Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

​15. Внутренние вооруженные конфликты в контексте кризисного развития общества и политической системы.




​ 15. Внутренние вооруженные конфликты в контексте кризисного развития общества и политической системы.

Понятие " политический режим" отождествляется с политической системой. Ее определяют как систему методов и средств осуществления политической власти, отражающую состояние прав и свобод граждан, отношение государственной власти к правовым основам ее деятельности. Для характеристики политического режима необходимо сопоставление официальных норм с реальной политической жизнью.

режим означает специфические пути и средства, какими эти функции могут быть структурированы и встроены в институты и процедуры, и возникающие в ходе этого взаимоотноршения. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах.

Устойчивость и эффективность демократических режимов обеспечивается не столько конституционными правилами, сколько их гармонией с партийной системой, природой и ролью партий, их программными политическими концепциями.

В анализе политических режимов необходимо постоянно иметь в виду два ключевых среза: горизонтальный (в рамках режима, включая взаимоотношения между институтами, элитами и тд) и вертикальный (т. е. взаимоотношения режима с гражданским обществом.

Взяв эту схему в качестве исходной, кризис режима можно свести к трем политическим полям:

- кризису политических институтов (институциональное поле)

- кризису легитимности (при разрушении доверия общества к власти)

- кризису социальной базы режима (или процессам в социальной инфраструктуре общества)

Любой кризис сигнализирует о невозможности разрешения противоречий на прежней политико-правовой основе.

Признаками кризиса режима являются:

- возрастающая неспособность " верхов" контролировать политические процессы и регулировать конфликты в рамках и на базе сложившейся политической системы.

- делигитимацией в общественном сознании институтов политической власти, резким сокращением и разрушением доверия к ним и властвующей политической элите.

- резким нарастанием недовольства политикой властвующих субъектов (политических " верхов" истеблишмента)

По мнению Кудрявцева в социодинамике кризиса ключевую роль играет деградация институтов (это происходит потому что институты по свей сути не гибкие, в них закреплено старое).

Кризис проявляется, когда система партий перестает отвечать всем группам интересов или функционируют так, что их соперничество не приводит к устойчивой реальной власти.

Кризис особенно реален, если в обществе сильны правая и левая радикальные группы.

Падению режимов часто предшествует широкий размах коррупции, приобретающей всеобщий характер.

Для сохранения легитимности режима необходима экономическая эффективность, отсутствие политической дискриминации, высокая вертикальная мобильность, низкое социальное неравенство.

​ 16. Война и изменение ее характера в начале XXI века.

​ 17. Парламентские, правительственные, конституционные кризисы в политике.

18. Завершение как этап в развитии конфликта. Управление политическими конфликтами.

Управление политическими конфликтами

В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. К контролю за кон­фликтом стремятся даже те силы, которые заинтересованы не в урегулировании, а в перманентном его обострении, консервации, что, по их расчетам, могло бы породить ситуацию, которую можно использовать более эффективно, чем противники. В этом случае оппозиционные силы могут постоянно оспаривать предлагаемые властями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесточать свои требования, что дает повод обвинить их в недемократиз­ме. В свою очередь и правящие элиты нередко выдвигают непри­емлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь на истощение ее сил или на компрометацию в глазах общественного мнения (как не стремящейся к общественному согласию).

Однако в большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами именно с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (на­пример ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Осо­бым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.

Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования конкурентных взаимоотноше­ний неизбежно опирается на решение ряда универсальных задач:

— воспрепятствовать возникновению конфликта либо его раз­растанию и переходу в такую фазу и такое состояние, которые зна­чительно увеличивают социальную цену за его урегулирование;

— вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые про­цессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;

— минимизировать степень социального возбуждения, вызывае­мого течением политического конфликта в смежных областях поли­тической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.

Эти универсальные цели, лежащие в основании стратегии уп­равления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соот­ветствии с основной установкой — либо на урегулирование, либо на разрешение спорных ситуаций. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта (для себя, государства, общества в целом). Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым определенную вероят­ность нового обострения уже урегулированных отношений. Раз­решение же конфликта предполагает исчерпание самого предме­та спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, кото­рое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отноше­ния партнерства, исключило опасность рецидива разногласий.

Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние фак­торы их формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и методы деятельности субъекта управления, мож­но отнести: степень открытости политической системы (отражаю­щей, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста); уровень сплоченнос­ти конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоот­ношений их членов; характер вовлеченности широких социаль­ных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщен­ность политического поведения групп и граждан и их способ­ность к самоограничению своих властных притязаний и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...