Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие муниципального образования




В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для характеристики самоуправляемой территории был введен термин «муниципальное образование» и дано его определение: «Муниципальное образование ¾ городское,сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». Основные признаки любого муниципального образования приведены на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Признаки муниципального образования1

Таким образом, в Законе 1995 г. четко даны правовые признаки муниципального образования: это любая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, атрибутами которой являются: муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом какая конкретно территория, в каких административных границах может быть муниципальным образованием ¾ не сказано. Этот недостаток устранен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором уточнены территориальные основы и правовое положение муниципальных образований. Это сделано для более четкого распределения публично-правовых задач (вопросов местного значения), объектов собственности, доходных источников и ответственности между различными муниципальными образованиями. Четко определены два типа муниципальных образований: муниципалитеты, которые создаются на базе одного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов, и муниципальные округа, ¾ фактически районы. Вся территория страны должна быть покрыта как муниципалитетами, так и муниципальными округами. Большие города (города регионального значения), а также любые административные центры субъектов Российской Федерации будут муниципалитетами, осуществляющими также функции муниципального округа.

Наличие обоих типов муниципальных образований признано необходимым для одновременного решения следующих задач: приближения местного самоуправления к населению, обеспечения его доступности, эффективности решения вопросов местного значения на соответствующем их содержанию территориальном уровне.

Границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Логика здесь такова, что целевое назначение муниципальных образований административно-территориальных единиц различно. Деление на муниципальные образования предусматривает создание необходимых условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Деление же на административно-территориальные единицы осуществляется ради более эффективного осуществления полномочий государственной власти через свои территориальные органы.

Следовательно, в соответствии с законом к признакам муниципального образования можно отнести:2

§ территориальность местного самоуправления в границах поселения или в иных, определенных законом, границах (т. е. законом закрепляется поселенческо-территориальный принцип организации местного самоуправления);

§ реализация населением на этой территории своего права на местное самоуправление, т. е. на решение всех вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность;

§ наличие выборных органов местного самоуправления (представительного органа, главы муниципального образования, иных выборных органов);

§ реализация населением своего права на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью;

§ наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет;

§ несвязанность территории муниципального образования с границами административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.

9.2. Муниципальное образование
как социально-экономическая система

Сложные системы, включающие в себя множество природных и созданных человеком подсистем, называются социально-экономическими. При этом одна социально-экономическая система может быть подсистемой в рамках другой социально-экономической системы. Муниципальное образование (город, поселение, район) как социально-экономическая система является подсистемой региона и государства. В этих системах муниципальное образование выполняет множество различных функций: административную, производственную, транспортную, образовательную, культурную, научную и др.

Для управления муниципальным образованием как социально-экономической системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть ее основные подсистемы. Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации. В этом смысле он носит субъективный характер. Например, территориальная структуризация города на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т. д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку городской территории. Функциональная же структуризация (по функциям или по целям) помогает построить «дерево целей» системы управления городом.

В материально-вещественной структуре города можно выделить следующие главные подсистемы:3

§ территория;

§ население;

§ градообразующая сфера;

§ градообслуживающая сфера, или городское хозяйство;

§ социальная сфера.

Муниципальное образование как социально-экономическая система может быть определена через параметры объекта и субъекта управления.Объект управления (место проживания) характеризуется населением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они оказывают существенное влияние на формирование интересов совместного проживания.

На муниципальном уровне можно с достаточной степенью условности выделить следующие интересы совместного проживания:

1) совместное использование ресурсов для производственной и любой хозяйственной деятельности;

2) совместное пользование социальной инфраструктурой;

3) регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).

Цель и методы деятельности субъекта управления муниципальным образованием определяют его характеристики. Главная характеристика субъекта управления муниципальным образованием ¾ объем его компетенции. Прежде всего, это те задачи, которые государство возложило на органы местного самоуправления.

Осуществляя управленческую деятельность в муниципальном образовании, органы местного самоуправления призваны выявлять тенденции экономических процессов на подведомственной территории, определять приоритеты, ресурсные средства и формулировать экономическую стратегию развития местного сообщества. Особое значение приобретают укрепление муниципальной собственности, постепенное восстановление работоспособности объектов местного хозяйства. Ведь нельзя потребить то, что не произведено. Только собственник может быть заинтересованной опорой местного производства, активным участником решения местных проблем. Не случайно один из системных принципов Европейской хартии о местном самоуправлении ¾ достаточность материальных, финансовых и других ресурсов местного самоуправления.4

Практически все органы местного самоуправления сейчас имеют в своем составе подразделения по экономическому и социальному развитию. Их основная цель ¾ способствовать распространению на своей территории предпринимательства, росту производства товаров и услуг, созданию рабочих мест. В большинстве регионов страны созданы центры поддержки малого предпринимательства, образованы общественные фонды, осуществляется адресная материальная и финансовая помощь малым предприятиям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...