Совершение мирянами богослужений за неимением священника
По указаниям Богослужебного Устава, за неимением священника, церковные богослужения могут совершать миряне-псаломщики так называемым «мирским чином» по богослужебным книгам, в порядке вычитывания и выпевания положенных Уставом псалмов, стихир, тропарей и канонов. Однако, следует помнить, что миряне не при каких условиях(!), не имеют права без священника: дерзать совершать Божественную Литургию; чинопоследования церковных Таинств (за исключением Таинства Крещения «страха ради смертнаго» – о чём будет сказано ниже); одевать священные облачения; совершать какие-либо священнодействия; преподавать мир и благословение; пользоваться Служебником и Требником; читать тайные, сугубо иерейские молитвы; произносить возгласы и ектении – чтобы не впасть в тяжкий грех святотатства и не подвергнуться осуждению от Бога. Существуют уставные правила, руководствуясь которыми миряне могут при отсутствии иерея совершать богослужения суточного, седмичного и годового круга, а также молебствия, крестные ходы, панихиды, литии и отпевание усопших. Перечислим наиболее важные из них: 1. Все богослужения при отсутствии иерея совершаются вне алтаря (алтарь закрыт, завеса Царских врат задёрнута, стихарь не одевается). 2. Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 3. За ектению во всех случаях произносится только «Господи, помилуй»:за великую и просительную ектении – 12 раз; за сугубую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших,..» (см. выше). 4. Миряне могут возглашать прокимны, аллилуарии и «Бог Господь…» со стихами, как это и положено делать канонарху на богослужении.
5. Миряне могут читать Паримии, Апостольские и Евангельские зачала с аналоя на середине храма (не с амвона, и тем более не с алтаря). Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) – опускаются. Произносится только название зачала, например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение», и далее сразу читается текст зачала. При отсутствии богослужебного Апостола и Евангелия, тексты зачал можно определить по номерам глав и стихов, и прочитать их по обычному тексту Нового Завета. При чтении недопустимо никакое подражание диаконской или иерейской голосовой интонации – читать нужно просто, чётко, достаточно громко, с соблюдением смысловых пауз и интервалов. 6. Каждение совершается только ручной (домашней) кадильницей. Кусочек ладана кладётся на горячий уголёк и осеняется крестным знамением с молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Каждение совершается троекратным крестообразным движением руки с кадильницей: а) два раза вертикально – сверху вниз; б) один раз горизонтально – слева на право (). Во время длительного каждения обычно про себя читается 50-й псалом. При небольшом каждении читается таже молитва что и на начало каждения: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». 7. Вместо богослужебного отпуста произносится краткий малый отпуст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере,* преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь». На отпусте, после поминовения Божией Матери(*) можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день («их же и память днесь»). По окончании богослужения молящиеся сами прикладываются ко св.Кресту, который для этого предварительно полагается на аналое за амвоном, или на середине храма рядом с храмовой иконой.
Руководствуясь этими простыми правилами, а также указаниями Богослужебного Устава (Типикон), каждый мирянин при необходимости, если нет никакой возможности быть в храме, может ежедневно вычитывать церковные службы дома. Например, в годы богоборческих гонений миряне почти повсеместно совершали тайные богослужения. В частности – в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях практически всегда существовали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. Особенно же подобное было распространено, когда в деревне кто-нибудь умирал – все храмы округи, к примеру, были закрыты, а попрощаться с человеком без молитвы люди не могли. И вот, старушки прочитывали – пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы. Так было, например, в Нижегородской области, где подобные молитвенные дома были и у православных, и у староверов. Можно привести и другой пример - еще совсем недавно многие пожилые прихожане знали, что такое Обедница. Сейчас это встречается все реже. А «Обедница» – это еще одно название части Литургии оглашенных – Изобразительных («Последование