Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологическое исследование на тему степени удовлетворенности оказанием социальной услуги по надомному обслуживанию клиентской группой




 

В 1–м полугодии 2014 г. на обслуживании в отделении находилось 40 человек. Из них 20 человек – пожилые люди, 5 человек – инвалиды труда, не достигшие пенсионного возраста. 4 чел. – участники ВОв, 1 чел. – труженик тыла. Состав клиентов по группе инвалидности: I группа – 28 человек; II группа – 23 чел.; 2 чел. Не имеют группы инвалидности. Структура заболеваемости инвалидов: общее заболевание, СЗГМ, психиатрическое заболевание, сахарный диабет, рассеянный склероз, полинейропатия, сахарный диабет, сосудистые заболевания конечностей, ИБС, ЧМТ, инвалиды по зрению.

В данный период клиентам были оказаны следующие социальные услуги: социально – бытовые – 15872; социально – медицинские – 22455; социально – психологические – 7805; социально – правовые – 93; социально – экономические – 21. Всего оказано услуг – 46246, из них на платной основе – 45295.

Таким образом, в настоящее время в отделении социального обслуживания инвалидам пожилого возраста оказывается помощь, направленная на улучшение качества жизни пациентов, причём одной из главных задач является повышение доступности социального обслуживания лицам пожилого и старческого возраста. Работа по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов в отделении носит многоаспектный характер и включает в себя медико – социальную, социально – бытовую, социально – психологическую, правовую помощь.

 

Таблица 1 - Отчет о предоставленных социальных услугах и обслуженных лицах по отделению социально-медицинского обслуживания на дому за 1 полугодие 2014 года

Клиентские группы Периодичность обслуживания Всего обслужено
  разовое До 1 мес. До 3 мес. До 6 мес. До 9 мес. До 1 года  
Пожилые инвалиды              
Инвалиды трудоспособного возраста              
ВСЕГО              

 

Таблица 2. - Состав клиентов по группе инвалидности

группа общее заболевание СЗГМ Псих. заб. сах. диаб. Рассеян. склероз Полинейро- патия сос. заб. конечнос- тей по зрен. ИБС ЧМТ
I                    
II                    

 

Не имеют инвалидности – 2. Всего: 40. Из них: УВОв – 4, труженик тыла – 1.

Мной было проведено анкетирование среди обслуживаемых клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Цель: определение эффективности предоставляемых социальных услуг. Изучалось отношение клиентов к получаемой помощи, мнение об услугах и их качестве, а также желание или возможности получать какие-либо дополнительные услуги. Текст анкеты см. в Приложении Е. В анкетировании принимали участие 30 человек. Анкетирование клиентов показало (см. Диаграммы в Приложении Е):

1) пожилые люди и инвалиды, находящиеся на обслуживании в отделении социального обслуживания на дому – это пожилые инвалиды в возрасте от 60 до 89 лет.

2) Из них – 40% мужчины, 60 % - женщины.

3) Большинство респондентов имеют среднее (40%) и среднее специальное образование (40%), остальные неполное среднее (10%) и высшее (10%).

4) На вопрос о том, как пожилые люди узнали о работе Территориального управления Министерства Соцразвития Пермского края, 73, 4 % ответили, что от работников ТУ МСР ПК, 20 % - из разговоров с обслуживаемыми, 3,3 % - из СМИ, 3,3 % случайно.

Таки образом, можно сказать, что специалисты и социальные работники занимаются выявлением потенциальных клиентов, но в то же время реклама деятельности ЦСО в СМИ находится на низком уровне.

5) Все респонденты получают услуги отделения обслуживания на дому, 16,6 % получали материальную помощь, 13,3 % - консультации по различным вопросам. Возможно, что обслуживаемые информированы только об услугах отделения социальной помощи на дому и не знают, какие ещё услуги может им оказать ТУ МСР ПК, т.е. необходимо обратить внимание на взаимодействие между отделениями и более полное информирование обслуживаемых.

6) На вопрос о том, учитываются ли нужды и потребности клиентов теми, кто оказывает им социальные услуги, положительно ответили большинство обслуживаемых (70%), остальные (30%)отметили, что учитывается не все потребности, что иногда стыдно попросить помыть пол и т. п., т.е. необходимо разъяснять клиентам их права на получение дополнительных услуг. В целом клиенты довольны обслуживанием, высказывали благодарности в адрес социальных работников, говорили об их благожелательном отношении, отмечали, что с ними легко общаться, они уважительные, внимательные.

