Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления ¾ это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, а также формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. Принципы местного самоуправления можно разделить: § на общие ¾ это принципы, присущие всей системе государственной власти (например, в Российской Федерации ¾ гласность, демократия, законность, народовластие и др.); § специальные ¾ принципы, присущие местному самоуправлению. В специальных принципах местного самоуправления находят отражение объективные закономерности и тенденции развития местной власти. Специальные принципы местного самоуправления: 1) предопределяют построение и функционирование муниципальной власти; 2) выступают теоретической основой муниципального строительства и тем самым помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки; 3) служат критерием оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления; 4) отражают сущностные признаки и черты местного самоуправления и тем самым способствуют сохранению преемственности в развитии его институтов. Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской хартии о местном самоуправлении, которая служит основой для муниципального законодательства стран ¾ членов Совета Европы. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, формулируют общие принципы, присущие всей системе местного самоуправления в нашей стране.
Ниже специальные принципы местного самоуправления охарактеризованы более подробно. 1. Самостоятельность в организации и осуществлении местного самоуправления. Конституция Российской Федерации (статья 12) гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население самостоятельно решает местные вопросы.1 В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Собственно, в этом и заключается суть местного самоуправления. Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие его основные черты: а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления; конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно; б) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований в Российской Федерации сегодня сталкивается с большими трудностями); в) муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
г) самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий гарантируется нормами муниципального права. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, запрещается. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту. Статья 4 Европейской хартии о местном самоуправлении гласит, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий при осуществлении собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.2 2. Организационная обособленность местного самоуправления. Основное содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции Российской Федерации: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство, таким образом, признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.3 Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям, «не нарушая более общих законодательных положений», ¾ как провозглашает статья 6 Европейской хартии о местном самоуправлении, ¾ самим «определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление». В соответствии с данным положением статья 131 Конституции Российской Федерации подтверждает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.4 Рассматриваемый принцип предопределяет основы взаимоотношений муниципальных образований между собой, муниципальных органов и органов государственной власти, а также статус муниципальных служащих.
Муниципальные образования должны обладать экономической и финансовой самостоятельностью в рамках, предписанных соответствующим разграничением предметов ведения между ними. На этой основе строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами: а) не допускается образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами; б) не разрешается осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами; в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих; г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти: а) реализуют отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации; б) осуществляют решения, принятые органами государственной власти; в) в соответствии с законом оказывают содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.5 Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления. 3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Европейская хартия о местном самоуправлении (статья 9) исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом.6 Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конституции Российской Федерации и законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации (статья 8), гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает муниципальную собственность наравне с другими формами собственности.7 В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество. Статья 132 Конституции Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Муниципальная собственность и местный бюджет ¾ неотъемлемые атрибуты каждого муниципального образования. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Выполнение этих стандартов гарантируется государством, которое для этих целей оставляет в местных бюджетах определенную долю отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации. Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные положения (статьи 132 и 133) о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми в соответствии с законом могут наделяться органы местного самоуправления, и о компенсации дополнительных расходов, возникших при реализации решений, принятых органами государственной власти.8 Однако существующий в Российской Федерации механизм финансового обеспечения муниципальной деятельности не дает местному самоуправлению необходимых финансовых гарантий. 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Сущность местного самоуправления проявляется не только в финансово-экономической и организационной самостоятельности муниципального образования, но и в том, что население берет на себя ответственность за решение вопросов местного значения ¾ напрямую или через органы местного самоуправления. При этом наличие у муниципального образования выборных органов является обязательным. В соответствии с уставами муниципальных образований органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Указанный принцип призван обеспечить: а) эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; б) учет и защиту интересов населения муниципальных образований в процессе деятельности органов местного самоуправления; в) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления. Успех в решении вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования и находящихся в ведении муниципального образования в соответствии с его уставом, зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления, сколько инициативы и предприимчивости они проявляют в своей деятельности. Поэтому в случае неудовлетворительного решения указанных вопросов претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы и в соответствии с законом непосредственно решает вопросы местного значения. Реализация названного принципа предполагает использование населением муниципальных образований различных форм контроля над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти формы закреплены в уставах муниципальных образований. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его традиций. В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Население вправе выразить свое отношение к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам на местном референдуме, а также с помощью других форм прямого волеизъявления, например отзыва выборного должностного лица. 5. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Данный принцип выражается в том, что субъекты Российской Федерации законодательно закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Многообразие указанных форм в нашей стране объясняется следующими причинами: а) на организацию местного самоуправления оказывает влияние федеративное устройство государства: в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов организации местного самоуправления;9 руководствуясь этими общими принципами, субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления; б) Российская Федерация ¾ многонациональная страна, многие ее регионы отличаются самобытностью, в них существуют особые исторические и иные местные традиции. