Включаем указатели поворота направо.
Бросаем взгляд в зеркало. 3. Контролируем "мертвую зону". Перестраиваемся в крайнее правое положение. 5. Снижаем скорость. И вот здесь то отличие, о котором говорилось выше. Вам надо предпринять активное торможение, заранее планируя скорость 3–5 км/ч перед началом поворота, иначе вы не "впишитесь" в траекторию, изображенную на рисунке 68. 6. Переключаем передачу. Как только скорость уменьшится до запланированной, вы должны переключиться на первую передачу и к точке "X" закончить все изменения по скорости и передаче. 7. Поворачиваем направо. Техника исполнения поворота остается прежней. На очень малой скорости вам надо "облизать" край тротуара или газона, сделав два поворота направо. Рис. 68. Поворот направо на площадку Только не забудьте об автомобилях, которые движутся сейчас по площадке, ведь в них сидят ваши коллеги! С площадки они еще не выезжали и водят машину все еще с "квадратными" глазами. Поэтому постарайтесь им не мешать. Въехав на площадку, следует выбрать укромное местечко ("М" – см. рис. 62), остановиться и передохнуть. Когда вы немного отдохнете, подумаете, найдете причины мелких и больших ошибок в своей первой поездке, "подвиг" надо будет повторить – проехать по большому кругу вокруг площадки еще раз. Затем опять вернуться на площадку, потом снова круг и так до тех пор, пока ноги и руки не начнут полностью вам подчиняться, а машина не начнет делать то, что и было запланировано сделать. Глава 5. ПОВОРОТЫ НАЛЕВО После освоения поворотов направо можно переходить к более сложным поворотам – налево (рис. 69). Рис. 69. Движение вокруг площадки налево
На первый взгляд левые повороты могут показаться вам не такими уж сложными. "Подумаешь, раньше ехали направо, а теперь поедем налево. Да и на площадке такие повороты мы отрабатывали". Это опасные мысли! Трудности нельзя недооценивать. И если вы хотя бы бегло просмотрите рисунки этой главы, то очень быстро со мной согласитесь. Траектория поворота налево Для начала предлагаю вам разобраться с безопасной траекторией поворота налево. Давайте сразу начнем раскладывать ее на 3 этапа (рис. 70). Рис. 70. Три этапа поворота налево Первый этап. Подготовка к повороту. Как и при подготовке к повороту направо, прежде всего надо определиться с крайним положением. И уже здесь есть некоторые сложности. Когда дорога имеет разметку на полосы движения и линию, разделяющую встречные потоки, остается только вплотную прижаться к "осевой" (рис. 71), и это будет крайним левым положением. Рис. 71. Крайнее левое положение при наличии разметки А если дорожной разметки нет? Тогда надо мысленно разделить дорогу на две равные стороны и занять такое положение, которое явно покажет всем остальным водителям ваши намерения (рис. 72). Рис. 72. Крайнее левое положение на дороге без разметки Второй этап. Собственно поворот. Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка не только обеспечивает безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД (рис. 73). Рис. 73. Центр перекрестка при повороте налево Если поворот осуществляется через "центр" перекрестка, то вы всегда будете находиться на своей правой стороне дороги (той, с которой начинается поворот, и на которой он заканчивается). Приближаясь к центру перекрестка, вам надо будет окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А траектория в свою очередь зависит от... направления движения встречного транспорта!
Если встречные машины движутся прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения вашего автомобиля, вы должны будете лишь уступить им дорогу. Для этого можно снизить скорость или остановиться перед воображаемым центром перекрестка, но траекторию движения, изображенную на рисунке 70, надо сохранить неизменной. А если встречный автомобиль тоже хочет повернуть налево? В этом случае ПДД не дают ответа на вопрос: "Кто имеет преимущество? " Поэтому водители сами нашли решение данной проблемы (рис. 74 и 75). Рис. 74. Одновременный поворот налево (на больших перекрестках) Рис. 75. Одновременный поворот налево (на маленьких перекрестках) Думаю, что после рассмотрения рисунков все становится понятно – вы и встречная машина можете двигаться одновременно, так как друг другу не мешаете. Запомните "неписаное" правило: • При одновременном повороте налево на больших перекрестках – разъезжаемся правыми бортами, а на маленьких – левыми. Определить категорию перекрестка (большой он или маленький) и траекторию поворота (четь раньше центра или после него) обычно бывает нетрудно, да и водитель встречной машины вам в этом поможет, направив свой автомобиль по оптимальной траектории. Остается только один вопрос. А как найти этот самый "центр" перекрестка? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакого кружочка, как на рисунках в книге. Поверьте, если заинтересованно посмотреть на любой перекресток, то кое-что увидеть можно. Поскольку шины автомобилей на поворотах активно "чертят" по дороге, то на сухом асфальте центр перекрестка будет явно просматриваться в виде белой "подушечки" (рис. 76 и 77). Причем контуры такого "центра" подскажут вам еще и принятую для этого перекрестка траекторию поворота налево. Зимой на центре перекрестка лежит нетронутый снег, а во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит. Рис. 76. Центр большого перекрестка На рисунке 76 изображен центр большого перекрестка, на котором водители при одновременном повороте налево разъезжаются своими правыми бортами. На небольших перекрестках, когда водители объезжают центр, образуется другая "подушечка", по форме близкая к кругу (рис. 77).