7) Дополнительные услуги, которые клиенты хотели бы получать: помощь на дому – 26,6 %; организация культурных мероприятий – 16,6 %; услуги парикмахера - 20%; услуги юриста – 3,3 %; ремонт обуви – 13,3%; телефон доверия – 16,6 %. Таким образом, необходимо изучать потребности клиентов в оказании помощи на дому и продумать вопрос об организации досуга, психологической помощи, т.к. это позволит клиентам общаться, почувствовать себя неодинокими.

8) На вопрос о том, помогает ли клиентам кто-нибудь, ответы распределились следующим образом получают помощь от детей – 33,3%, получают помощь от соседей – 16,6 %, получают помощь друзей – 23,3 %, получают помощь от организации – 6,6%, не помогает никто – 20 %. Таким образом, было выявлено, что большинство клиентов получают помощь от детей и друзей. Однако большой части пожилых инвалидов не помогает никто, поэтому им должно быть оказано особое внимание со стороны социальных служб.

9) Не имеют возможности оставаться активными членами общества из-за плохого здоровья, удаленности населенного пункта, чувства собственной невостребованности большинство обслуживаемых (56,7%), но у 16,6% из них есть желание быть активными; остальные (43,3%) имеют возможность сохранять социальную активность, часть из них является членом ветеранских организаций, общества инвалидов. 18 человек из выборки, если бы у них была возможность, хотели бы влиять на политику на местном уровне. Эти люди не пассивные «получатели» услуг, их активность необходимо использовать в социальной работе; необходимо помочь всем пожилым людям почувствовать свою востребованность, интерес к ним, к их опыту. Таким образом, мы приходим к важному выводу о том, что одиноким гражданам и инвалидам необходима помощь в сельской местности, и задачи органов социального обслуживания населения организовать ее в отдаленных от районного центра селах и деревнях.

11) Изучение ценностей клиентов показало, что самым ценным для них в настоящее время является: здоровье – 96,7%; внимание врачей – 60 %; своя безопасность – 56,7%, сохранение спокойствия – 56,7%; безопасность и спокойствие близких – 53,3%; забота со стороны социальных служб – 46,7%; уважение со стороны родственников – 46,7%; материальное благополучие – 43,3%; уважение со стороны государства - 40%; востребованность жизненного опыта- 33,3%; соблюдение прав - 30%.

Таким образом, самым ценным является для клиентов - состояние здоровья, внимание врачей, безопасность своя и близких и сохранение спокойствия; для многих важны и ценны: забота со стороны социальных служб, уважение со стороны родственников; способность двигаться и здраво рассуждать, материальное благополучие; уважение со стороны государства, востребованность жизненного опыта, соблюдение прав.

В целом анкетирование показало, что самым главным для обслуживаемых является здоровье и всё, что с ним связано; многие обслуживаемые люди одинокие и больше надеются и опираются не на своих близких и родных, а на государственные службы, которые должны обеспечить им помощь и защиту. Анализируя ответы, мы обратили внимание на то, что многие наши клиенты считают себя людьми активными, но не все имеют возможность проявить свою активность, так как проживают далеко от районного центра- города Добрянки. Поэтому нам важно прилагать усилия для объединения пожилых людей, изучать их интересы и поддерживать их желание общаться. Важно также принять во внимание ответы пожилых людей, касающиеся удовлетворения их потребности в разного рода информации; нам необходимо искать новые формы и методы работы, позволяющие удовлетворить эту потребность.

Очень важным является, насколько пожилой человек адаптируется к жизни в условиях инвалидности. Совместно с психологом мы провели тестирование клиентов с помощью методики диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона (Приложение Ж.).

Цель: выявление особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию».

Специальный интерес представляет анализ того, насколько адекватно человек переживает и осознает в критические моменты особенности своей личности и своих состояний, так как от точности такого отражения во многом зависит успешность его совладания с новыми требованиями, адаптации к ним (под адаптацией понимаем процесс превращения объективных общественных форм и условий жизнедеятельности личности в продуктивные индивидуальные качественно своеобразные способы ее организации). Одним из условий успешности профилактики и коррекции дезадаптации является четкое знание психологом характера субъективных искажений в случаях, когда знание человека о себе отличается грубой неадекватностью.

В качестве валидного методического инструмента может служить шкала социально-психологической адаптированности (СПА), в оригинале разработанная известным американским психологом К. Роджерсом и Р. Даймоном. Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих человека к переоценке себя и своих возможностей. Шкала состоит из 100 суждений, из них 37 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают и с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем к стремление овладеть, справиться с ними и пр.), следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов); 26 высказываний нейтральны. В число последних включена также контрольная икала (шкала лжи).

