Способы управления кредиторской и дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств. К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Вы также должны оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т.е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования. Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи). Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов:
1. Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления. 2. Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей. 3. Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
4. Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация. При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия. В целом управление дебиторской задолженностью включает: 1) анализ дебиторов; 2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; 3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; 4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; 5) оценку и реализацию факторинга. Кредиторская задолженность — наиболее доступный источник финансирования текущей деятельности предприятия. Как правило, товарный кредит, не требует залога и не связан со значительными денежными и трудовыми затратами по его оформлению. Несмотря на свою привлекательность, данный источник чаще всего не является бесплатным. Большинство поставщиков компенсируют величину «упущенной выгоды» от кредитования своих покупателей, закладывая ее в цену товаров. Оценка стоимости товарного кредита осложняется тем, что число поставщиков может быть достаточно велико, а условия взаиморасчетов разнообразны. На стоимость кредиторской задолженности часто влияет не только плата за рассрочку, но и другие факторы, например, поощрения за выбранные объемы, поддержание товарных остатков и т.д., и т.п. В условиях увеличения объемов полученных товарных кредитов задача поддержания финансовой устойчивости и ликвидности становится все более актуальной. Решение этой задачи включает в себя несколько этапов, при этом особое внимание следует уделять балансировке кредиторской и дебиторской задолженности по стоимости, срокам погашения, объемам.
В данном направлении нашими специалистами был реализован ряд успешных проектов, которые были направлены на формирование комплексного подхода к управлению кредиторской задолженностью. В результате проведенных работ клиенты компании получили возможность: Оценивать эффективность кредитной политики поставщиков, определять стоимость кредиторской задолженности с учетом скидок, бонусов, отсрочек, кредитных лимитов, обязательств по поддержанию товарных остатков и прочих условий поставки; · Принимать решения о целесообразности работы с поставщиком как на оперативном, так и на стратегическом уровне; · Повышать рентабельность кредиторской задолженности и предприятия в целом; · Согласовывать управление кредиторской и дебиторской задолженностью, что позволит повысить финансовую устойчивость компании; · Оперативно выявлять зоны и устранять причины неэффективного управления кредиторской задолженностью; · Мотивировать персонал на решение задач управления кредиторской задолженности. Перечень решаемых задач определяется целями и спецификой бизнеса клиента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|