Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнение о рождении человеческих душ




Наряду с мнением о творении человеческих душ существует другое мнение – о рождении человеческих душ. Два эти мнения появились одновременно. Если первое мнение впервые встречается у свщмч. Иринея Лионского, то второе – у Тертуллиана. Тертуллиан учил о некотором душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой, духовной субстанции. Это мнение о душевных семенах было отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Афанасий Александрийский, прп. Макарий Великий и многие другие. Блж. Иероним, хотя сам придерживался креационистского взгляда, тем не менее отмечал, что мнение о рождении душ имеет большой авторитет как на Востоке, так и на Западе.

Какие места Свщ. Писания приводятся в подтверждение этой гипотезы? Например, Быт. 5, 3. Здесь сказано, что Адам родил Сифа «по подобию своему и по образу своему». Слова «подобие» и «образ», вероятно, должны указывать на полноту человеческого состава, т.е. и на душу, и на тело.

Ин. З, 6: «Рождённое от плоти есть плоть, рождённое от духа есть дух». Но слово «плоть» – у ап. Иоанна Богослова обозначает не только тело, а живое существо во всей его полноте. Когда ап. Иоанн Богослов говорит, что «Слово стало плотью» (Ин. 1, 14), он имеет в виду восприятие Словом всего человеческого состава, т.е. тела, одухотворённого разумной душой.

Следует признать, что такой взгляд более всего согласен с данными как Свщ. Писания, так и религиозного опыта. В то же время у этой гипотезы есть и слабые стороны.

Например, бывают случаи поразительного несходства между родителями и детьми с точки зрения их духовной организации. Хотя такое же несходство нередко выражается и в телесном составе.

Это мнение находится в противоречии с простотой и несложностью души. К тому же мы не можем точно определить, от кого именно рождается душа: происходит ли она от души отца, от души матери или от обоих родителей? Этот вопрос невозможно даже ставить, поскольку никаких оснований для его решения нет. Законы духовного мира нам неизвестны, и образ происхождения одной души от другой определить мы не можем. Св. Прав. Иоанн Кронштадтский пишет, что душа рождается от другой души по образу того, как свет рождается от cвета и огонь рождается от огня.

После V Вселенского Собора в христианском богословии осталось преобладающим мнение о творении человеческих душ из ничего, однако в более позднее время широкое распространение получило мнение о рождении человеческих душ. Большинство современных православных богословов придерживаются мнения о рождении человеческих душ.

В действительности две эти гипотезы не противоречат друг другу, скорее наоборот – восполняют одна другую. Можно предположить, что душу – духовную природу – человек получает от родителей, так же как и тело, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия. Это и обуславливает неповторимость качественного сочетания духовных сил и способностей человека, ведь человек – это не просто повторение своих родителей или механическая комбинация свойств и качеств, которые встречались у его предков. Каждый человек – это неповторимая личность, новая форма образа Божия, и новизна эта обусловлена непосредственным воздействием Бога.

 

Иерей Олег Давыденков «Догматическое богословие», Курс лекций, ч. III, Изд. Православного Свято-Тихоновского института, Москва, 1997 г., стр.74-79

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Совершение богослужений а также Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений (согласно практике древней Христианской Церкви).

В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением Таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу. Не только монахи и священнослужители, но и миряне хорошо знали Церковный Устав, знали до мелких подробностей, как порядок церковного богослужения, так и правила совершения церковных служб без священника, - знали даваемые Уставом правила внешнего поведения в Храме и дома, хорошо знали правила «церковного вежества», как тогда выражались, и всеми этими правилами руководились повседневно, насколько возможно приближая и свою домашнюю молитву к церковной (возжжение многих светильников во время молитвы, сверх неугасимых; каждение ручной кадильницей пред домашними святынями), и домашний семейный уклад к монастырскому (обилие святых икон не только внутри дома, но и снаружи, на вратах, при входе; устройство особой молитвенной храмины; земные поклоны пред родителями и старшими; испрашивание на всякое дело благословения главы семьи...).

Для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов. В старинных рукописных и печатных Канонниках есть совершенно неизвестные нам каноны: «В печалех и нуждах», «В междоусобных бранех», «О больных», «Во время глада и томления», «О творящих милостыню» и т.д.. И особенно каноны различным святым, коим от Господа дана различная благодать, помогать людям в различных обстоятельствах. Старинные издания этих канонов важны тем, что там дается подробное указание, как читать их дома мирянину.

К сожалению, многие, не зная, как молиться дома, или читают полностью последование службы, включая и священнические возгласы и ектении, что делать, не положено, или читают что-либо на свое усмотрение (например, акафисты), или вообще остаются без молитвы. Но верное чадо Церкви должно быть послушным во всем. Поэтому, по слову священноисповедника Афанасия (Сахарова) еп. Ковровского, православный человек должен и в храме, и дома "творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять Устав церковный".

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...