Изобразительных» - см. кн. Часослов). «Править Обедницу» - очень древняя традиция отшельников и монастырских скитов, где не было священника. В первые века существования монашества иноки редко принимали сан, а если и принимали – то после многих лет подвижнического искуса. Для совершения Божественной Литургии монашеские общины приглашали пресвитера, а в остальное время молились самостоятельно, совершая положенные по времени службы без иерея. При богоборческой власти, закрывавшей храмы и уничтожавшей священство, многие православные люди вернулись к этой древней традиции. Недавно почившая старейшая прихожанка Данилова монастыря схимонахиня Даниила (в миру Прасковья Емельяновна Мачкина), пережившая все эти страшные гонения, а в старости по немощи не имевшая возможности посещать богослужения в храме, вычитывала их дома каждый день, причем, не только Обедницу, но и все службы суточного круга. И сейчас среди прихожан много тех, кто интересуется Богослужебным Уставом и хочет научиться уставной молитве. Конечно, богослужение совершаемое одними мирянами не является в уставном смысле полноценным (впрочем, древние иноки наверное так не считали), и безусловно не может заменить главного богослужения – Божественную Литургию, совершаемую только епископом или священником. Однако – хороший навык и привычка к участию в богослужении помогает и самим мирянам–чтецам – она учит их грамотно обращаться с богослужебными книгами, прививает интерес к Церковному Уставу и богослужебным текстам. Когда Октоих, Минеи и Часослов становятся не «темным лесом», а источниками знаний и молитвенного вдохновения, меняется не только наше понимание службы, меняемся мы сами – ведь эти тексты, эти книги составлены великими подвижниками веры и приобщение к ним оказывает каждому громадную душевную пользу. Молитвенные христианские гимны учат нас правильному обращению к Богу через опыт святых подвижников, вводит в мир истинной молитвы, в духовную жизнь Православия. Особенно это необходимо в наше лукавое, предантихристово время. Святые отцы нам предсказывали, что последним христианам придётся укрываться от гонителей и спасаться без привычных родных храмов. Как первые христиане прятались и молились в катакомбах, так и последним христианам тоже придётся спасаться в катакомбах и тайных поселениях. Последние христиане будут как первые – без храмов и даже порой без священников.
Таинство Крещения Таинство святого Крещения при отсутствии священника и при смертной опасности возможно совершить любому православному христианину. Об этом говорят святые: блаж. Иероним, блаж. Августин, преп. Феодор Студит, Тертуллиан, и другие св.отцы и учителя Церкви. Об этом же говорит правило 14 Николы патриарха, 45 правило Никифора исповедника, сказано в Деяниях Апостолов (Деян. 6. 1-6), (Деян. 8. 38), (Деян. 9. 17-18) и др. «В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только: а) чтобы крещающий был православный, б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении, в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84). На такой случай, в Требнике митрополита Петра Могилы имеется указание: «аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» (Требн. П. Мог. л. 8).Кроме этого необходимо – «Для предупреждения случаев смерти детей без крещения, священник должен научать своих прихожан и в особенности женщин, служащих при рождении, тому, как они должны поступать в случаях близкой смерти младенцев, т.е. чтобы они знали совершительную форму крещения и могли бы сами совершить крещение над опасным младенцем, а также увещевать их, дабы в таких случаях немедленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).
Поэтому, каждый должен знать краткий устав совершения св. Таинства Крещения. Читаются: «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». После «Приидите поклонимся», читается Символ Православной веры а затем совершается Таинство Крещения полным троекратным погружением. Крещающий произносит: «Крещается раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (ПЕРВОЕ ПОГРУЖЕНИЕ). Аминь. И Сына (ВТОРОЕ ПОГРУЖЕНИЕ). Аминь. И Святаго Духа (ТРЕТЬЕ ПОГРУЖЕНИЕ). Аминь». (Эти совершительные слова св. Крещения необходимо знать каждому христианину! Особенно важно эти слова знать женщинам, которые готовятся к родам, и акушеркам, которые будут принимать роды – чтобы в случае смертной опасности быстро окрестить младенца). Во время троекратного погружения крещающий держит руку на голове крещаемого. После крещения произносится обычный отпуст. При невозможности полного погружения допускается крещение обливанием. Использовать желательно святую воду, но при нужде подойдет и любая вода. Можно предварительно в такую воду трижды опустить св. Крест, с чтением тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному Царю нашему Православному на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
