П. в расчете на товарный выпуск от П., планируемой на объем реализуемой продукции. П. от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле: Прп = Врп - Срп, где Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции. Так как объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (Пон) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пок), то плановая сумма от реализации продукции (Прп) определяется так: Прп = Пон + Птп - Пок. Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования П., когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. Другая разновидность метода прямого счета - метод поассортиментного планирования П. В этом случае П. суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется П. в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. Кроме П. от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитываются П. от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, П. от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. П. от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) П. от реализации определяется, исходя из запланированного ее объема в предстоящем году и рентабельности отчетного года. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным. П. (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов развития предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта. Аналитический метод планирования П. применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую П. При аналитическом методе П. определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление П. аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов: определяется базовая рентабельность как частное от деления ожидаемой П. за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период; исчисляется объем товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определяется П. на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности; учитывается влияние на плановую П. различных факторов: снижения себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д. П. по несравнимой продукции определяется отдельно. План по П. на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и прогнозные данные по выполнению плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал). П. в отчетном периоде определяется в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму П., то они учитываются при определении ожидаемой П. за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если,.например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планируемого года. На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется П. планируемого года с учетом влияния одного фактора - изменения объема сравнимой товарной продукции. Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую П. Для окончательного расчета плановой П. от реализации продукции учитывается П. по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Кроме изложенных выше способов планирования П. - методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую П. таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и т.д., — с помощью аналитического метода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|