Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика социального взаимодействия людей.




Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

• ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

• рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е. пока все люди считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней.

 

 

26 Дин-ка соц-го взаимод-я людей. Ур-ни взаимод-я.

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во установок взаимодействие с другими людьми):

1) максимизации общего выигрыша (кооперация);

2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизации выигрыша другого (агрессия);

6) минимизации различий в выигрышах (равенство).

Регуляторами взаимовлияний людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера.

Внушение — это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность - в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок. Убеждение — это процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Высший уровень взаимодействия. Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Выделяют несколько способов взаимодействия: дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция

 

Типы взаимод-я людей.

Кроме видов, обычно выдел-т неск-ко типов взаимод-я. Наиб-ее распространенным явл-ся их деление по результ-й направл-ти: на кооперацию и конкуренцию.

Кооп-я — это такое взаимод-е, при кот-м его субъекты достигают взаимного соглаш-я о преслед-х целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

Конк-я – это взаимод-е, характериз-ся достиж-ем индивид-ых или гр-х целей и интересов в усл-х противоборства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимод-я (сотруднич-во или сопернич-во), так и степень выраженности этого взаимод-я (успешное или менее усп-е сотрудн-во) определяют хар-р межличн-х отн-й между людьми.

В процессе осуществл-я этих типов взаимод-я, как правило, проявл-ся след-е ведущие стратегии повед-я во взаимод-ии, кот-е представлены в табл. 1.

Название Особенность
Сотрудничество Направл-е на полное удовлетв-е участн-ми взаимод-я своих потребн-й (реализ-ся либо мотив копер-и, либо конкур-и).
Противодействие Предполаг-е, ориент-ю на свои цели без учета целей партнеров по общ-ю (индивидуализм).
Компромисс Реализ-ся в частном достиж-и целей партнеров ради усл-го равенства.
Уступчивость Предполаг-я жертву собств-х интер-в для дост-я целей партнера (альтруизм).
Избегание Кот-е предст-ет собой уход от контакта, потерю собств-х целей для искл-я выигрыша др-го.

В основу дел-я на типы могут быть положены также намерения и действия людей, кот-е отражают поним-е ими ситуации общ-я. Тогда выдел-т три типа взаимод-й: дополнит-ое, пересекающееся и скрытное.

Дополнит-ым наз-ся такое взаимод-е, при кот-м партнеры адекватно восприн-ют позицию друг друга.

Пересекающееся – это такое взаимод-е, в проц-се кот-го партнеры, с одной стороны, демонстрир-т неадекв-сть поним-я позиций и действий др-го уч-ка взаимод-я, а с др-й – ярко проявл-т свои собственные намерения и действия.

Скрытое взаимод-е вкл-т в себя одноврем-но 2 ур-ня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумев-й. Оно предполагает либо глуб-е знание партнера, либо большую чувствит-ть к неверб-ым ср-ам общ-я – тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содерж-е.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...