В православной литературе описан случай, когда при полном отсутствии воды умирающий после преждевременных родов пятимесячный младенец был крещён собственной матерью крестообразным помазанием слюной на челе. Есть описание случаев, когда утопающие в результате кораблекрушения люди прямо в воде совершали крещение друг друга, призывая в свидетели Бога, и были, потом, чудесно спасены по Его божественной милости. В древних патериках описан также случай, когда в пустыне было совершено крещение умирающего песком, за неимением воды. Не следует забывать и о крещении кровью – когда человек перед мученической смертью исповедует Христа Спасителя и страдает за Него. Самокрещение допускается только в самых исключительных случаях. Подтверждающие свидетельства от святых отцов, Макариевых Миней четий и славянского Пролога О крещении мирянами: 1. Св. Мариамия, сестра благовестника Филиппа, пришла во град Ликаонию, многия научи и КРЕСТИ. (Пролог-17 февраля) 2. Св. первомученица Фекла многих КРЕСТИ. (Минея четия Макариевская – 24 сентября) 3. Св. мученица Фотиния самаряныня многия учаше и КРЕСТЯШЕ. (Пролог-20 марта) 4. Св. мч. Галактион КРЕСТИВШИ свою невесту Епистимию и к ней глагола: «О жено! Погибе священство от рода христианского. Того ради нужда, да аз тя крещу. И потом раба и тестя своего КРЕСТИ. (Минея четия - 5 ноября) 5. Св. мч. Конон блаженный и родители своя увеща отврещися идолов и к кресту их приведе, и КРЕСТИЛ отца и матерь и невесту свою Анну. (Минея четия – 5 марта) 6. Св. мч. Хрисанф КРЕСТИ в дому своем блаженную деву Дарию, таже Клавдия Триуна и всех домашних его. (Минея четия - 19 марта) 7. Пр. Архипп многих приходящих к нему эллинов учаше и КРЕЩАШЕ. (Минея четия – 6 сентября) 8. Св. мч. Созонт, бывши пастухом, и Божиею благодатию учаше эллины, и КРЕЩАШЕ их во имя Отца и Сына и Св.Духа. (Пролог-7 сентября) 9. Св.мч. Феофан, иже бяше от эллинских родителей, многи КРЕСТИ народы. (Пролог-9 сентября) 10. Св.мчч. Диодор и Дидим христиане суще, участа люди и многих от неверных КРЕСТИША. (Пролог-11 сентября). 11. Св. мч. Приск христианин сый, многих эллин учаше и КРЕШАШЕ. (Пролог-21 сентября) 12. Св.мч. Марк и иже с ним Христа всем проповедующе и многих ко Господу обращающе и КРЕСТЯШЕ. (Пролог – 27 октября) 13. Мних (инок) некий КРЕСТИ девицу жидовину, о нем же Иоанн милостивый откровение получив. (Пролог 24 ноября) 14. Св. мч. Зосима мних (инок) приведе к вере Коментарисия, огласив его и КРЕСТИ. (Пролог- 4 января) 15. С. мч. Мина Ермогена КРЕСТИ. (Пролог – 10 декабря) 16. Св. мч. Власий, посылаемых от игемона воинов к нему КРЕСТИ всех. (Пролог – 3 февраля) 17. Св. мч. Александр мних (инок), множество града людей КРЕСТИ. (Пролог – 23 февраля) 18. Св. мч. Александр многих эллин КРЕСТИ. (Пролог – 13 марта) 19. Св. мч. Савва многих КРЕСТИ. (Пролог – 15 апреля) 20. Св. мч. Максим многих КРЕСТИ. (Пролог – 14 мая) 21. Св. мч. Василиск тридесяти воинов КРЕСТИ. Потом недужныя уврачева и КРЕСТИ. (Пролог – 22 мая) 22. Св.мч. Потит, цареву дщерь КРЕСТИ и прочих до полуграда КРЕСТИ. (Минея четия – 1 июля) 23. «Неции христианстии отроцы на поли пасуще овцы, и прилучившагося с ними пасуща отрока евреина, именем Феодула КРЕСТИША во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Патерик скитский – глава 54) 24. «По обстоянию и мних (инок) прост КРЕЩАЕТ и диакон, и людин, аще обрящется на месте не сущу священнику» (Патриарха Никифора правило 4) 25. «Подобает некрещенныя младенцы аще обрящется некто на месте не сущу иерею крестити, крестит и свой отец или кий либо человек христианин, несть греха» (Там же) 26. Книга Скрижаль (О тайнах Церковных стр. 76) глаголет: «Ведомо же буди и о сем, яко не сущу священнику, нужди прилучившися, может и священнодиакон крестити, или мирский христианин, аще же да будет, аще муж. Прием воду, и крещая младенца глаголет: «Крещается раб Божий (имя рек), или крещается раба Божия (имя рек) во имя Отца и Сына и Св.Духа.» О сих чти правило Никифора Константинопольского, иже глаголет: «Яко по обстоянию и монах простый, такоже и диакон может крестити» О крещении самих себя 1. Св.