Общая характеристика социального взаимодействия людей.
Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие. Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Основными признаками такого взаимодействия выступают: • наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия; • эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; • ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом; • рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников. Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества. Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е. пока все люди считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней.
26 Дин-ка соц-го взаимод-я людей. Ур-ни взаимод-я.
Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во установок взаимодействие с другими людьми): 1) максимизации общего выигрыша (кооперация); 2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм); 3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция); 4) максимизации выигрыша другого (альтруизм); 5) минимизации выигрыша другого (агрессия); 6) минимизации различий в выигрышах (равенство). Регуляторами взаимовлияний людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. Внушение — это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность - в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок. Убеждение — это процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию. Высший уровень взаимодействия. Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Выделяют несколько способов взаимодействия: дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция
Типы взаимод-я людей. Кроме видов, обычно выдел-т неск-ко типов взаимод-я. Наиб-ее распространенным явл-ся их деление по результ-й направл-ти: на кооперацию и конкуренцию.
Кооп-я — это такое взаимод-е, при кот-м его субъекты достигают взаимного соглаш-я о преслед-х целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы. Конк-я – это взаимод-е, характериз-ся достиж-ем индивид-ых или гр-х целей и интересов в усл-х противоборства между людьми. В обоих случаях как тип взаимод-я (сотруднич-во или сопернич-во), так и степень выраженности этого взаимод-я (успешное или менее усп-е сотрудн-во) определяют хар-р межличн-х отн-й между людьми. В процессе осуществл-я этих типов взаимод-я, как правило, проявл-ся след-е ведущие стратегии повед-я во взаимод-ии, кот-е представлены в табл. 1.
В основу дел-я на типы могут быть положены также намерения и действия людей, кот-е отражают поним-е ими ситуации общ-я. Тогда выдел-т три типа взаимод-й: дополнит-ое, пересекающееся и скрытное. Дополнит-ым наз-ся такое взаимод-е, при кот-м партнеры адекватно восприн-ют позицию друг друга. Пересекающееся – это такое взаимод-е, в проц-се кот-го партнеры, с одной стороны, демонстрир-т неадекв-сть поним-я позиций и действий др-го уч-ка взаимод-я, а с др-й – ярко проявл-т свои собственные намерения и действия. Скрытое взаимод-е вкл-т в себя одноврем-но 2 ур-ня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумев-й. Оно предполагает либо глуб-е знание партнера, либо большую чувствит-ть к неверб-ым ср-ам общ-я – тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содерж-е.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|