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления в данных регионах; в) по данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в нашей стране можно выделить 9 основных типов поселений; всего же с учетом их подвидов можно говорить о более 80 специальных типов поселений в России;10 такое многообразие не может не влиять на формы осуществления местного самоуправления; г) многообразие форм организации местного самоуправления связано с тем, что Конституция Российской Федерации предоставляет населению муниципального образования право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Муниципальное образование, в свою очередь, имеет право самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования его органов; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных лиц, других органов местного самоуправления, а также различные вопросы организации местного самоуправления, в том числе обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества (с учетом исторических и иных местных традиций). 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Значение этого принципа в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы как высшую ценность (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (статья 18).11 Реализация прав и свобод гражданина во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления, так как эта деятельность: а) обеспечивает решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения ¾ именно в данных областях местной жизни, отнесенных к ведению муниципальных образований, происходит реализация основных социально-экономических прав и свобод граждан; б) гарантирует охрану общественного порядка: оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Российской Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне; в) дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения; г) является гласной: нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования). 7. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Принцип законности ¾ один из основных конституционных принципов российской государственности. Статья 15 Конституции Российской Федерации утверждает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы нашей страны.12 Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления, которое осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (статья 133) устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, которые гарантированы ею и федеральными законами.13 Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет только о контроле над тем, как органы местного самоуправления соблюдают правовые нормы, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни. В статье 8 Европейской хартии о местном самоуправлении формулируются основные критерии государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления:14 а) любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом; б) любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается с помощью прокурорского надзора и судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления. Кроме того, важными полномочиями по пресечению незаконной деятельности органа или выборного должностного лица местного самоуправления обладают законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Необходимо также иметь в виду, что соблюдение законности в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований, обеспечивается благодаря контролю со стороны представительного органа местного самоуправления. При государственной регистрации устава муниципального образования субъекты Российской Федерации проверяют, соответствует ли он Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации, и в случае того или иного противоречия отказывают муниципальному образованию в государственной регистрации его устава. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке. 8. Гласность деятельности местного самоуправления. Гласность ¾ важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С ее помощью общество может контролировать управленческую деятельность, а граждане ¾ влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы. Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает, что деятельность последних носит открытый характер, а население систематически получает всю необходимую информацию по данной теме. Способы обеспечения гласности нашли правовое закрепление в нормах муниципального права и в практике местного самоуправления. Осуществление указанного принципа в деятельности органов местного самоуправления предполагает: а) информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления; б) возможность получения гражданами исчерпывающих сведений о содержании принятых этими органами решений; в) использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т. п. Эти формы применялись в свое время еще местными Советами и их исполнительными комитетами. Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» содержится перечень сведений, относимых к государственной тайне. Согласно статье 5 данного Закона, государственную тайну может составлять, в частности, информация о силах и средствах гражданской обороны, об объектах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа и др. Закон также устанавливает, какие сведения не подлежат засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и последствиях этих происшествий; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др. Важную роль в осуществлении принципа гласности на уровне местного самоуправления призваны играть средства массовой информации. Последовательное осуществление указанного принципа создает необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле над работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления обязаны рассматривать внесенные гражданами проекты правовых актов по вопросам местного значения на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы). Практика местного самоуправления свидетельствует о том, что могут быть опубликованы и наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования). Это делается для максимально широкого обсуждения их населением. 9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности (т. е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия. Например, представительный орган местного самоуправления является коллегиальным, его численный состав определяется уставом муниципального образования, а решения принимаются в коллегиальном порядке. Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия решений: это, прежде всего, требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, обязательного для принятия решения. Принцип коллегиальности проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т. д. Соблюдение указанного принципа означает, что депутаты представительного органа должны иметь необходимые условия для активного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений: возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу. Принцип единоначалия, на основе которого в системе местного самоуправления может быть построена деятельность органов управления, не отрицает и коллегиальных моментов, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам регулирования местной жизни. Так, практика местного самоуправления показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при этом должностном лице, состоит из руководителей структурных подразделений местной администрации или иных специалистов и выполняет совещательные функции. 10. Государственная гарантия местного самоуправления. Статья 12 Конституции Российской Федерации говорит о признании и гарантиях прав местного самоуправления со стороны государства.15 В соответствии с этим положением государственные гарантии осуществления местного самоуправления определяются в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,16 других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Российской Федерации.17 Осуществление рассматриваемого принципа означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, законодательно гарантирует его финансовую, экономическую и организационную самостоятельность, утверждает принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливают запрет на ограничение его прав, гарантируемых вышеуказанными законами. Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает материально-финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий, полученных в соответствии с законом, а статья 133 ¾ компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.18 Конституция Российской Федерации (статья 8) равным образом признает и защищает муниципальную собственность (наряду с частной, государственной и иными формами собственности).19 Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только за счет закрепления в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и благодаря применению системы организационных форм и методов муниципальной работы, соответствующих данным принципам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|