мч. Дросида, дочь Трояна царя, САМА СЯ КРЕСТИ (10 июня) 2. Св. первомученица Фекла САМА СЯ КРЕСТИ. (Минея Макариевская 24 сентября) 3. Св.мч. Порфирий СЕБЕ КРЕСТИ. (Минея четия 15 сентября) 4. Св.мч. Гаведдай, сын Савория царя персидского САМ СЯ КРЕСТИ. (Пролог 29 сентября) 5. Св. мч. Филимон САМ СЯ КРЕСТИ. (Минея четия 14 декабря) 6. Пр.Феофан САМ СЯ КРЕСТИ и потом блудницу увеща от блуда, и КРЕСТИ ю Духа Святаго жилища сотрори. (10 июня) 7. Св.вмч.Марина САМА СЯ КРЕСТИ. (Минея четия 17 июня) 8. А сии нужды ради обаче невторкрещаются, иже от причетник, или от простца инока, или диакона, или отца самого. Или христианина некоего православна, и по нужде несущу священнику, то КРЕЩЕНИ суть. (правило Никифора патриарха константинопольского в каноне кратких, сечение 4, титла 2 и сечение 5,гл.1 кн.3 собор 1.Жезл часть 1, обличение 17) Таинство Покаяния «Исповедуйте убо друг другу согрешения ваша, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведного поспешествуема»(Иак. 5,16). Из этого апостольского определения видно, что в исключительных обстоятельствах исповедь допустима и перед простым мирянином. Блаж. Феофилакт Болгарский, в толковании на Мф.18,18 «Елика аще свяжете на земли, будут связана и на небеси», пишет: «Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на Небе. Если же ты разрешишь его, т.е. простишь, то он будет прощен и на Небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо и разрешаемо и на Небе». Поэтому, всем верным должно знать, что принимать исповедь при нужде дозволено всякому из них, храня все в тайне. Также следует знать, что принимающие по нужде такую исповедь являются только свидетелями покаяния, чтобы засвидетельствовать о нём на Суде Божием. «О исповеди пригодной в недостатку православных презвитеров, и под час преследования нынешнего от латиномудрствующих и в краях в некоторых иереов неставало. А однако смотрение и разсуждение в той мере у отцов святых, в недостатку презвитеров православных, и под час преследования нынешнего на нас россов от папежников от тех, которыя с ними заодно мудрствуют, такожде в странах дальних, в которых бы православных иереов недоставало, будущих тогда до латынских князей, и до панов, с папежем римским верующих неудаючись, и не оных призывати, несть бо вем избавления рече пред оными исповедати. Первая наука, пред разумными и умными, любо иеродиаконы, любо монахом, или такожде пред простым человеком, якоже Иаков апостол глаголет во главе 5-ой, учит исповедати друг другу грехи, и молитися друг за друга,яко да исцелеете. И паки: друг друга тяготы носити и тако да исполните закон Христов». (Захарий Копыстенский (XVII век), известный южнорусский церковный деятель и апологет Православия против латинян) Если совесть наша отягощена грехами, но при этом сохранила начаток добра, она всегда ищет возможность очиститься. И споручником, свидетелем нашего покаяния может стать достойный доверия собрат-христианин, если нет рядом с нами духовного отца - священника. Но тогда на этом человеке лежит обязанность при первой возможности передать содержание такой исповеди священнику. Покаяние «из уст в уста» может быть более искренним, но оно возлагает большую ответственность на споручника кающегося. Он должен строго хранить тайну исповеди и совершенно точно передать ее содержание духовному отцу. В наше время, однако, чаще приходится прибегать к другому средству. Доверенное лицо со слов кающегося (или он сам, если имеет силы) записывает содержание исповеди на бумагу, заклеивает в конверт и посылает священнику, который её прочитывает и заочно разрешает. Даже если священник прочитает и заочно разрешит грехи кающегося уже после его смерти – Таинство считается действительным и душа усопшего получает разрешение своих грехов, о чём мы знаем по многочисленным свидетельствам, описанным в Житиях святых. На каком бы краю света ни жили мы - главное, в мыслях и верованиях не отторгать себя от единства церковного, жить достойно звания христианского, стремиться к братскому общению с единомысленными христианами - отцами и братиями во Христе, - и тогда ходатайства и молитвы святой Церкви не оставят нас никогда: ни в жизни сей, ни в жизни будущей.