Шкала предъявляется обследуемым в виде небольшой тетради с высказываниями, под каждым из которых напечатана 7- ступенчатая шкала:

1) адаптированность – дезададаптированность;

2) приятие – неприятие себя (соответственно суждения);

3) приятие других – конфликт с другими;

4) эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия);

5) ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность) – ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач);

6) доминирование – ведомость (зависимость от других);

7) «уход» от проблем.

Коэффициент социально-психологической адаптированности вычислялся по сумме позитивных (i/+/) высказываний, рассортированных на 5, 6, 7 позиции шкалы, и негативных (i/-/) попавших в позиции 1, 2, 3:

Ка = 5, 6, 7 / Ni+1 2 3 / Ni

Так как позитивных суждений в шкале 37 и столько же негативных, то гипотетическая оптимальная величина коэффициента – 74, минимальная – 0. Средние индексы социально-психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39-44 баллов. Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав, или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

– «0» – это ко мне совершенно не относится;

– «1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;

– «2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

– «3» – не решаюсь отнести это к себе;

– «4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

– «5» – это на меня похоже;

– «6» – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания. В исследовании участвовало 30 человек.

Результаты исследования:

1 адаптивность – у 40 % уровень адаптивности ниже нормы, у 60 % в норме.

2 дезадаптивность - у 13,3 % уровень дезадаптивности выше нормы, у 86,7 % - в норме.

3 а) Принятие себя – у 26, 6 % уровень принятия себя ниже нормы, у 73,4 % он в норме.

3 б) Непринятие себя - у 26,6 % уровень неприятия себя выше нормы, у 73,4 % - в норме.

4 а) Принятие других - у 13,3 % уровень приятия других ниже нормы, у 86,7 % - в норме.

4 б) Непринятие других - у 20 % уровень неприятия других выше нормы, у 80 % - в норме.

5 а) Эмоциональный комфорт - у 33,3 % уровень эмоционального комфорта ниже нормы, у 66,7 % - в норме

5 б) Эмоциональный дискомфорт - у 26,6 % уровень эмоционального дискомфорта выше нормы, у 73,4 % - в норме.

6 а) Внутренний контроль - у 13,3 % уровень внутреннего контроля ниже нормы, у 86,7% в норме.

6 б) Внешний контроль - у 20 % уровень внешнего контроля выше нормы, у 80% в норме.

7 а) Доминирование - у 26,6 % уровень доминирования ниже нормы, у 73,4 % - в норме.

7 б) Ведомость - у 40 % уровень ведомости выше нормы, у 60% - в норме.

8 Эскапизм - у 20 % неработающих пенсионеров уровень эскапизма выше нормы, у 80 % - в норме.

Коэффициент адаптации (Ка) - у 26,6 % ниже среднего, у 73,4 % - средний.

В целом показатели адаптации у пациентов средние, однако, у части пациентов они низкие. Исследование показало, что есть необходимость совершенствования работы по социальному обслуживанию инвалидов пожилого возраста с целью их социальной адаптации и удовлетворения их базовых потребностей.

Исполнителем социальной услуги социальной помощи на дому ООО «УК «Новолетие» используются различные формы социального обслуживания с учётом возрастных особенностей инвалидов, в сотрудничестве с различными субъектами социальной работы. Обслуживающий персонал применяют все предусмотренные законодательством РФ формы и методы правовой защиты пациентов. Качество социального обслуживания находится на высоком уровне. Вместе с тем необходимо совершенствовать работы по социальному обслуживанию инвалидов пожилого возраста с целью удовлетворения их базовых потребностей и адаптации в обществе.

Анкетирование клиентов показало, что самым главным для обслуживаемых является здоровье и всё, что с ним связано; многие обслуживаемые люди одинокие и больше надеются и опираются не на своих близких и родных, а на государственные службы, которые должны обеспечить им помощь и защиту. Анализируя ответы, мы обратили внимание на то, что многие наши клиенты считают себя людьми активными, но не все имеют возможность проявить свою активность. Поэтому нам важно прилагать усилия для объединения пожилых людей, изучать их интересы и поддерживать их желание общаться. Важно также принять во внимание ответы пожилых людей, касающиеся удовлетворения их потребности в разного рода информации; нам необходимо искать новые формы и методы работы, позволяющие удовлетворить эту потребность.

Очень важным является, насколько пожилой человек адаптируется к жизни в условиях инвалидности. В целом показатели адаптации у клиентов средние, однако, у части пациентов они низкие. Это говорит о необходимости совершенствования работы по социальному обслуживанию инвалидов пожилого возраста с целью их социальной адаптации и удовлетворения их базовых потребностей. Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...