Рис. 77. Центр маленького перекрестка Центр перекрестка вы нашли, разобрались, с какой стороны будете его объезжать, при необходимости уступили встречному транспорту. Что дальше? А дальше можно выезжать с перекрестка. Третий этап. Выход из поворота. И опять выход из поворота будет сложнее, чем при повороте направо. Приближаясь к любому перекрестку, желательно заранее спланировать все три этапа будущего поворота. Но, как только что выяснилось, в зависимости от ситуации возможна некоторая корректировка траектории движения. И к выходу из поворота это тоже относится. Дорога, на которой заканчивается поворот, может иметь одну (рис. 70), две (рис. 78), три (рис. 79) и более полос движения в данном направлении. Предположить количество полос, конечно, можно, но убедиться в правильности своего предположения вы сможете, лишь въехав на перекресток. Рис. 78. Поворот налево на дорогу с двумя полосами Рис. 79. Поворот налево на дорогу с тремя полосами А на какую полосу выезжать с перекрестка? Вопрос важный, поскольку ошибка с выбором полосы приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни "новичкам", ни "старичкам". Поэтому вам необходимо своевременно выбрать (еще не доезжая до центра перекрестка) вашу личную полосу и направить свой автомобиль по плавной всем понятной траектории именно на нее. В отличие от поворота направо ПДД не определяют обязательную полосу при выходе из левого поворота, значит, поворачивать можно на любую полосу. При этом нельзя забывать о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (например, см. п. 9.4 ПДД). Возможные ошибки. К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть известное неофициальное выражение: "при повороте налево водитель срезал угол" (рис. 80). Рис. 80. Водитель "срезал угол" Некоторые водители всегда на любых перекрестках не доезжают до "центра", "срезая" основную часть траектории практически по прямой линии. При этом вероятность благополучно закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%. Если сегодня другие водители успели увидеть такого "шустрика" и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он "воспитает" нарушителя.
Это был пример на 90% сознательного нарушения ПДД. Но есть и другие водители, которые на 90% не осознают, что делают. То, что изображено на рисунке 81, можно увидеть на реальной дороге! И происходит это тогда, когда неопытный водитель пытается "выждать" встречный автомобиль в движении. Рис. 81. Классическая ошибка "новичка" при повороте налево Вместо того, чтобы остановиться у центра перекрестка и там ожидать проезда встречного транспорта, "новичок" продолжает "ползти" дальше мимо центра перекрестка, сам того не осознавая. Ну а дальше он выделывает такие "кренделя", что не каждый профессионал сможет это повторить. А если серьезно, то траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения. Водитель, имеющий намерения ездить без аварий, должен учесть, что: • Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра. • Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге, является одним из первых признаков предстоящей аварии. Выезд с площадки налево Прежде, чем реально выезжать с площадки, советую вам спланировать не только сам выезд (рис. 82), но и один-два следующих поворота (см. рис. 69). Но начнем мы все-таки с выезда. Рис. 82. Выезд с площадки – налево Выезд с площадки налево сложнее выезда направо как минимум по двум причинам. Во-первых, вы должны контролировать движение транспорта по дороге как слева от себя, так и справа. А во-вторых, вам понадобится слаженная работа рук и ног для выполнения той сложной траектории движения, которую надо будет еще предварительно спланировать. С учетом этих мыслей начинаем готовиться к выезду с площадки налево: 1. Перестроение в крайнее правое положение (поскольку сначала вы будете поворачивать направо):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|