Главным условием нашего покаяния является его искренность и последующее оставление самого греха. Божественная Литургия СОВЕРШАТЬ ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ НЕ МОЖЕТ НИКТО, КРОМЕ ЕПИСКОПА ИЛИ СВЯЩЕННИКА. «Священник человек да будет избран, честен, ведущь священная писмена, рукоположен правильне от архиерея». «От мирскаго не священнаго, но простаго человека такожде и от клирика и от диакона и иподиакона, кроме правильнаго иереа, тайна Святыя Евхаристии никогдаже освятится. Ибо ничтоже того священства совершит, и в тяжкое осуждение и в грех святотатства дерзнувый впадет» (Служебник. Известие учительное). Литургия по нужде в условиях гонений может быть совершена не только в храме, но и в молитвенном доме. В условиях гонений становится возможным совершение Литургии и под открытым небом, и в землянке, и в подвале… Антиминс иметь необходимо, но при его отсутствии Литургию можно совершать и на одних мощах (мощи должны быть мученическими). В исключительных случаях Литургия может быть отслужена и на живом человеке, пострадавшем Христа ради. Церковная история представляет много примеров случаев подобного рода: священномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский, совершил Литургию в темнице на своей груди, поставив кругом себя, как бы в храме, бывших тут клириков и верных; Феодорит, епископ Кирский, в пустыне совершил Литургию на руках иеродиакона. – Грудь и руки священника, по Златоусту, честнее и священнее, нежели камень трапезы и бездушные сосуды. За неимением богослужебных сосудов для тайного служения Литургии придётся брать обычные простые сосуды, но, ни на что другое не употребляемые, лучше всего стеклянные - стакан или большая рюмка, блюдце или тарелка, чтобы при обыске не бросалась в глаза и, чтобы, в крайнем случае, их можно было немедленно разбить. Перед священнодействием необходимо сначала вычистить и вымыть помещение, потом отслужить молебен с водоосвящением и оставить помещение не жилым, в смысле ночевки в нем, до служения Литургии. Хорошо иметь специально изготовленный походный, складной, портативный престол, который потом можно будет сложить и спрятать. Употребление кадила желательно и только в исключительных обстоятельствах его можно не употреблять. С глубокой древности на Руси в качестве ладана использовалась чистая смола хвойных деревьев (кедровая, еловая, сосновая, лиственничная, пихтовая, можжевеловая смолы). Чистые, сухие кусочки этих смол с молитвой и крестным знамением клались на раскалённый берёзовый уголёк, и совершалось каждение крестообразными движениями руки с кадильницей. Можно и приготовить ладан следующим простым способом: собранные в лесу со стволов деревьев кусочки смолы ссыпаются в глубокую сковородку или кастрюльку (посуду лучше использовать старую, которую не жалко); разогревают на огне до расплавления (с мерами предосторожности); затем, расплавленная смола аккуратно процеживается через двойное сито из марли для удаления мусора; затем, в ещё неостывшую смолу, добавляют эфирные масла (например – «розовое» и т.д., если есть), и тщательно размешивают. Когда смола начнет застывать, но еще будет мягкая – её желательно вынуть и тонко раскатать на столе (как раскатывают тесто), для того, чтобы потом удобнее было её дробить (во избежание прилипания смолы необходимо предварительно смазать стол и руки сухим мелом). Застывшую массу дробят на мелкие кусочки и пересыпают их мелом или тальком, чтобы ладан не слипался. Хранят ладан в плотно закупоренных баночках, чтобы аромат не испарился и ладан не потерял своего качества. Для совершения Божественной Литургии хорошо запастись церковным красным вином (кагором, или каким-либо другим натуральным красным виноградным вином), пшеничной мукой для просфор (необходимо иметь навык выпекания просфор на хлебной закваске), восковыми свечами и церковным елеем. В исключительных случаях (в тюрьмах, в лагерях, в плену и т.д.) Литургия может быть совершена и на обычном хлебе и красном ягодном соке – как это и происходило в годы богоборческих гонений. Очень полезно заранее запастись богослужебными книгами первой необходимости: Богослужебным Евангелием и Апостолом, Служебником, Требником, Часословом, и т.д. При отсутствии епитрахили и прочих богослужебных облачений - их можно сшить из простой чистой ткани, желательно белой, нашить св.Кресты, освятить и хранить в чистоте. В случае крайней нужды, в качестве епитрахили священник может использовать чистое полотенце, на котором необходимо изобразить св. Крест, и даже молитвенные чётки. Правило 1 св. Никифора Исповедника предусматривает «по необходимости» нарушение канонической и литургической практики в условиях гонения на Церковь.
Читайте также: VII-Совершение намаза мужчинами и женщинами, стоя на одной линии Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|