Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.




Предмет и задачи соц. псих.

Соц. псих – это наука, изуч-я закономерности познания людьми друг друга, и их взаимоотношения и взаимовлияния. Предм-м изуч. явл. различные соц. контакты между людьми. Объектом выступают не только небольшие по своей числен-ти гр. людей, но и такие общности, кот-е вкл. в себя значительное кол-во распредел-х на большой тер. лиц (классы, нации). Соц. псих. изуч-т мех-мы сознания и повед-я соц. общностей, групп и отдельных людей, их межличн-ых отнош-й, а также соц. обусловленность и роль этих мех-ов в разл-х сферах общ-ва и разных ситуац-х.

Основными задачами соц. псих явл-ся:

ü Исслед-е стр-ры, мех-ов, закономерн-й и особен-й соц.-псих. явл-й: общения и взаимод-ия людей, психологических характеристик соц. гр., психологии личности;

ü Выявления факторов разв-я соц. псих. явл-й и прогнозир-ие хар-ра такого разв-тия

ü Разработка обоснов-ых рекоменд-й и предлож-й по оптимизации упр-я соц псих-их явлениями

ü Непосредственное прим-е методов соц-но псих-ой компетентности людей и разрешение существенных псих. Проблем

 

Функции соц псих как науки

Теоретико-методологическая - связана с выявл-м методов, а также закономерн-й механизмов их проявления Мировоззренческая – с одной стороны она закл-ся в синтизировании соврем-х научных представлений о природе, псих. людей и ее месте в дух жизни общ-ва. Показывает как должен осуществл-ся процесс формир-я правельных представлений в сис-ме: чел-гр-общность-об-во Регулятивная - показывает какое непоср-ное влияние соц. псих. явл-я оказывают на разв-е и функционир-е общностных отнош-й, а также ср-ва управл-я ими Прогностическая - позволяет на основе учета специфики функционир-я соц псих явл-й Аксиологическая -дает понять сущность реальных, мнимых соц псих-их ценностей в жизнед-сти общ-ва в целом.

 

 

Структура соц. псих, ее основные отрасли

Стр-ра соц. псих определ-ся объектами, сферами человеч-й деят и мет исслед. В завис-сти от конкретной области соц дет одно и тоже соц псих явл-е приобрет-т более или менее выраженную специфику. Одно дело-общение друзей, другое-продовца и покуп-ля. В каждом из этих случаев будут проявлятся некот-е общие закономерн-ти общ-я, но очень многое в его содерж-и и хар-ре протекания будут определяться особенности чел деят. В связи с этим соц псих дифференцир-ся в такие отросли как: 1. Соц псих труда- отрасль соц псих изуч-я соц псих проблемы труд-й деят, в частности соц. псих-ий климат в трудовом кол-ве, личностных факторов современной деят, особенности общ-я в кол-вах. 2. Соц. Псих управления-изуч-т псих проблемы управленческой деят, в том числе соц позиции и роли личности в системе управл-х отнош-й, психол-ой совместим-ти как фактор эффект-ти упр-я.

3. Экономич-я псих-одна из самых нов отраслей. Изуч-т оспекты хоз-в. Жизни общ-ва, экономич повед-я и отнош-й хозяйствующих субъектов. 4. Политическая псих- изуч-т психолог компоненты полит жизни общ-ва, политич-е созн-е и повед-е субъектов полит пр-сов. В рамках этой отр-ли исслед-ся соц псих проблемы полит активн-ти, соц. псих условия формир-я общ-но полит интересов молодежи. 5. Этническая псих- изуч-т псих особенности нац. гр, народов. В ее рамках исслед. этно псих хар-ки конкретных нац гр., проблемы межнац-х отнош-й и общ-я, влияние этнич-х стереотипов и установок на пр-с совместной деят.

 

Связь соц-ной псих-ии с другими отраслями научных знаний.

Соц-ая пс-гия поддерживает закономерные и прочные связи с др.науками:

-ФИЛОСОФИЯ; -СОЦИОЛОГИЯ; ДР.ОБЩ.НАУКИ: общ.пс-гия; исторические науки(созн-е меняется с историей); политич.науки(влияние пол.устройства); экономич-е науки(отпечаток соц.явл-я в общ-ве); культурология и этнология; педагогические науки.

 

5.Классификация социально-психологических явл-й. Классификация соц-но-психологич-х явл-й чаще всего осуществл-ся по двум основаниям: по носителям и по качественно-содержательным особенностям.

По носителям бывают: – групповыми (принадлеж микрогр-ам – нескольким людям, малым гр-ам, большим гр-ам – общностям); – межгруп-ми,(присущими двум или неск-м гр-м); – личн-но-гр-ми, (связи между чел-ом и гр-ой); – межличн-ми, (между отдельными личн-ми); – личностн (– соц-псих явл-ми у личн-й).

По кач-но-содерж-ым особен-ям дел-ся на: взаимоотн-я, общ-е, взаимод-е и массовидные. Взаимоотн – позиционно-психол-е связи между людьми. По источнику возникновения и проявлению разл-ся: – позиционные взаимоотня напр., псих-я взаимоот-я равных по должности, рук-ля и сотрудн-в, мужа и жены, родителя и реб-ка, – поведенческие взаимоотн-я. Их психологич-е особ-ти возникают в опыте совместной жизни и деят-ти людей. Массовидные соц-псих явл – распростран, один-ые, охватыв-ие и связ-ие психол-ки некоторое кол-во людей. Это явления: преимущ-но мотивац-но-потребн-го хар-ра: гр-ые цели, груп-е потребности, гр-е интересы, гр-ые чаяния и надежды, гр-е стремл-я, гр-е мотивы, гр-е намер-я; § преимущ-но познав-го хар-ра: гр-ые мнения, гр-е взгляды, г-е убежд-я, гр-е соц-е восприятия, суеверия, предрассудки, слухи; § преимущ-но эмоц-го хар-ра: гр-е настр-я, гр. чувства и переж-я, гр. соц-е ожид-я, гр. аффекты; § преимущ-но повед-ко-волевого хар-ра: гр-я активность(акции), гр-е нормы, обычаи и традиции, мода, ажиотаж, паника.

 

 

Методы соц псих

1. Наблюдение- наиболее распростр-й способ с пом-ю кот-го исслед-ся соц. псих явл-я и пр-сы в разл-х усл-х без вмешательства в их течение. Вкл. участие исследователя в деят, кот. он изучает Не вкл. не требует участия исслед в деят.

2 .Эксперемент – метод предлаг-й активное вмеш-во исслед-ля в деят использ-х с целью созд-я наилучших усл-й для изуч-я конкретных соц. псих. явл-й или пр-ов.

Виды эксперемента: Лабораторный, естественный( изуч в обычных условиях)

Констатирующий- оцениваются соц явления Формирующий- развив опред качества испыт и их гр.

3. Метод анализа документов.

7. Этапы становления социальной психологии:

а) Донаучный. На заре своего раз-я люди знали и исп-ли ряд соц-но-псих-х явл-й и закономерн-й. Из поколения в пок-е передавались обряды, ритуалы, табу как регуляторы общ-х отнош-й. Эти зн-я составляли первонач-ю основу сведений о соц-но-псих-х явл-ях.

б) Философский. В процессе разв-я чел-ой мысли и практики большинство соц-но-псих-х проблем было осознано в рамках филос-х взглядов. В античности эти вопросы рассм-ал Аристотель, Платон; в нов. вр. Руссо, Гегель, Гоббс, Локк, происходит постеп-е расщепление соц-но-псих-го зн-я на теоретич-е (концептуальное) и практ-е (прикладное).

в) Феноменологический. Это период, кот-й предшествует становлению соц-й псих-ии как науки (сер-на XIX века). Он связан: - с разв-м языкознания, - с накопл-ем значит-х фактов в области антропологии, этнографии, археологии, - с успехами и потребн-ми криминологии, - становлением массового произв-ва и разв-ем городов.

1859г. – зарожд-е эмпирической опис-й соц-й псих-ии. В этот пер-д зарожд-ся первые соц-но-псих-е концепции. 1) Псих-я нар-в – сер. XIX в., - учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта. 2) Психология масс – II пол-на XIX в. Франция– теория подраж-я Тарда (чел-к подраж-т общ-ву). Создатели С. Сигеле, Г.Лебон. 3) Теория инстинктов соц-го повед-я – сер-на XIX в. Шотл-ия. Созд-ль Макдугалл.

г) Научный. Нач-ся в 20-е гг. XX в. Характ-ся примен-ем эксперим-го метода для из-ия личн-ти и гр-пы, а также техникой получ-я и колич-ой обраб-ки данных. Начало этого этапа связано с раб-ми Мёде, Олпорта, Бехтерева, кот-е перешли к системе эксперим-го из-я соц-но-псих-х явл-й в гр-пе (в осн-м 7-10 чел-к). Мёде выявил разницу в спос-ти выносить боль в одиночку и в гр-пе, в уст-ти и силе вним-я, в счете, в звукоразл-ях. Олпорт – испыт-е вып-ли зад-я в изолир-ой комнате и в общей. Они умножали числа, зачеркивали определ. буквы, различали вес, запах и т.д.

Бехтерев эксперим-но уст-ли: гр-па спос-ет:

а) увеличению объема знаний, б) исправлению ошибок, в) смягчению отношения к проступку;

гр-па позволяет выд-ть более сильные раздр-ли;

гр-а дает общие сдвиги в показ-х.

 

 

Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

Пон-е и сущность общ-я.

Общ-е- это соц-я активность чел напр-ая на обмен инф-ии соц опытом, чув-ми, настроением, итогом кот-го становится взаимное влияние друг на друга.

Общ-е св-но всем высшим живым существам (млекопит). Общ-е чел многогранно, люди обмен-ся информ., сведеньями об эмоц. состоянии

Выдел-т 3 стр-ые стороны общ-я Коммуник-ая – это сообщение, передача, обмен информации. Интерактивная-это взаимод-е, возд-е друг на друга. Перциптивная-это воспр-е и оценка людьми друг друга, объекта, событий в пр-се общ-я.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...